Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:10, дипломная работа
Сбросу эмоционального напряжения способствуют, прежде всего, такие виды спорта, где человек наряду с физическим напряжением испытывает возбуждение эмоциональной сферы. Одним из таких видов спорта является бокс. Бокс считается достаточно агрессивным спортом, так как эмоциональ-ный накал и жесткий выброс эмоций велик.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА………………………………………..5
1.1.Психологическая подготовка спортсмена………………………………5
1.2. Психологические особенности спортсмена……………………………13
1.3. Спорт и темперамент……………………………………………………18
I.4. Агрессивность спортсменов…………………………………………….21
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ………………………….23
2.1. Понятие агрессии………………………………………………………..23
2.2. Концепции агрессии…………………………………………………….27
2.2.1. Теории влечения ……………………………………………………27
2.2.2. Теория фрустрационной агрессии………………………………………..32
2.2.3. Теории социального научения…………………………………………....32
2.2.4. Теория поло-ролевой идентификации……………………………………34
2.3. Типология агрессии……………………………………………………...36
2.4. Мотивация агрессии……………………………………………………..42
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ……................48
3.1. Исследование тревожности………………………………………………48
3.2. Исследование агрессивности……………………………………………..49
3.3.Дифференцированный анализ результа-тов………………………………50
Заключение……………………………………………………………………51
Список литературы …………………………………………………………..52
Приложение…………………………………………………………………..55
Отличительной особенностью спорта по сравнению со многими другими видами деятельности является то, что спорт – это деятельность, всегда требующая преодоления тех или иных трудностей. Поэтому воспитание качеств спортсмена составляет органическую часть его общей психологической подготовки.
Основной задачей общей психологической подготовки спортсмена является развитие и совершенствование следующих качеств: целеустремленности, дисциплинированности, уверенности, инициативности, самостоятельности, смелости (мужества), настойчивости (упорства), решительности, самообладания, стойкости (силы воли).
Эти качества личности характеризуются следующими особенностями.
1. Целеустремленность—способность к сознательной постановке как общих целей действия (с отдаленными перспективами), так и частных (осуществляемых в ближайшее время и помогающих достижению общей цели).
2. Дисциплинированность — способность подчинять свои действия установленным правилам и нормам поведения.
3. Уверенность—способность к трезвому и объективному анализу своих сил и возможностей, в связи с чем спортсмен без каких-либо сомнений предпринимает именно данные действия и выполняет их именно данным образом.
4. Инициативность — способность объективно оценивать сложившуюся в процессе спортивной борьбы ситуацию и самостоятельно разрешать ее, беря на себя ответственность за предпринимаемые действия.
5. Самостоятельность— способность принимать решения, начинать и доводить до конца действия, не ожидая указаний и помощи тренера или других спортсменов, проявляя при этом изобретательность и творчество.
6. Смелость — способность активно действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность тяжелых для себя последствий, например, возможность получить травму.
7. Настойчивость—способность не останавливаться на пути к достижению цели, несмотря на временные неудачи или трудности, стремление, во что бы то ни стало выйти победителем в борьбе с этими трудностями.
8. Решительность—способность быстро принимать наиболее правильные в данных условиях решения и активно проводить их в жизнь.
9. Самообладание — способность не теряться в трудных или неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции.
10. Стойкость — способность выдерживать в процессе спортивной борьбы большие трудности, продолжать борьбу в состоянии сильного утомления или даже получив травму, проявляя при этом большую силу воли.
Все качества органически связаны друг с другом, развитие и совершенствование одних помогает развитию и совершенствованию других. В отдельных видах спорта некоторые из перечисленных качеств имеют преимущественное, ведущее значение. Так, по классификации, предложенной болгарским психологом Ф. Геновым, такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность и уверенность являются общими для всех видов спорта и как бы объединяющими и цементирующими остальные качества. Это объясняется ярко выраженной моральной стороной таких качеств, как целеустремленность и дисциплинированность; уверенность же в своих действиях и возможностях должна являться постоянным компонентом воли спортсмена, без нее спортивная деятельность не может быть эффективной.
1.3.Спорт и темперамент
Спорт – это тот фон, на котором темперамент человека способен особенно ярко проявляться. Рассмотрим все четыре темперамента относительно спорта:
Холерик – он, как правило, самый активный болельщик, очень любит посещать самые разнообразные спортивные соревнования, более предпочитая энергичные виды спорта. Больше всего холериков вы увидите на футбольных стадионах, на хоккейных трибунах, на площадках, где происходят массовые соревнования и турниры. Холерики обожают командные виды спорта. Еще они неравнодушны к достаточно агрессивным видам спорта, таким, как бокс, борьба и т.п. Холерику нужен выплеск энергии, поэтому спорт для него важен, как разрядка. Холерики способны проявлять и отрицательные черты: они самые возбудимые и жесткие болельщики. Когда начинаются погромы после футбольных матчей – это проявление холерического темперамента.
Если холерик сам участвует в соревнованиях, то он будет одним из самых активных и быстрых, захочет стать капитаном команды или лидером в ней, но, в то же время, он может не считаться с другими игроками команды, и проявлять такие отрицательные качества, как ярость и зависть.
Сангвиник – самый доброжелательный и спокойный, при этом, он быстро думает и способен на проявление очень быстрой реакции. Качества, незаменимые в спорте. Из сангвиников получаются отличные спортсмены, очень часто этот темперамент можно наблюдать у знаменитых чемпионов. Сангвиники выдержаны, целеустремленны, обладают хорошей волей. Из видов спорта – они могут выбрать любой вид, но чаще всего им нравятся такие виды спорта, в которых можно наиболее ярко проявить свои личностные качества, например, где надо преодолеть препятствия: альпинизм, спуск на байдарках, бег с препятствиями, десятиборье, каратэ и т.п. Сангвинику подходят и командные игры, поскольку он хорошо играет в команде и быстро находит общий язык с остальными игроками. Из сангвиников, равно как и из флегматиков, получаются отличные шахматисты. Также сангвинику интересны виды спорта, сопряженные с азартом и риском: горные лыжи, дельтапланеризм, фехтование и т.п. Важно только, чтобы при этом, в сангвинике не проявлялась и обратная сторона: преобладание постоянного азарта над всем остальным, проявление определенного фанатизма.
Флегматик – более чем спокойный, можно даже сказать, немного медлительный. Поэтому, он с интересом смотрит хоккей, футбол, водное поло и другие зрелищные соревнования, но по телевизору, а не с трибун стадиона. Ему интересны интеллектуальные виды спорта: шахматы, шашки, бильярд, т.е. такие, где надо рассчитать точность удара, просчитать на несколько шагов вперед, построить многоходовую комбинацию. Еще флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряженные именно с этим качеством: бег на длинные дистанции, лыжи, поднятие штанги, велосипедный марафон. Флегматика можно увидеть среди борцов восточных единоборств, где больше философии, чем собственно спорта. Также из флегматиков получаются хорошие тренеры, поскольку у них есть способности к преподавательской работе и им не надоедает объяснять одно и тоже по много раз. В то же время, флегматик может проявлять упрямство и надорваться там, где надо остановиться. Потом, флегматику может все надоесть, и он может внезапно бросить спорт.
Меланхолик – самый вялый и апатичный из всех темпераментов. Он редко занимается спортом, особенно активным. Хотя иногда любит посмотреть что-нибудь из энергичных видов спорта по телевизору, но и то для того, чтобы в сравнении со спортом на экране, почувствовать собственное ощущение комфорта и покоя. С интересом меланхолики смотрят особо зрелищные виды спорта – крупные Олимпиады и всемирные соревнования, спортивные танцы, фигурное катание. Из меланхоликов получаются отличные яхтсмены: один на один, или, по крайней мере, всего несколько человек, с морем. В меланхолике есть уравновешенность и трезвый расчет, поэтому он способен заниматься такими видами спорта, как: спортивная стрельба, метание диска или копья. Меланхолики хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой. Из отрицательных качеств меланхолика в спорте – это способность начать заниматься то одним видом спорта, то другим, а также быстрая потеря интереса к спорту.
1.4. Агрессивность спортсменов
Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки.
Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность в агрессивности, спортивная деятельность вызывает у него хотя бы среднюю усталость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, – его агрессивность снижается.
Уровень агрессивности, скрытой или явной, существенно изменяется до, во время и после спортивной деятельности. Полагают, что происхождение агрессивных тенденций и соответствующего поведения у спортсменов можно проследить в их ранних детских впечатлениях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и наказания за непосредственное проявление агрессивности поведение индивида модифицируется.
Агрессивные тенденции формируются у спортсмена задолго до того, как он приходит в спорт. Это формирование происходит различными способами:
1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно или показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим и к окружающей среде. В целом дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, воспринимают эту форму поведения.
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности:
родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение;
родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитают в них чрезмерную агрессивность;
родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей, воспитают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы.
3. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.
Потенциальный интерес для спорта представляет третий способ формирования агрессивности.
ГЛАВА 2 АГРЕСИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ
2.1. Понятие агрессии
В настоящее время существует большое количество определений агрессии, многие из которых отражают узкий профессиональный интерес исследователей к изучаемому явлению. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность. Приведем еще ряд определений агрессии, агрессивности и агрессивного поведения:
"Агрессия - незаконное, с точки зрения международного права, применение силы одним государством против другого, особенно вооруженное нападение на другое государство с целью захвата его территории, ликвидации независимости, изменения политического или общественного строя и т.д.; империалистические государства, кроме вооруженной агрессии, нередко прибегают к косвенной агрессии (поощрение подрывной деятельности против других государств), экономической агрессии". (38).
С.Н.Ениколопов под агрессией понимает нанесение ущерба прямого и косвенного другому субъекту. Агрессивность трактуется как предрасположенность к агрессивному поведению, готовность совершить агрессивный акт.
"Агрессия может быть определена как специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности живого организма".(33, р.299).
"В обыденном языке слово "агрессия" означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению" (42, с.365).
"...действие будет отнесено к категории агрессивных при выполнении следующих условий: оно включает в себя ограничение возможностей или исходов поведения другого (наиболее явно путем использования власти, принуждения и наказания); (б) наблюдатель воспринимает действие как намеренно наносящее ущерб его интересам или интересам объекта воздействия (иначе говоря, как злонамеренное или эгоистичное) независимо от того, стремился ли в действительности субъект действия к причинению вреда; (в) действие представляется наблюдателю противоречащим нормам и незаконным, например, если оно выглядит неспровоцированным, оскорбительным или не соответствующим вызвавшему его поводу"(32,с.65).
"Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе; она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причин. Биологически неадаптивная, злокачественная агрессия (т.е. деструктивность и жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она приносит биологический вред и социальное разрушение" (41,с.69).
"Агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия")" (24,с.12).
Информация о работе Влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин