Влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:10, дипломная работа

Описание работы

Сбросу эмоционального напряжения способствуют, прежде всего, такие виды спорта, где человек наряду с физическим напряжением испытывает возбуждение эмоциональной сферы. Одним из таких видов спорта является бокс. Бокс считается достаточно агрессивным спортом, так как эмоциональ-ный накал и жесткий выброс эмоций велик.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА………………………………………..5
1.1.Психологическая подготовка спортсмена………………………………5
1.2. Психологические особенности спортсмена……………………………13
1.3. Спорт и темперамент……………………………………………………18
I.4. Агрессивность спортсменов…………………………………………….21
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ………………………….23
2.1. Понятие агрессии………………………………………………………..23
2.2. Концепции агрессии…………………………………………………….27
2.2.1. Теории влечения ……………………………………………………27
2.2.2. Теория фрустрационной агрессии………………………………………..32
2.2.3. Теории социального научения…………………………………………....32
2.2.4. Теория поло-ролевой идентификации……………………………………34
2.3. Типология агрессии……………………………………………………...36
2.4. Мотивация агрессии……………………………………………………..42
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ……................48
3.1. Исследование тревожности………………………………………………48
3.2. Исследование агрессивности……………………………………………..49
3.3.Дифференцированный анализ результа-тов………………………………50
Заключение……………………………………………………………………51
Список литературы …………………………………………………………..52
Приложение…………………………………………………………………..55

Работа содержит 1 файл

Влияние спорта.doc

— 433.00 Кб (Скачать)

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, т.к. потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Агрессия - очень частое явление в современном обществе. Агрессивные проявления, например, жестокость и насилие, если не стали нормой жизни, то, по крайней мере, рассматриваются как важная составная ее часть.

 Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам сосущест­вования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), прино­сящее физический ущерб людям или вызывающее у них отрицательные пере­живания, состояние напряженности, страх, подавлен­ность и т. д.

Однако это определение  - не единственное, принятое в науке. Современные исследователи Р.Бэрон и Д.Ричардсон рассматривают следующие основные подходы к определению сущности агрессии.

1) Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан  описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

2) Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.

Л.Берковиц определяет агрессию как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред другому».

М. Раттер относит агрессивность к «социально неодобряемой форме поведения, которая сказывается себя в плохих отношениях с окружающими, проявляющимися в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративном неповиновении, разрушительных действиях и лживости».

Следует признать, что, хотя агрессия стереотипно воспринимается как негативное явление, у нее есть и позитивные стороны.

В частности, агрессивное поведение помогает человеку защитить себя, настоять на то, что важно. Агрессия также может способствовать развитию лидерских качеств.  

Агрессивное поведение человека иногда определяется как "агрессия", а иногда - как "агрессивность". Нередко  "агрессия" и  "агрессивность"  рассматриваются как синонимы. Однако, как считает Т.Г.Румянцева, необходимо разграничивать «агрессию» как специфическую форму поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности: агрессия – это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность – это некая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Агрессивные проявления во всех своих формах имеют одну общую черту: они вызваны «попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. 

 

2.2. Концепции агрессии.             

Существуют множество теорий агрессии. Наиболее значимыми являются три теории - это теории влечения (или инстинкта), которые представлены различными психоаналитическими и этологическими подходами, фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации).

Теории влечения в современной психологии считаются устаревшими, а в последнее время это отношение распространилось отчасти и на фрустрационную теорию агрессии. Последняя явилась переходной ступенькой от психоаналитической теории влечения к теориям социального научения; она положила начало новейшим исследованиям агрессии и сильно стимулировала их.

2.2.1. Теории влечения

В теориях влечения агрессия рассматривается как устойчивая диспозиция индивида, поэтому построены они довольно просто. В первоначальном варианте психоаналитической теории Фрейда, агрессия трактовалась как составная часть так называемого «Я – влечения», однако позднее, главным образом под влиянием первой мировой войны, Фрейд ввел в свою теорию в виде «влечения к смерти» самостоятельное агрессивное влечение. О возможностях предотвращения войн Фрейд в 1932 году указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Благодаря общественному прогрессу разрушительному стремлению можно только придать безобидные формы разрядки.

Фрейд уделял феномену агрессии сравнительно мало внимания, считая сексуальность (либидо) и инстинкт самосохранения главными и преобладающими силами в человеке. Однако в 20 – е гг. он полностью отказывается от этого представления. Уже в работе «Я и Оно» (1923г.), а также во всех последующих трудах он выдвигает новую дихотомическую пару: влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти.

Инстинкт смерти направлен против самого живого организма и потому является инстинктом либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида (в случае направленности вовне). Если инстинкт смерти оказывается связан с сексуальностью, то он находит выражение в формах садизма и мазохизма. И хотя Фрейд неоднократно подчеркивал, что интенсивность этого инстинкта можно редуцировать, основная его теоретическая посылка гласит: человек одержим одной лишь страстью – жаждой разрушить либо себя, либо других людей, и этой трагической альтернативы ему вряд ли удастся избежать. Из гипотезы о влечении к смерти следует вывод, что агрессивность по сути своей является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижной импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека.

Фрейд не столько прояснил, сколько завуалировал феномен агрессии, распространив это понятие на совершенно разные типы агрессии, и таким образом свел все эти типы к одному – единственному инстинкту. Причиной тому была его склонность к дуалистическому противопоставлению двух основополагающих сил в человеке. При разработке этой дихотомической схемы сначала возникла пара, состоящая из либидо и стремления к самосохранению; позднее эта пара трансформировалась в противопоставление инстинкта жизни инстинкту смерти.

Фрейд полагал, что силы влечения в поведении человека в принципе не отличаются от таковых у животных. Он употреблял термин «влечение» вместо «инстинкт» и различал во влечениях источники влечения и цели влечения; последние удовлетворяются посредством инстинктивного поведения относительно объекта влечения.

Фрейд считал влечения исторически приобретенными родовыми признаками, которые затем стали врожденными. Эти влечения, направленные на изменяющиеся объекты, формируются в столкновении с окружающей средой на основе замещения, сублимации и торможений. Торможение влечений – таких, как либидо и агрессивное влечение, - сделало неизбежным возникновение чувства растущей «скованности культурой». Согласно Фрейду, способность большинства людей сублимировать свои влечения, то есть отвлекаться от первоначальной цели и находить удовлетворение в объекте, допустимом с социальной точки зрения, очень ограничена.

Так, непреодаленное с влечение человека к агрессии проявляется в войнах. Фрейд утверждал, что «искоренение зла невозможно».

В связи с тем, что Фрейд в более позднем изложении своей теории влечений истолковал агрессию как выход основополагающего влечения к смерти, он пришел к убеждению, что войну следует понимать как попытку психологического самосохранения народа, как выход наружу деструктивного влечения к самоуничтожению.

В работе "Влечения и их судьбы"(1915) Фрейд воспроизводит позицию об агрессивности, независимой от сексуального инстинкта. Эта альтернативная гипотеза предполагает, что источником агрессивности являются инстинкты "Я". Фрейд писал: "Ненависть как отношение к объектам старше любви. Она происходит из изначального отвержения нарциссическим "Я" внешнего мира и потока его стимулов. Будучи реакцией на вызванное объектами неудовольствие, она всегда тесно связана с инстинктами самосохранения, так что сексуальный инстинкт и инстинкты "Я" могут без труда составить противоположности, повторяющие противостояние между любовью и ненавистью. Когда инстинкты "Я" преобладают над сексуальной функцией, как бывает на стадии садистско-анальной организации, они придают инстинктивной цели также и свойства ненависти". Здесь Фрейд полагает, что ненависть старше любви, и что она коренится в инстинктах "Я" или инстинктах самосохранения, в первую очередь отвергающих "поток стимулов" из внешнего мира и составляющих противоположность сексуальным импульсам.

Статьей о влечениях и их судьбе (1915) завершается первый этап размышлений Фрейда о деструктивности. Он одновременно придерживается двух представлений: об агрессивности как части сексуального влечения (оральный и анальный садизм) и об агрессивности, независимой от сексуального инстинкта, об агрессивности как свойстве инстинктов "Я", которые не приемлют вторжения внешних влияний и препятствий, мешающих удовлетворять сексуальные потребности и потребности в самосохранении, и противятся подобному вторжению.

Не нашедшая выхода агрессия может означать тяжелое повреждение; все выглядит так, как будто нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя, чтобы оградить себя от стремления к саморазрушению.

Аналогичного понимания агрессии придерживается основоположник этологии Лоренц. По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится.

Согласно Лоренцу, люди и животные обычно находят возбудитель раздражения, чтобы сорвать на нем зло и тем самым освободиться от энергетической напряженности. Им нет нужды пассивно дожидаться подходящего раздражителя, они сами ищут его и даже создают соответствующие ситуации. Однако в тех случаях, когда не удается найти или создать внешний раздражитель, энергия накопившейся инстинктивной агрессивности достигает таких размеров, что сразу происходит взрыв, и инстинкт срабатывает {в вакууме} впустую(41,с.ЗЗ).

Итак, для Лоренца агрессия не является реакцией на внешние раздражители, а представляет собой собственное внутреннее напряжение, которое требует разрядки и находит выражение, невзирая на то, есть для этого подходящий внешний раздражитель или нет.

Можно сказать, что теория Лоренца покоится на двух фундаментальных посылках: первая - это гидравлическая модель агрессии, которая указывает на механизм возникновения агрессии. Вторая - идея, что агрессивность служит делу самой жизни, способствует выживанию индивида и всего вида. В общем и целом Лоренц исходит из предположения, что внутривидовая агрессия (агрессия по отношению к членам своего же вида) является функцией, служащей выживанию самого вида. Лоренц утверждает, что агрессивность играет именно такую роль, распределяя отдельных представителей одного вида на соответствующем жизненном пространстве, обеспечивая селекцию "лучших производителей" и защиту материнских особей, а также устанавливая определенную социальную иерархию. Причем, агрессивность может гораздо успешнее выполнять функцию сохранения вида, чем устрашение врага, которое в процессе эволюции превратилось в своего рода форму поведения, состоящую из "символических и ритуальных" угроз, которые никого не страшат и не наносят виду ни малейшего ущерба (41,с. 34).

В своей теории К. Лоренц соединил два элемента. Первый состоит в утверждении, что звери, как и люди, наделены врожденной агрессивностью, которая способствует выживанию вида и особи. Второй элемент (тезис о человеческом характере накопившейся агрессии) помогает Лоренцу объяснить жестокие и разрушительные импульсы человека; правда, для доказательства этого предположения у него не так много аргументов и фактов. Как способствующая жизни, так и разрушительная агрессия подводятся под одну категорию, и единственное, что их объединяет, - это слово "агрессия".

Информация о работе Влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин