Стрессовая ситуация

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...……....3
Стресс жизни. Основные причины . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 4

1.1 Причины стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………... 4
1.1.1.Организационные факторы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….5
1.1.2. Личностные факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. . 7
1.2. Стрессовое напряжение . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . ..….... . 10
Способы борьбы со стрессом . . . . . .. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 11

2.1 Как человеческий организм реагирует на стресс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2. Релаксация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………13
2.3. Концентрация . . . . . . . . . . . . ………………………………………...……14
2.4. Ауторегуляция дыхания . . . . . . . . ……………………………………..…16
3. Методы профилактики стресса………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . …………………….……....19

Работа содержит 1 файл

46 менеджмент.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Профессиональный  институт психологии

Дисциплина: Психология менеджмента 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему:

СТРЕССОВАЯ  СИТУАЦИЯ 
 
 

Студентка:  Рухадзе М. Г.

Факультет:  психологический

Курс: 5

Группа:  ППT3-4119С-BC2-2 
 

                     Защищена с оценкой:

  Подпись: 

2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………...……....3  

  1. Стресс  жизни. Основные причины   . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..   4
 

1.1 Причины стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………... 4  

1.1.1.Организационные  факторы .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………….5 

1.1.2. Личностные факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. . 7  

1.2.  Стрессовое напряжение   . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . ..….... . 10  

  1. Способы борьбы со стрессом    . . . . . .. . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 11
 

2.1 Как человеческий организм реагирует на стресс   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 

2.2. Релаксация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………………13 

2.3. Концентрация   . . . . . . . . . . . . ………………………………………...……14 

2.4. Ауторегуляция дыхания   . . . . . . . . ……………………………………..…16 

3. Методы профилактики  стресса………………………………………………18 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………18 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . …………………….……....19   

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Данная   работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучению способов борьбы со стрессами и методов профилактики стрессов.

В работе даны несколько определений понятия “стресс”. Наиболее широкоупотребимым определением является следующее:” Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.” Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и

Деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший   интерес для нас

представляют  организационные факторы, которые  вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, в первой главе анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.  

Во второй главе основное внимание уделено способам борьбы со стрессом, даны некоторые упражнения по релаксации, концентрации, ауторегуляции дыхания. Очень важно преодолеть себя и заняться данными упражнениями, в дальнейшем, в случае возникновения стрессовой ситуации, эффект от их выполнения с лихвой компенсирует первоначальные усилия на освоение упражнений. Мне пришлось это испытать на себе: релаксация и концентрация на любимом слове действительно могут помочь в трудной ситуации не поддаться панике и не впасть в депрессию.  

Третья глава содержит описание методов профилактики стресса, к которым относятся релаксация, противострессовая “переделка” дня и первая помощь при остром стрессе. Сюда же внесено и рассмотрение аутоанализа личного стресса. Здесь подробно изложены основополагающие принципы Применения данных методов в качестве профилактики против

наступления стрессового  состояния.  

Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием

готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.                 

1.   Стресс жизни. Основные причины.    

Стресс- обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда   встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.  

Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.  

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как   на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе.

Стресс прямо  и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.   

  

1.1. Причины стресса. 

 

Стресс может быть вызван факторами , связанными с работой и деятельностью организации   или событиями личной жизни человека.  
 
 
 

1.1.1. Организационные  факторы.  

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.  

  1. Перегрузка    или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
 

                                                                     

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию,

беспокойство  относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.  

2. Конфликт ролей.  

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.  

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.  

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.  

  1. Неопределенность  ролей .
 

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.  

  1. Неинтересная  работа.
 

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.  

5. Существуют также и другие факторы.  

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к    другу тоже могут вызвать стресс. Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса?  

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие  методы. 

1.   Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою

работу          следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на этой неделе”      и  “сделать, когда будет время”. 

2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.  

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.  

4. Не соглашайтесь  с вашим руководителем или  кем-либо, кто начинает выставлять Противоречивые требования ( конфликт ролей ). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.  

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей ). Скажите им, что вы несколько неуверены относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы   с ними.  

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.  

7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги,  

полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к

приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей.

Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой. К другим

Информация о работе Стрессовая ситуация