Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:10, дипломная работа
Сбросу эмоционального напряжения способствуют, прежде всего, такие виды спорта, где человек наряду с физическим напряжением испытывает возбуждение эмоциональной сферы. Одним из таких видов спорта является бокс. Бокс считается достаточно агрессивным спортом, так как эмоциональ-ный накал и жесткий выброс эмоций велик.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА………………………………………..5
1.1.Психологическая подготовка спортсмена………………………………5
1.2. Психологические особенности спортсмена……………………………13
1.3. Спорт и темперамент……………………………………………………18
I.4. Агрессивность спортсменов…………………………………………….21
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ………………………….23
2.1. Понятие агрессии………………………………………………………..23
2.2. Концепции агрессии…………………………………………………….27
2.2.1. Теории влечения ……………………………………………………27
2.2.2. Теория фрустрационной агрессии………………………………………..32
2.2.3. Теории социального научения…………………………………………....32
2.2.4. Теория поло-ролевой идентификации……………………………………34
2.3. Типология агрессии……………………………………………………...36
2.4. Мотивация агрессии……………………………………………………..42
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ……................48
3.1. Исследование тревожности………………………………………………48
3.2. Исследование агрессивности……………………………………………..49
3.3.Дифференцированный анализ результа-тов………………………………50
Заключение……………………………………………………………………51
Список литературы …………………………………………………………..52
Приложение…………………………………………………………………..55
53
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Специальность: Педагогика и психология
Влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин
(Выпускная квалификационная работа)
Студент гр. №__________ ________ /
дата подпись
Научный
руководитель __________ _________ /
Заведующий кафедрой ________ __________ /
дата подпись
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА………………………………………..5
1.1.Психологическая подготовка спортсмена………………………………5
1.2. Психологические особенности спортсмена……………………………13
1.3. Спорт и темперамент…………………………………………………
I.4. Агрессивность спортсменов…………………………………………….
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ………………………….23
2.1. Понятие агрессии……………………………………………………….
2.2. Концепции агрессии…………………………………………………….
2.2.1. Теории влечения ……………………………………………………27
2.2.2. Теория фрустрационной агрессии………………………………………..32
2.2.3. Теории социального научения…………………………………………....32
2.2.4. Теория поло-ролевой идентификации……………………………………34
2.3. Типология агрессии……………………………………………………..
2.4. Мотивация агрессии……………………………………………………..
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ……................48
3.1. Исследование тревожности………………………………………………
3.2. Исследование агрессивности……………………………………………
3.3.Дифференцированный анализ результатов………………………………50
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………..52
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире очень остро встает вопрос о психическом здоровье людей. Быстрый и обширный поток информации, высокое эмоциональное напряжение, которое сегодня испытывают члены общества, порождают такие негативные последствия как агрессию и депрессию.
Издавна считается, что занятие спортом снижают уровень эмоционального напряжения. Однако, не все виды спорта способны снять эмоциональное напряжение. К тому же, как показывают исследования в сфере профессионального спорта, уровень эмоционального напряжения у профессиональных спортсменов достаточно велик.
Сбросу эмоционального напряжения способствуют, прежде всего, такие виды спорта, где человек наряду с физическим напряжением испытывает возбуждение эмоциональной сферы. Одним из таких видов спорта является бокс. Бокс считается достаточно агрессивным спортом, так как эмоциональный накал и жесткий выброс эмоций велик.
Цель исследования – изучение влияния занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин. Следует отметить, что у мужчин, непрофессионально занимающихся боксом.
Гипотеза исследования – предполагается, что мужчины, занимающиеся боксом, имеют невысокий уровень агрессивности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Сформировать представление об основных положениях спортивной психологии: особенностях спортсменов, сочетании личностных особенностей и агрессивности в спорте.
3. Подобрать диагностические методики, позволяющие выявить уровень агрессивности у мужчин, занимающихся боксом.
4. Провести диагностическое исследование и анализ полученных результатов.
Объект исследования – уровень агрессивности у мужчин, занимающихся боксом.
Предмет исследования – влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин.
Эксперимент проводился на базе спортивного комплекса «Темп». В эксперименте принимали участие 30 мужчин, разного возраста. Из них 15 занимаются боксом, 15 не занимаются боксом.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
- анализ и обобщение психологических источников по проблеме исследования;
- констатирующий эксперименты,
- методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы, приложения.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических основ психологии спорта. Здесь рассматриваются вопросы психологических особенностей спортсмена, его психологической подготовки, влияния занятия спортом на уровень агрессивности, взаимовлияния спорта и темперамента.
Во второй главе рассматривается теория агрессивного поведения, типология и мотивация агрессии.
В третьей главе описывается непосредственной проведенное экспериментальное исследование. В данной главе представлены результаты исследования уровня агрессивности и тревожности у мужчин, занимающихся боксом и не занимающихся боксом. Проведенное экспериментальное исследование состоит из двух этапов: во-первых, психодиагностика уровня агрессивности; во-вторых, проводился дифференцированный анализ результатов исследования.
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА.
1.1. Психологическая подготовка спортсмена.
Спорт – одно из любимых детищ цивилизации. Побудительная, мотивирующая основа занятий спортом, высших достижений, в значительной мере, лежит в области эгоцентризма. Мир, как бы велик и многообразен он ни был, всего лишь окружает «Я» спортсмена, его потребности, цели, мотивы, интересы, установки, желания, взгляды, убеждения и пр.
Пьедестал почета в спорте – один их символов выделения своего «Я». Пребывая на высшей ступеньке почета, спортсмен чувствует себя в единственном на данный момент в центре искусственно созданной ситуации в мире спорта. Но пьедестал почета – это лишь один из многочисленных атрибутов спорта. Спорт высших достижений сродни религии: здесь свои храмы, гимны, одежды, ритуалы, посты, символы, правила и т.д. Молятся здесь на спортивный результат. И образ жизни больших спортсменов, весь их душевный мир настолько существенно отличаются от мира не-спортсменов, что традиционные, стандартизированные оценки их личности и деятельности часто оказываются просто неприемлемыми. Мощное желание реализовать свою эгоцентрическую природу находит в спорте благоприятнейшую основу. И спорт, естественно, отбирает в качестве своих верных служителей людей с наиболее выраженным стремлением к самоутверждению, к славе, к превосходству. На пути к этому они нередко демонстрируют беспримерные подвиги и преодоление своих слабостей, утомления, опасности, внешних препятствий и пр. Это и многолетние систематические усилия в тренировках и соревнованиях, и отрешение от множества «мирских» радостей, риск нарушить здоровье и не реализовать себя в будущем в какой-то другой деятельности.
Особенности спорта, как вида деятельности человека, требуют особой психологической подготовки спортсмена.
Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом связана с повышением психологической культуры спорта, с междисциплинарным взаимодействием наук о спорте. Под психическое готовностью спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.
Весьма существенным понятийным компонентом психологической подготовки в спорте является взаимодействие видов подготовки (психологической, физической, специальной, технической, теоретической). Чаше всего психологическая подготовка рассматривается как один из видов подготовки. В этом случае ей, наряду с другими видами, отводится определенная роль в планировании тренировочного и соревновательного процессов, назначаются соответствующие цели, формы и методы. Такой подход упрощает решение организационных задач и структурирование подготовки, однако является проблематичным для решения задач системного взаимодействия различных ее видов.
Например, спортсмен выполнил большой объем силовых нагрузок, но не занимался психотренингом. В логике рассмотрения психологической подготовки как одного из видов подготовки он носил свою физическую подготовленность, но не продвинулся в психологической. Однако, выполнение силовой нагрузки потребовало от него значительных волевых усилий, сосредоточение внимания, вестибулярной устойчивости и проявление других психических качеств. В результате произошли изменения и в его психологической готовности, но они не были учтены. Та же самая силовая нагрузка вполне могла быть использована для развитии волевых качеств или сосредоточения внимания. Тогда ( в той же логике разделения видов подготовки) не были бы учтены изменения физических кондиций, что тоже неверно.
Психологическая подготовка может быть рассмотрена не только как особый вид подготовки, наряду с физической, специальной, тактической, теоретической, технической, но и как особая функция каждого из этих видов подготовки - функция формирования субъективного отношения, оценки значимости всех видов проделанной работы (в том числе и вне тренировки) для успеха в спортивной деятельности. Только в этом случае достигается более высокий системный уровень подготовки, когда все действия спортсмена организуются в соответствии с логикой высоких спортивных достижений, имеют четкую мотивационную структуру. И именно эта субъективизация способствует включению целенаправленных действий спортсмена в состав деятельности.
Субъективизация - условие и процесс возникновения и развития активности человека, в котором его психика обогащается знаниями и средствами преобразования действительности, заключенными в осваиваемой деятельности. Последующее использование этого обогащенного психического образа самим субъектом при решении практических задач создает предпосылки для оценки соответствия этого образа реальной действительности. Практическая проверка реального значения психического образа для данного субъекта делает его сторонником, приверженцем или, напротив, противником осваиваемой деятельности.
Итак, психологическая подготовка - это формирование, развитие и совершенствование свойств психики, необходимых для успешной деятельности спортсменов и команд.
Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком боксере можно сказать что он «боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой.
Особенностью психологической подготовки в единоборстве являются:
*ответственность перед коллективом за личные действия;
*большое количество сильных сбивающих факторов во время соревнований;
*сильно выраженные компоненты спортивного мастерства и их взаимодействия для достижения цели (техника, тактика, физическая и психологическая подготовки);
*сложности турниров (перерывы между боями не дают возможности полностью восстановить организм, большое количество турниров, контроль над массой тела, профилактика травм и др.).
Состояние психологической подготовленности играет особую роль, зачастую является решающим в схватке. Спортсмен, не умеющий совладать с чрезмерным возбуждением накануне выхода на ринг, неуверенный в своих силах, вовремя боя не сможет быстро мобилизоваться и разумно действовать. Наоборот, если боксер хорошо психологически подготовлен, спокоен, уверен в себе, легко управляет своим настроением и действиями в бою, он и при сильно действующих факторах (пропуске сильного удара, неудачах в атаках и т. п.) сумеет мобилизоваться, правильно оценить обстановку, учесть возможности свои и противника и успешно решить тактические и технические задачи. Не надо забывать, что боксер, участвуя в турнире, который длится до 12 дней, имеет три-четыре боя и должен быть психологически готов к каждому из них.
При психологической подготовке боксера на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому тренер должен быть достаточно эрудирован в области психологии, педагогики, физиологии и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития.
Информация о работе Влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин