Влияние СМИ на агрессивность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростка.
Объект исследования: Объектом исследования выступает человеческая агрессия. Я хочу рассмотреть агрессию как форму социального поведения.
Предмет исследования: Средства массовой информации как источник воздействия на агрессию среди подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния средств массовой информации …………………………………………………………………….5
1.1. СМИ: Классификация, роль СМИ в современном обществе …………………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подросткового возраста. Агрессивность в подростковом возрасте………………………………………13
1.3. Влияния СМИ на личность подростка………………………………...25
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на агрессивность подростков……………………………….38
2.1. Ход выполнения……………………… ………………………………...38
2.2. Методологическая база исследования…………………………………39
2.3 Анализ результатов……………………………………………………...49
Заключение……………………………………………………………………….51
Список литературы………………………………………………………………53
Приложения……………………………………………………………………...55

Работа содержит 1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ)).docx

— 134.92 Кб (Скачать)

  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический анализ изучения влияния средств массовой информации …………………………………………………………………….5

1.1.  СМИ: Классификация,  роль СМИ в современном обществе  …………………………………………………………………………………….5

1.2. Психологические характеристики  подросткового возраста. Агрессивность  в подростковом возрасте………………………………………13

1.3.       Влияния  СМИ на личность подростка………………………………...25

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….37

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния средств массовой информации на агрессивность подростков……………………………….38

2.1.      Ход выполнения………………………  ………………………………...38

2.2.      Методологическая  база исследования…………………………………39

2.3       Анализ  результатов……………………………………………………...49

Заключение……………………………………………………………………….51

Список литературы………………………………………………………………53

Приложения……………………………………………………………………...55

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Информационный бум  охватил все слои общества, включая  и школьников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (средства массовой информации).

Ценностные установки  ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего  на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

Большинство детей в считанные  секунды могут скопировать повадки  и манеру поведения любимого киногероя  или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную  рифмовку, рассказать, что именно они  узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими  знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни  для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку.

 Пагубное воздействие  агрессивных тенденций на детей  в первую очередь ощущают их  родители. Порою именно родители  нуждаются в поддержке, испытывая  беспомощность в борьбе с идеями  насилия, которые свободно транслируются  через средства массовой информации. Как сделать так, чтобы в  этой непростой ситуации не  замутить сознание ребёнка, не  сломать его психику, не испортить  его физическое здоровье? Эти  и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы моего исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна.

Причины агрессии изучались  многими исследователями, в частности  З.Фрейдом, К.Юнгом, К.Лоренцом, А.Бассом, Э.Фроммом.

 Цель исследования: Выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности подростка.

 Объект исследования: Объектом исследования выступает человеческая агрессия. Я хочу рассмотреть агрессию как форму социального поведения.

 Предмет исследования: Средства массовой информации как источник воздействия на агрессию среди подростков.

Гипотеза исследования:

Предполагаю:

1.В подростковом возрасте мальчики отличаются большей агрессивностью чем девочки.

2.Средства массовой информации  негативно влияют на агрессивность  подростков

Задачи исследования:

1) Провести анализ сущности агрессивности;

2) Рассмотреть классификацию средств массовой информации и  представить её характерологический анализ;

3) Подобрать диагностический инструментарий;

4) Провести исследования по теме;

 

Организационная база: МБОУ СОШ № 25 г.Пензы.

Методологическая  база: Опросник Басса-Дарки, Методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П, Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л).

Практическая  значимость: На сегодняшний день проблема агрессивного поведения подростков наиболее актуальна. В связи с широким распространением жестокости в средствах массовой информации, одной из ведущих причин агрессивности принято считать СМИ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Средства массовой информации. Классификация, роль СМИ в современном обществе.

     Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [15, с.7].

     К СМИ, в  частности, относятся: [16, с.12]

   1) печатные издания:  газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;

   2) электронные (радио,  телевидение, Интернет, видео –  и аудиозаписи, кинематограф;

   3) Информационные  агентства.

Основными функциями СМИ являются: [16, с.37]

   1) коммуникативная  - функция общения, налаживания  контакта, которая называется исходной  функцией;

   2) непосредственно – организаторская (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как т.н. "четвертой власти" в обществе);

   3) идеологическая (социально  - ориентирующая), связанная со стремлением  оказать глубокое влияние на  мировоззренческие основы и ценностные  ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

    4) культурно-образовательная,  заключающаяся, в том, чтобы,  будучи одним из институтов  культуры общества, участвовать  в пропаганде и распространении  в жизни общества высоких культурных  ценностей, воспитывать людей  на образцах общемировой культуры, тем самым  способствуя всестороннему  развитию человека;

   5) рекламно - справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов   в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);

    6) рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).

Отличительные черты  СМИ – это:

1) публичность, т.е. неограниченный  круг пользователей; 

2) наличие специальных  технических приборов, аппаратуры;

3) непостоянный объем  аудитории, меняющейся в зависимости  от проявленного интереса к  той или иной передаче, сообщению  или статье [16, с.79].

    Возможность наглядно  – образного восприятия, а как  следствие и более сильного  эмоционального влияния на человека  оказывает телевидение. Оно является  мощным средством коммуникации  по охвату населения и возможности  воздействовать на сознание людей.  Проблема такого влияния занимает  одно из важнейших мест в  современной социальной психологии. Над ней работают многие известные   научные учреждения и организации  (ЮНЕСКО, Европейский институт по  изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического  здоровья США и т.д.).

     Под телевидением (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается: 1) собирательное название ряда областей науки  и техники, связанных с передачей и изображения и звука на расстояние; 2) средство массовой аудиовизуальной коммуникации; 3) вид искусства [17,с56].

     Благодаря  возможностям приобщения огромной  аудитории к одновременному восприятию  информации телевидение стало  колоссальной силой, важным фактором  духовной коммуникации. Зритель  доверяет первой информации о  том или ином событии и не  склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей  к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ  формирует, в частности, эстетическое  сознание масс.

     Основными   жанрами телевидения являются:

- репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т. д.);

- информационные программа;

- аналитические программы;

- развлекательные программы  (в т.ч. концерты, шоу);

- кино, сериалы, анимация;

- образовательные и научно-познавательные  программы;

- игровые программы и  др.

    Человек XX-XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.

    Видеокультура представляет собой сложную информационную структуру, включающую в себя различные формы телевизионных и видеотехнологий (антенное, кабельное и спутниковое телевидение, видеофильмы, видеоигры и т.д.), а также некоторые виды современного искусства, основанные на применении телевизионных технологий. Все формы видеокультуры играют важную роль в социализации и формировании ценностных структур человека. Общепризнанным является тот факт, что в большинстве стран мира телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей.  
    В отечественной научной литературе данная проблема, по нашему мнению, разработана явно недостаточно, что во многом связано со сменой культурной парадигмы. В то же время, в зарубежной научной литературе эта проблема освещена гораздо полнее, ей посвящены специальные научные издания. Тем не менее, в 70-80 гг. прошлого века появился ряд фундаментальных исследований, посвященных анализу взаимосвязи культуры и СМИ, которое рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.)

    Современными западными  исследователями телевидения выделяются  следующие основные проблемы и аспекты этого СМИ:

   1. Способ организации звуков  и образов.

   2. Природа телевидения как  мощного экономического и социального  института.

   3. Взаимоотношение между  человеком и мирами, проецируемыми  на экране [16].

   Пресыщение информацией  стало одним из важнейших факторов  в формировании личностных характеристик  ребёнка, среди которых немалую  роль играют эстетические представления  и ценности. 
     С первых лет своей жизни он попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Однако возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности видеокультуры как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения как социального агента. Данное отношение среды и субъекта имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих. Так, с одной стороны, коммерциализация видеокультуры приводит к преобладанию насилия. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, компьютерных, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Видеокультура обладает мощным потенциалом знакомства с другими культурами и жизненными стилями, отличными от собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками. На смену "авторитарности” в этом аспекте пришла подвижная множественность развивающих/образовательных программ коммерческого телевидения [18].

    Однако  в последние  годы передачи ТВ структурировались  в соответствии с различными  параметрами — возрастными, социальными,  по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало  как ценностным структурам социума,  так и его стратификации, то  в постсоветский период эта  четкая структурированность утрачивается  и исчезает. Картина, которую представляют собой отечественные медиа сегодня аморфна, расплывчата и, к сожалению, во многом вторична (приоритеты во многих случаях следует искать в Западном телевидении).  
      Если ранее существовал четкий образ-модель ребёнка, подростка, на который ориентировалась вся структура масс медиа, то с потерей идентичности исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры”, совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации (к примеру, необходимо знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа передачи “Спокойной ночи, малыши”). Только при создании адекватной воспитательной модели возможен выход из этого кризиса. Исчезновение «железного занавеса», «шоковая терапия» в экономике,  т.н. «сексуальная революция» привели к серьезнейшим последствиям и для отечественной культуры в целом и для видеокультуры в частности. Разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей приводит к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели.

Информация о работе Влияние СМИ на агрессивность подростков