Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:04, курсовая работа
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, классных коллективов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности школьников для предупреждения ее развития.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________3
I. ТЕОРИИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ _________________________________________________________________6
1.1. Понятие агрессивности и ее виды_____________________________6
1.2. Подход теории социального научения к объяснению природы агрессивности ____________________________________________________10
II. АГРЕССИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ______________13
2.1. Роль Масс – медиа в жизни подростка __________________________ 13
2.2. Опасность СМИ для школьников _______________________________19
III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ___________26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________ 30
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________________ 31
ВВЕДЕНИЕ______________________
I. ТЕОРИИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ
АГРЕССИВНОСТИ ______________________________
1.1. Понятие агрессивности и ее виды__________________________
1.2. Подход теории социального научения
к объяснению природы агрессивности ______________________________
II. АГРЕССИЯ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ______________13
2.1. Роль Масс – медиа в жизни подростка __________________________ 13
2.2. Опасность СМИ для школьников ______________________________
III. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ___________26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________
ЛИТЕРАТУРА ______________________________
ВВЕДЕНИЕ
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, классных коллективов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности школьников для предупреждения ее развития.
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе, поэтому можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в школьном возрасте не потеряет своей актуальности и в будущем.
Следует отметить, что тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Детскую агрессивность изучали И. А. Фурманов, А. И. Захаров, В. Ф. Сафин и Е. О. Смирнова
В последние годы научный
интерес к проблемам детской
агрессивности существенно
Публикации на эту тему широко представлены работами зарубежных исследователей: З. Фрейда, К. Лоренца, Э. Фромма, Р. Бэрона и Д. Ричардсона.
Сегодня научный уровень исследования агрессии характеризуется наличием сложившихся теорий: влечения (З. Фрейд), инстинкта (К. Лоренц), фрустрации (Д. Доллард), социального научения (Д. Бандура). Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, факторов, влияющих на формирование агрессивности.
В опытно-экспериментальной части для определения агрессивности у школьников были выбраны следующие методы исследования: прямое наблюдение, анкетирование, диагностика состояния агрессии у подростков с помощью опросника Басса-Дарки.
Целью экспериментальной работы - является определение воздействия средств массовой информации на повышение агрессии у школьников. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Предмет исследования – психологические условия формирования агрессии школьников под влиянием средств массовой информации.
Объект исследования - агрессивность в школьном возрасте.
Задачи исследования:
1). Определить сущность агрессии и основные подходы, объясняющие природу агрессивности в психологической литературе;
2). Исследовать агрессивность у школьников и проанализировать полученные результаты;
3). Проанализировать телепередачи, видеофильмы, газетные статьи на предмет наличия сцен насилия и других моментов, вызывающих агрессивное поведение школьников;
4). Установить прямую
зависимость между количеством
времени, проводимым
5). Определить роль средств массовой информации в жизни школьника, и какую опасность они представляют;
Гипотеза данного исследования - агрессивность у школьников увеличивается от количества времени проведенного ими за просмотром телепередач, видеофильмов, а также затраченного на компьютерные игры.
Эксперимент проводился
на базе Косточковской
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные этой работы могут использоваться при подготовке практических психологов и в реальной практике.
Структура и содержание работы следующие: выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка основной использованной литературы.
В данном параграфе попытаемся разобраться в понимании агрессии различными исследователями, выяснить, как определяется агрессия и связанные с этой категорией понятия в психологической литературе.
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Так, зарубежные исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве.
2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.
3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
В работах Э. Фромма под агрессией рассматриваются любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.
Отечественный ученый Р. С. Немов определяет агрессию как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности и нанести вред.
В психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко, предлагается следующее определение: ”Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)”.
Необходимо отметить, что проявления агрессии весьма разнообразны. Различают два основных типа агрессивных проявлений: целевая агрессия и инструментальная агрессия. Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Н. Й. Заградов, А. К. Осинский, Н. Д. Левитов. Агрессию они классифицировали по направленности, по цели, по методу выражения, по степени выраженности и по наличию инициативы. Была предложена следующая классификация агрессии:
1) по направленности: агрессия, направленная вовне; аутоагрессия, направленная на себя.
2) по цели: интеллектуальная агрессия; враждебная агрессия.
3) по методу выражения: физическая агрессия; вербальная агрессия.
4) по степени выраженности: прямая агрессия; косвенная агрессия.
5) по наличию инициативы: инициативная агрессия; оборонительная агрессия.
В понятия «агрессивное действие», «агрессивное поведение», «агрессивность» часто вкладывают один и тот же смысл. Поэтому необходимо четко разграничить эти термины.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно до или во время агрессивного действия. Надо отметить, что каждая личность обладает определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества, присущие лидерам.
По мнению Р. С. Хоманс, агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.
Другие исследователи, в том числе А. Реан и К. Бютнер, рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. В психологическом словаре состояние фрустрации определяется, как психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.
Таким образом, агрессию
можно рассматривать как
Какой акт поведения человека можно считать агрессивным?
По мнению О.М. Дьяченко и Т.Н. Лаврентьевой сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Следовательно, поведение можно назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения.
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р. Кратчфилд и Н. Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной культуры. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.
Итак, существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Агрессия относится к врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами, познавательным и эмоциональным процессами; а также к актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
1.2. Подход теории социального научения к объяснению природы агрессивности
Определив основные понятия и характеристики агрессии, перейдем к рассмотрению одной из основных теорий, объясняющих природу агрессивности.
В отличие от других, теория социального научения (бихевиоральная модель) гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление; идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Она была предложена Бандурой и представлена в работе в виде таблицы 1, объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.
Таблица 1.
Теория социального научения Бандуры.
Агрессия приобретается |
биологические факторы (например, гормоны, нервная система) научение (например, непосредственный опыт, наблюдение) |
Агрессия провоцируется |
воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание) неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация) побудительными мотивами ( например, деньги, восхищение) инструкциями (например, приказы) эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями) |
Агрессия регулируется |
внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия) викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других) механизмами саморегуляции (например, гордость, вина) |
Информация о работе Влияние СМИ на развитие агрессивности школьников