Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:10, дипломная работа
Сбросу эмоционального напряжения способствуют, прежде всего, такие виды спорта, где человек наряду с физическим напряжением испытывает возбуждение эмоциональной сферы. Одним из таких видов спорта является бокс. Бокс считается достаточно агрессивным спортом, так как эмоциональ-ный накал и жесткий выброс эмоций велик.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА………………………………………..5
1.1.Психологическая подготовка спортсмена………………………………5
1.2. Психологические особенности спортсмена……………………………13
1.3. Спорт и темперамент……………………………………………………18
I.4. Агрессивность спортсменов…………………………………………….21
ГЛАВА 2. АГРЕССИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ………………………….23
2.1. Понятие агрессии………………………………………………………..23
2.2. Концепции агрессии…………………………………………………….27
2.2.1. Теории влечения ……………………………………………………27
2.2.2. Теория фрустрационной агрессии………………………………………..32
2.2.3. Теории социального научения…………………………………………....32
2.2.4. Теория поло-ролевой идентификации……………………………………34
2.3. Типология агрессии……………………………………………………...36
2.4. Мотивация агрессии……………………………………………………..42
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ……................48
3.1. Исследование тревожности………………………………………………48
3.2. Исследование агрессивности……………………………………………..49
3.3.Дифференцированный анализ результа-тов………………………………50
Заключение……………………………………………………………………51
Список литературы …………………………………………………………..52
Приложение…………………………………………………………………..55
Итак, согласно инстинктивным теориям агрессии, организм человека обладает врожденной агрессивностью, которая должна периодически разряжаться какой-либо формы агрессивного поведения.
2.2.2. Теория фрустрационной агрессии.
Фрустрационная теория утверждает следующее: "Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности."(11,с.17).
Согласно этой теории, агрессия — это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же отсутствие целевого состояния, к которому он стремился. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Оба эти подхода имеют много общего, так как предполагают, что люди постоянно заряжены агрессивной энергией, которая время от времени должна разряжаться. Не случайно именно в рамках этих концепций возникла гипотеза катарсиса (очищения). Одни авторы считают, что если много и упорно работать, то не хватит сил для интенсивных проявлений агрессии, другие - что большая агрессия может быть ликвидирована при помощи проявления многих маленьких, менее опасных агрессивных действий (бокс, борьба), третьи, - что агрессивная энергия разряжается при просмотре сцен агрессии в театре, кино, по телевидению.
Н.Э. Миллер дополнил данную гипотезу, сделав допущение, что фрустрация может вызвать множество различных реакций, и что агрессивность есть лишь одна из них.
2.2.3. Теории социального научения.
Другая группа психологических теорий агрессии основана на концепции научения. Сторонники этого подхода считают, что любые формы агрессии, кроме самых элементарных, требуют приобретения определенных навыков на основе социального опыта. Решающим фактором является наблюдение агрессивного поведения других людей и последствий такого поведения. Многочисленные исследования показывают, что дети не только перенимают наблюдаемые модели агрессивного поведения, но и вырабатывают на их основе новые формы агрессии. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковитц и Бандура. Первоначально Берковитц стоял на позициях, тесно связанных с фрустрационной теорией агрессии, затем он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая - к направленности поведения, а именно гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (запускающие или вызывающие реакцию ключевые признаки). Гнев возникает, когда достижение цели, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако сам по себе он еще не ведет к поведению, определяемому побуждением данного типа. Чтобы это поведение осуществилось, необходимы адекватные ему пусковые раздражители, а адекватными они станут лишь в случае непосредственной или опосредованной связи с источником гнева, т.е. с причиной фрустрации.
Таким образом, основополагающей для Берковитца здесь оказывается концепция поведения как следствия толчка, вписывающаяся в парадигму классического обуславливания. Сам он делает следующее определение: "Сила агрессивной реакции на какое-либо препятствие представляет собой совместную функцию интенсивности возникшего гнева и степени связи между его побудителем и пусковым признаком. Позднее Берковитц расширил и видоизменил свою соответствующую лоренцевской модели врожденного запускающего механизма механистическую концепцию толчка. Пусковой раздражитель уже не является необходимым условием перехода от гнева к агрессии. Далее, допускается побуждение к агрессии раздражителями, связанными с обладающими подкрепляющим значением последствиями агрессивных действий (т.е. привлекает парадигму инструментального обуславливания).
Бандура больше ориентирован на парадигму инструментального обусловливания, причем центральное место он отводит научению путем наблюдения за образцом. Теоретическая позиция Бандуры, будучи многокомпонентной, ориентированной на теорию привлекательности концепцией поведения в духе притяжения, представляет собой синтез традиций теорий научения и когнитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий относится не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для личности стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа.
Основные положения концепций Фрейда, Лоренца, Берковитца и Бандуры в виде несколько упрощенных схем представлены на рисунке «Схема различных теорий агрессии» ( см. приложение 1).
2.2.4. Теория поло-ролевой идентификации
К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны. Хотя современное состояние исследований роли этих гормонов пока мало что дает для психологического изучения агрессии, все же пренебрегать их значением не следует.
До недавнего времени в зарубежной экспериментальной литературе традиционным было мнение о том, что представители сильного пола более агрессивны, чем женщины, а также то, что мужчины значительно чаще вступают в роли непосредственных объектов нападения. Это объяснялось главным образом ссылками на физиологические особенности, прежде всего на высокий уровень концентрации в мужском организме ряда гормонов. Большую роль в обосновании этой точки зрения сыграли многочисленные опыты, проводившиеся на животных еще в конце 40-х годов нашего столетия. Подобные эксперименты позволили Бимену и ряду его коллег сделать вывод о том, что мужские гормоны являются побудителями агрессивного поведения, хотя и не следует рассматривать как условие, без которого это поведение не может иметь место (41,c.215).
Г. Кларком и Г. Бердом было установлено, что женский гормон понижает уровень агрессивности.
Однако в том случае, когда речь заходит о человеке, становится явно недостаточно объяснений исключительно с позиций биологических факторов. Более понятными и на сегодняшний день гораздо лучше изученными являются половые различия агрессивного поведения, обусловленные особенностями социализации.
Американский ученый Дж. Уайт считает, что "даже в том случае, если биология все же увеличивает готовность мужчин к агрессии, очевидно, что факторы среды могут действовать таким образом, чтобы свести к минимуму или же, наоборот, довести до максимальной величины любое половое различие".
Проведенные исследования показывают, что в целом мальчики агрессивнее девочек, а мужчины агрессивнее женщин. Таким образом, есть филогенетическая предрасположенность к агрессии у мужчин, что, однако, не исключает возможных влияний со стороны культуры в рамках конкретного общества на формирование поведения индивидов обоих полов.
2.3. Типология агрессии.
Если мы условимся обозначать словом "агрессия" все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту, то сразу надо осознать, что под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому необходимо все же строго различать агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни. Разграничения между биологически адаптивной и биологически неадаптивной формой агрессии поможет устранить путаницу в толковании понятия "агрессия".
В своей работе "Человеческая деструктивность" Э. Фромм выделил следующие типы агрессии: непреднамеренная, игровая, оборонительная, инструментальная агрессии, агрессия как самоутверждение, деструктивность.
Опираясь на работу Фромма, выделим следующие типы агрессии: псевдоагрессия, игровая, инструментальная, непреднамеренная, оборонительная, самоутверждающая агрессия, аутоагрессия. Особо выделим экстремальную агрессию (злокачественная агрессия: деструктивность): садизм, мазохизм, агрессивность из мести, некрофилия.
Псевдоагрессия - действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения.
Игровая агрессия необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть). Фехтование, стрельба из лука или сражение на мечах развились из потребности поразить врага , но сегодня они полностью утратили эту свою функцию и превратились в виды спорта.
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто вроде "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".
Агрессивность, способствующая личной целеустремленности, - это качество, необходимое не только для выполнения определенных видов деятельности, но и для выживания самого индивида. И потому с биологической точки зрения следует думать, что этим качеством должны быть наделены все живые существа, а не только особи мужского пола.
Есть один очень важный факт, уже получивший клиническое подтверждение. А именно: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовать свою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чем тот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности. Это относится в равной мере и к феномену оборонительной агрессии, и к злокачественной агрессии типа садизма. А причины этого очевидны. Что касается оборонительной агрессии, то она представляет собой реакцию на угрозу. Человек, который не встречает препятствий для активного самоутверждения, менее подвержен страхам и поэтому реже оказывается в ситуациях, на которые приходится отвечать оборонительно-агрессивными действиями. Садисту недостает способности разбудить другого человека и заставить его полюбить себя; и тогда он компенсирует эту свою неспособность стремлением к власти над другими людьми. Таким образом, самоутверждающая агрессия повышает способность человека к достижению целей, и потому она значительно снижает потребность в подавлении другого человека.
Вероятно, главным фактором, снижающим в индивиде самоутверждающую агрессию, является авторитарная атмосфера в семье и обществе, где потребность в самоутверждении
Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Цель оборонительной агрессии состоит не в разрушении, а в сохранении жизни. Если эта цель достигается, то исчезает и агрессивность со всеми ее эмоциональными эквивалентами. Фромм считает, что "человек запрограммирован филогенетически: на угрозу его витальным интересам он реагирует либо атакой, либо бегством. Хотя эта врожденная тенденция у человека выражена менее ярко, чем у животных, все же многие факты убеждают, что у человека тоже есть тенденция к оборонительной агрессии". Она проявляется, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности.
Человеку для выживания необходимы не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохранить способность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит телесному комфорту. И самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию, и в конечном счете - осознание себя как личности. Если человек обнаруживает идеи, которые ставят под сомнение его собственные ценностные ориентации, он прореагирует на эти идеи, он воспримет их как угрозу своим жизненно важным интересам. Фромм пишет: "Страх обычно мобилизует либо реакцию нападения, либо тенденцию к бегству... При этом нельзя упустить из виду, что реакция бегства зависит от двух факторов: во-первых, от интенсивности угрозы, а во-вторых, от степени физической и психической выносливости субъекта, его уверенности в себе".
Страх, как и боль, - это очень неприятное чувство, и человек пытается любой ценой от него избавиться. Есть много способов преодоления страха. Но одним из самых действенных приемов вытеснения страха является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, тут же исчезает мучительное чувство страха(41, с. 170-173).
Другой вид биологического приспособления составляет инструментальная агрессия, которая преследует определенную цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели. В этом смысле данный вид агрессии похож на оборонительную, но в других важных аспектах они значительно отличаются друг от друга.
Деструктивность (экстремальная агрессия) возникает как возможная реакция на психические потребности, которые глубоко укоренились в человеческой жизни, и что она - результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных (духовных) потребностей человека. Экстремальная агрессия встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности. Под первой формой подразумевается проявление дремлющих (необязательно вытесняемых) деструктивных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах, в отличие от деструктивных черт характера, которые не исчезают и не возникают, а присущи конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда.
Агрессивность из мести - это ответная реакция индивида на несправедливость, которая принесла страдания ему или кому-либо из членов его группы. Такая реакция отличается от обычной оборонительной агрессии в двух аспектах.
Во-первых, она возникает уже после того, как причинен вред, и потому о защите от грозящей опасности уже говорить поздно. Во-вторых, она отличается значительно большей жестокостью.
Экстатическая экстремальная агрессия. Если человек страдает сознанием одиночества, беспомощности и тоски, он может попытаться преодолеть свое экзистенциальное бремя путем перехода в состояние экстатического транса, где он (как бы "вне себя") приходит к единению с самим собой и с природой.
Для этого есть много возможностей, например, религиозные культы (экстатические танцы), употребление наркотиков, сексуальный акт, сексуальные оргии или состояние транса, обряды инициации...
Садизм - 1) половое извращение, при котором половое удовлетворение достигается при условии причинения партнеру морального или физического страдания; названо по имени французского писателя де Сада (1740-1814), описавшего это извращение в своих романах; 2) ненормальная страсть к жестокостям, наслаждение чужими страданиями.
Информация о работе Влияние занятия боксом на уровень агрессивности у мужчин