Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.
Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91
Модель стресса Т. Кокса предполагает наличие взаимосвязей внутри и между ее различными компонентами. Каждое из взаимодействий реализуется по принципу обратной связи и направлено на сохранение или восстановление баланса между стимулами текущей ситуации и возможностями человека адекватно отреагировать на них.Важным понятием в модели стресса Т. Кокса является «совладание», которое означает поддержание баланса за счет психологических ресурсов человека - Первая стадия процесса совладания связана с выбором и формированием соответствующих реакций, а вторая -- с их исполнением.
Таким образом, данная модель Т. Кокса, с одной стороны, напрямую связана с когнитивными моделями, так как включает в себя когнитивную оценку индивидом требований ситуации и своих возможностей справиться с нею. С другой стороны, в этой модели уже учитываются индивидуальные особенности человека, привычные для него поведенческие паттерны, а так же личностные психологические ресурсы, стратегии реагирования и возможность получения поддержки от внешней среды.
4. Модели несоответствия. Подобные модели стресса, рассматривающие его как динамический процесс, приводящий психологические ресурсы в соответствие с предъявляемым требованием получили название моделей несоответствия. По нашему мнению, данные модели также можно отнести к категории трансактных моделей, так как в основе этих моделей лежит предположение о том, что причиной возникающих трудностей и переживаний состояния стресса является дисбаланс между требованиями и условиями внешней среды и возможностями человека. Это определение близко к определению проблемности, которого придерживаются Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. (1996): «Психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объективной действительности и ее психического отражения и представляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции».
Термин «преодоление», используемый этими авторами в определении мы полагаем возможным считать синонимичным термину «совладание», поскольку он тоже отражает процесс приведения в соответствие воспринимаемого субъектом дисбаланса между требованиями и условиями внешней среды и своими возможностями, В дальнейшем мы будем использовать термин «совладение». В свою очередь, процессы возникновения проблемностей определяют направленность активности субъекта, Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. считают, что процессы возникновения проблемностей раскрывают содержание побудительной регуляции, а процессы совладания с проблемностями -- содержание исполнительской регуляции. Сложность проблемности определяется степенью несоответствия между объективной действительностью и ее психическим отражением. Кроме того, чем сильнее будет выражена степень несоответствия и, чем существеннее будут значимые для субъекта происходящие изменения, тем сложнее для него станут процессы оценки и понимания этих изменений, приведения в соответствие с ними своей активности, поведения, деятельности, и тем больше времени необходимо будет затратить на совладание с этим несоответствием, Поскольку Голиков Ю.Я. и Костин А.Н. рассматривают проблемности и процесс совладания с ними, учитывая когнитивные механизмы оценки воспринимаемого несоответствия и последующею активность субъекта, направленную на снижение или устранение этого несоответствия, мы относим разработанную ими модель совладания с проблемностями к трансактным моделям стресса. Ресурсные модели психологического стресса, в которых последний рассматривается как неравенство, несоответствие между воспринимаемыми требованиями и воспринимаемыми ресурсами, и, следовательно, так же могут рассматриваться в рамках трансактных моделей стресса, вопрос о механизмах регуляции реакций на стресс является крайне важным.
.
Как известно, механизмы регуляции
психологического стресса
Таким образом, модели несоответствия можно рассматривать в рамках трансактных моделей стресса, так как они аналогичным образом включают в себя когнитивную оценку индивидом и требований ситуации, и своих возможностей справиться с нею, В этих моделях также учитываются индивидуальные особенности человека, его поведенческие паттерны, личностные психологические ресурсы, стратегии реагирования и возможность получения поддержки от внешней среды. Однако, на наш взгляд, психическую регуляцию нельзя отождествлять с понятием психологических ресурсов, хотя она непосредственно с ними связана. Психическую регуляцию скорее можно отнести к стратегии совладания с проблемностями, имеющей многоуровневую структуру.
5. Интегративная модель стресса. Отмечают, что каждая из выше рассмотренных моделей, признавая наличие таких компонентов, как событие-стрессор, восприятие и физиологическая реакция, придает особое значение роли лишь одной из этих составляющих тогда как для полного понимания феномена стресса важны все. В свою очередь, данные авторы предлагают интегративную_модель стресса. В нее входят; (А) внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); (В) оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и (С) стрессовая реакция.
(A)Процесс
переживания стресса
Индивидуальные различия в реагировании на требования обусловлены не только отличиями в способах оценивания требований и ресурсов, но так же и индивидуально привычным стилем отношения к событиям и структурирования жизни. Примерами таких стилей, предполагающих некоторую склонность к стрессу, являются личности с поведенческим паттерном типа «А» и тревожно реагирующие личности.
(B)При
адаптации к требованиям,
Относительная важность ресурсов зависит от природы требования. Например, при столкновении с финансовыми требованиями, финансовые ресурсы являются особенно важными. А потеря работы будет менее травматичной, если человек сможет получить поддержку от социального окружения -- друзей, родственников.Говоря о роли опенки требований и ресурсов, авторы подразумевают выделенные Р. Лазарусом процессы первичной и вторичной опенки. Данные процессы необходимы в определении того, станет или нет предъявленное требование стрессором. Считается, что актуальные требования и ресурсы менее важны в запускании стрессовой реакции, чем восприятие требований и ресурсов.
(С)
Реакция на стресс состоит
из психологических,
Таким образом, были рассмотрены три модели формирования стресса: стимульные, ответной реакции и трансактные. Главный акцент в стимульных моделях стресса приходится на изучение стресс-факторов. Модели ответной реакции подчеркивают важность физиологической мобилизации организма при столкновении со стрессорами. В трансактных моделях стресс рассматривается как взаимодействие между личностью и средой. Эта категория позволяет объединить не только модели, где на первый план выводится процесс когнитивной оценки требований текущей ситуации и возможности справиться с ними, но и динамические и ресурсные модели психологического стресса, в которых учитываются так же личностные особенности индивида и его психологические ресурсы.
Особо
была выделена интегративная модель
стресса, в которой обобщены: действующие
стресс-факторы (внешние и внутренние),
процессы когнитивной оценки требований
ситуации и возможности совладания
с ней, широкий спектр индивидуальных
психологических ресурсов, поведенческая,
психологическая и физиологическая составляющая
стрессовой реакции, стратегии совладания.
Кроме того, в данной модели стресса важная
роль отводится несоответствию между
требованиями, предъявляемыми человеку,
и его неумением воспользоваться его ресурсами
для совладания со стрессом. Авторы вводят
понятие «превентивного совладания»,
которое состоит из способов предупреждения
восприятия требований как стрессирующих
и способов увеличения сопротивляемости
воздействиям стресса.
Эмоции являются обязательным компонентом стресса. Живое существо ведущее непрерывную борьбу за свою адаптацию снабжено такими механизмами, как эмоции, в особенности - тревога, которые обеспечивают ему достаточную подготовку к действиям в новой или кризисной ситуации. По определению Ч. Дарвина (1872), эмоцию следует рассматривать как ответ организма на определенную ситуацию.
К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы Эмоции включены во все психические процессы и состояния, так как они являются древнейшей формой психического отражения. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. В деятельности эмоции выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.
Симонов П. В., разработавший информационную теорию эмоций, считает что, эмоция (Э) пропорциональна потребности (П), а знак эмоции зависит от соотнесения между величиной информации, необходимой для удовлетворения потребности (Н), и существующей наличной информацией (С). Симонов дал формулу эмоций:
Э = П (С-Н)
Соответственно, если Н<С, что означает недостаток сведений и средств, необходимых для достижения цели, то у индивидуума появляется отрицательная эмоция (например, если человек не знает - как защититься, у него рождается страх). Если же Н>С, то возникает надежда удовлетворить потребность, и эмоции приобретают положительную окраску. Различная эмоциональная оценка вызывает и различные побуждения к действию. Но эмоции не только побуждают к деятельности, благодаря своему физиологическому механизму, они определяют так же интенсивность, темп и продолжительность деятельности. [6]
В зависимости
от влияния на процессы жизнедеятельности,
различают стенические и астенические
эмоции.
Стенические
эмоции повышают жизнедеятельность,
активность, настроений, общее самочувствие.
Активизируют кровообращение, дыхание,
усиливают обмен веществ.
Астенические эмоции угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности. Помимо общего угнетения кровоснабжения и дыхания, особенно страдает кровоснабжение головного мозга.