Влияние спорта на агрессивность у спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей влияния спорта на агрессивность у спортсменов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

      ВВЕДЕНИЕ 

      В последние три десятилетия проблема агрессии стала чрезвычайно популярной в психологической науке. Постоянно растущее во всем мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к проявлениям агрессивного поведения человека. Проблеме агрессии посвящено огромное количество теоретических и экспериментальных исследований. В период 60-70-х годов по данной проблеме насчитывается более 1500 публикаций (БШппег, 1976). Данные интернета свидетельствуют о наличии сегодня более 300 монографий. В конце 90-х годов, ситуация мало изменилась. Одной из главных причин такого положения является то, что многозначность термина «агрессия» вызывает большую неразбериху в литературе (Фромм, 1994). "Для дальнейшего научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо, прежде всего, уточнить смысл самого этого понятия, что предполагает тщательную отработку категориального аппарата исследований, выявление многочисленных терминологических различий, оттенков, нюансов в употреблении понятия"

      Актуальность исследования рассматривается проблема взаимовлияния занятий спортом и личности человека. С одной стороны, спорт - рассматривается как социально желательный способ канализации агрессии. С другой стороны, существуют факты, говорящие о повышении уровня выплеска агрессии асоциальными способами поведения. Результаты исследований настолько разнообразны, что невозможно сделать определенные заключения. В данном исследовании предпринимается попытка изучения вопроса, о возможной взаимосвязи участия в спортивных состязаниях, с индивидуальными свойствами личности человека.

     Целью исследования является изучение особенностей влияния спорта на агрессивность у спортсменов.

     Объект  исследования: выступили 30 человек из них 15 человек занимающиеся спортом и 15 человек не имеющие к спорту никакого отношения.

     Предметом исследования выступает взаимосвязь занятия спортом и агрессивности спортсменов.

     Объект  исследования: выступили 30 человек из них 15 человек занимающиеся спортом и 15 человек не имеющие к спорту никакого отношения.

     Гипотеза: одним из факторов агрессивности спортсменов являются занятия спортом.

      В соответствии с объектом и предметом  исследования были поставлены следующие  задачи:

     1) Определить уровень агрессивности у респондентов.

     2) Выявить и проанализировать различия в выраженности агрессивных реакций у спортсменов и не спортсменов.

      Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

      Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

     1) Опросник уровня агрессивности Баса-Дарки.

     2) Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности   
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ 

      1.1 Истоки человеческой  агрессивности 

      Агрессивность, проявляемая при непосредственном физическом контакте с другим, присуща не только людям. Многочисленные исследования животных, стоящих на различной ступени эволюционного развития как в естественных, так и в лабораторных условиях были посвящены изучению агрессии. Результаты этих исследований имеют важное значение и для изучения агрессивности в спорте. Новорожденные человека и некоторых высокоорганизованных животных в первое время после своего появления на свет не выказывают какой-либо враждебности по отношению к окружающей среде. Вначале дети хорошо относятся к своим родителям, другим членам семьи, а также к своим сверстникам [4].

 К концу  первого года жизни они, однако, начинают проявлять агрессивные тенденции, особенно когда возникают препятствия  к удовлетворению их потребностей. По мере возмужания многие становятся открыто агрессивными по отношению к другим детям и даже взрослым. К этому времени у ребенка начинают формироваться агрессивные тенденции, которые наблюдаются на более поздних ступенях развития. Это формирование происходит несколькими путями: Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример (модель) соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде. В целом же дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.

      1) Родители наказывают детей за  проявление агрессивности. В ряде  исследований было установлено,  что:

 родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение;

      родители, которые не наказывают своих детей  за проявление агрессивности, вероятнее  всего, воспитают в них чрезмерную агрессивность;

      родители, которые очень резко подавляют  агрессивность у своих детей, воспитают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться  в более зрелые годы.

      Потенциальный интерес для тренера представляет зависимость между реакцией родителей  на раннее проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению к взрослому, чем по отношению к своему сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно заслужил это.

   

      Если  принять сформулированную выше гипотезу, то в более зрелом возрасте молодой  человек будет чувствовать себя спокойнее, проявляя агрессивность  лишь по отношению к сверстнику, или равному по положению человеку, или противнику, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу (руководителю или начальнику). Более того, в результате воспитания в семье юноша будет испытывать чувство вины, проявляя агрессивность против более старшего (тренера) либо против своих товарищей по команде и соперников его же возраста.

      Таким образом, взрослеющий ребенок испытывает выраженное в различной степени  чувство вины при проявлении агрессивности  по отношению к окружающим людям, имеющим различный социальный статус. Чувство вины возникает независимо от того, поощряется или не поощряется агрессивность в спортивной ситуации. Сильно выраженное чувство вины может помешать молодому человеку в выборе вида спорта, где агрессивность необходима, или привести к самообвинению. С другой стороны, ребенок, который в результате соответствующего воспитания приобретает в более зрелом возрасте способность проявлять агрессивность в спорте без каких-либо угрызений совести, может столкнуться с серьезными проблемами адаптации после окончания своей спортивной карьеры. Эта проблема подробно рассматривается в книге Арнольда Байссера "Безумие в спорте". Рассматривая отдельные случаи, он отмечает, насколько трудным для многих спортсменов оказывается переход от агрессивного поведения в спорте к обычному течению жизни. Результаты этих исследований могут помочь тренеру понять, почему некоторые спортсмены, обладающие, казалось бы, достаточными или даже прекрасными физическими данными, не способны проявлять агрессивность, тогда как их партнеры по команде с довольно средними физическими данными успешно с этим справляются).

      В большинстве видов спорта, требующих  проявления непосредственной агрессивности, занимаются юноши и мужчины, хотя в отдельных случаях такими видами спорта, как борьба, футбол и др., занимаются также и женщины. В  большинстве стран отрицательно относятся к участию женщин в агрессивных видах спорта. Исключение составляет женский хоккей с шайбой в Канаде.

      Если  юноша после агрессивной игры сильно переживает или проявляет  другие признаки компенсаторного поведения (сомнения в правильности своего поведения, самообвинение, неуверенность в себе, враждебность по отношению к тренеру), то это можно объяснить условиями его воспитания, реакцией родителей, поощрениями и наказаниями, которым он подвергался. Как и в случае с мотивацией к достижению, склонности юноши к агрессивности и связанные с ней переживания формируются задолго до его первой встречи с тренером. Поэтому яростные выкрики тренеров: "Бей их!", "Задави их!", которые нередко можно услышать на соревнованиях, не окажут на неагрессивного спортсмена никакого действия в ситуациях, требующих агрессивности. В данной ситуации тренеру, может быть, целесообразнее попытаться понять индивидуальные особенности спортсменов. Более конкретные рекомендации будут предложены в заключительной части настоящей главы[1] . 

      1.2 Понятие агрессии 

      Достижение  спортивной цели связано с риском, дефицитом времени. Борьба за результат  всегда эмоционально окрашена и является причиной таких эмоций как гнев. Гнев в комбинации с эмоциями отвращения и презрения составляют главный компонент враждебности, которая в свою очередь складывается из эмоций, чувств и аффективно-когнитивной направленности и мотивирует агрессию. Согласно теории дифференциальных эмоций, значимую роль в межличностной агрессии играют эмоциональная коммуникация и близкое нахождение противника, а также, визуальный контакт. Критерием агрессивности является "любой вид поведения или действия, направленный на нанесения оскорбления или повреждения другому живому существу, которое мотивировано на избежание подобного обращения".

      Различают четыре вида агрессии: агрессия как  поведение; агрессия, включающая оскорбление, телесные повреждения; агрессия, направленная на живое; намеренная агрессия. Агрессия это всегда действие. В спорте агрессия понимается как напористое поведение, без намерения и желания причинить повреждения противнику. В психологии различают враждебную агрессивность и инструментальную. Суть враждебной агрессивности в намеренном нанесении физической, или душевной травмы. Инструментальная агрессивность проявляется при осуществлении неагрессивных целей, но все же с намерением нанести ущерб. По этой причине, в спорте учитываются приемлемое и неприемлемое поведение спортсменов[5].

      Теория  социального научения рассматривает  агрессивность как поведение, возникшее вследствие подражания другим, доказана А. Бандурой (1973). Комбинированная теория объясняет агрессивное поведение через фрустрацию, в результате которой повышаются уровни возбуждения и гнева, что приводит к агрессивным действиям. Все более популярной среди психологов становится оценка теории З. Фрейда, в которой агрессия и агрессивность рассматриваются как следствие противоречия между саморазрушением и самосохранением. Агрессивность, согласно этой теории идет от рождения и содержится в инстинкте смерти ее носителя, а агрессия же является тем же самым инстинктом, но спроецированным и направленным вовне (З. Фрейд, 1923). С позиций разрушающих бессознательных установок агрессивность рассматривалась кроме З. Фрейда, А. Адлером, Г. Юнгом и др. Современный отечественный психоаналитик В.В. Подвойская относит к одной из существенных причин агрессии конфликты в семье между старшими и младшими детьми. Она отмечает, что дети ведут ожесточенную борьбу между собой за пространство, внимание родителей, игрушки. Неприятие друг друга ведет к озлоблению и ненависти. Родители не всегда могут обеспечить условия примирения детей или их дружного сосуществования. В тех случаях, когда они довольны, что ребенок растет послушным, спокойным, психоаналитики находят, что ему не хватает, соответствующих возрастным особенностям жадности, упрямства и даже агрессии[7].

      Нормальным  является присутствие в характере  детей зависти и ревности. Их отсутствие - свидетельство вытеснения таких  качеств чем-либо другим, способным  трансформироваться в жестокость. Она приводит пример из Библии: Каин убивает своего брата Авеля из-за соперничества.

      В.В. Подвойская убеждена, что соперничество - это альтернатива родительской любви. В детской конкуренции родительская любовь является предметом раздоров. Далее она убеждает в том, что ощущения победы или поражения в семейном соперничестве между детьми повлияют в перспективе на их успех с социализации и самоактуализации. Агрессивность изучается по содержанию снов, фантазиям; в процессе игр, забав. В случае необходимости, психоанализ оказывает помощь в формировании и поддержании Эго и Супер-Эго, в овладении умением подчинения их сознательному регулированию. Было ошибочным представление об агрессии как составляющей влечение к самосохранению, как способ поддержки равновесия между внутренним и внешним. Ее рассматривают также как обеспечивающую разрядку скопившегося напряжения[11].

Информация о работе Влияние спорта на агрессивность у спортсменов