Влияние игр на подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Одной из таких форм являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении.

Работа содержит 1 файл

курсовая сухарь..doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Введение

       Тема  насилия и агрессии становится все  более актуальной в обществе. Нередко  агрессивность в открытой или  замаскированной форме культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Одной из таких форм являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении.

       С начала 80-х гг. компьютерные игры на Западе становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков.

       Отмечается  такая опасность, как оскудение эмоциональной сферы подростка, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, а также правого экстремизма. Ряд исследований показал, что у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалось значительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой.

       Исследование  степени влияния компьютерных игр  на уровень агрессивности пользователей в целом и подростков в частности является, таким образом, чрезвычайно актуальным, так как вносит существенный вклад в понимание природы агрессивного поведения человека.

       Проблеме  агрессивности посвящены многочисленные работы. В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых. Существует большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования.

       Среди концепций, объясняющих природу, структуру и функции агрессивности, агрессивного поведения человека, особое значение имеют концепции З. Фрейда и К. Лоренца – представителей инстинктивизма, концепция представителя бихевиоризма – Б.Ф. Скиннера, концепция Э. Фромма, рассматривающего доброкачественную агрессию и деструктивность. [22, с. 47]

       Все отмеченные выше авторы исследовали  природу агрессивности человека и понимали под агрессией причинение (или намерение причинить) вред другому  человеку, животному или предмету. По мнению З. Фрейда, природа человеческой агрессивности инстинктивна. Э. Фромм полагает, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков, в социальных условиях существования человека.

    Таким образом, научно-методическая неразработанность проблемы и в то же самое время наличие положений в науке, обосновывающих причины возникновения агрессии, требуют более глубокого и детального изучения влияния на подростков компьютерных игр агрессивного содержания. Проводимое экспериментальное исследование преследует важную цель изучения влияния компьютерных игр на развитие личности. Последнее и определило тему исследования. 

 

       С развитием научно-технического мира появляются новые социальные условия  существования личности. Появление компьютерных игр, нового вида развлекательной индустрии требует проведения новых исследований личности, ее особенностей.

Цель  работы: выяснить особенности влияния компьютерных игр на              агрессивность подростков. 

Гипотеза: компьютерные игры агрессивного содержания оказывают влияние на формирование агрессивности подростков.

Предмет исследования: особенности агрессивности и внушаемости у подростков увлеченных компьютерными играми агрессивного содержания.

Объект  исследования: проявление агрессивности  и внушаемости у  подростков увлеченных компьютерными играми агрессивного содержания.

Задачи:

1) На основе  теоретического анализа выявить  степень изученности проблемы  влияния  компьютерных игр  на развитие агрессивности;

2) Проанализировать  разные подходы к изучению агрессивности человека;

3) Проанализировать  специфику влияния компьютерных игр на подростков;

4) Проанализировать различия в степени агрессивности между подростками, играющими и не играющими в   компьютерные игры.

Методологической  основой исследования явились представления о развитии психики, сформировавшиеся  в виде таких основополагающих принципов, как принцип детерминизма (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л) принцип развития (Ананьв Б.Г., Леонтьев А.Н.), взглядов на возрастные особенности психики (Братусь Б.С., Эльконин). В работах также учитывались результаты исследований, выполненных в рамках проблемы агрессии (Бандура, Берковиц, Бютнер).

Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе затронута мало исследуемая проблема влияния компьютерных игр на формирование личности. Показано, что компьютерные игры агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности: физической агрессии, склонности заражаться агрессией толпы, ригидность и внушаемости. Полученные результаты осуществляют вклад в копилку психологии личности, а также могут быть использованы в консультационных, психо-коррекционных и воспитательных мероприятиях с подростками. 

Глава 1

1.1. Анализ различных подходов к исследованию агрессивности

«Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» [15, с. 14]. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку.

Люди часто  совершают опасные агрессивные  действия. Вопрос о том, почему они  предпринимают подобные действия, долго  был предметом серьезной дискуссии. При большом разнообразии выдвигавшихся  противоречивых теоретических обоснований, большинство из них, по мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсона [8, c. 35], попадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к:

-   Врожденным побуждениям или задаткам;

-   Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

-   Познавательным и эмоциональным процессам;

Актуальным социальным и эмоциональным условиям в сочетании  с предшествующим научением.

Самое раннее и  наиболее известное теоретическое  положение, имеющее отношение к  агрессии, - это положение, согласно которому должное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобные действия.

Психоаналитический  подход, представленный З. Фрейдом, утверждает, что все человеческое поведение  происходит, прямо или косвенно из Эроса, чья энергия (либидо) направлена на сохранение и воспроизведение жизни. В результате агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. [11 с. 133]

Позже З. Фрейд  предположил существование второго основного инстинкта - Танатоса (инстинкта влечения к смерти, направленности энергии на прекращение жизни). З. Фрейд утверждал, что человеческое поведение является результатом взаимодействия этого инстинкта с Эросом, и что между ними существует постоянное напряжение, то есть конфликт между сохранением жизни (Эросом) и ее разрушением (Танатосом). Другие механизмы нацелены направлять энергию Танатоса во все направления от «Я».

Таким образом, Танатос способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.

Лоренц придерживался  эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя сходство с позицией З. Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет  начало из врожденного инстинкта  борьбы за выживание. Предполагается, что инстинкт развился в ходе длительной эволюции. Лоренц считает, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) вырабатывается в организме непрерывно, в постоянном темпе, накапливаясь с течением времени. В результате, происхождение агрессивных действий является совместной функцией количества накопленной агрессивной энергии и наличия силы облегчающих разрядку агрессии стимулов в окружающей среде. То есть, чем больше имеется агрессивной энергии, тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия вышла во вне. В общем, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, агрессивное поведение может развернуться спонтанно, при абсолютном отсутствии высвобождающегося стимула. [7, c. 33]

Существует так  называемая «охотничья» гипотеза Ардри, близкая к теории Лоренца, где Ардри утверждает, что в результате естественного отбора появился новый вид - охотники. Это охотничья «природа» составляет основу человеческой агрессивности.

Представители следующего направления, социологи, предлагают свое объяснение феномена агрессии: агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пробуют получить свою долю ресурсов, что обеспечивает успех (на генетическом уровне) в естественном отборе.

Согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет присуща человеку, так как является неотъемлемой частью человеческой природы.

Теории пробуждения  предполагают, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами  порыв причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации - агрессии, предложенная Доллардом и его коллегами.

Центральными  в теории Долларда являются два предположения:

1. Фрустрация  всегда приводит к агрессии  в какой-либо форме

2. Агрессия всегда  является результатом фрустрации.

Помимо этого, существуют дополнительные аспекты. В  отношении побуждения к агрессии большое значение имеют три фактора:

Во-первых, степень  ожидаемого удовлетворения от будущего достижения цели;

Во-вторых, сила препятствий на пути достижения цели;

В-третьих, количество последовательных фрустраций.

Позднее Доллард  обратился к исследованию факторов, замедляющих агрессию. Степень замедления в любом акте агрессии варьируется  в прямом соответствии с предлагаемой тяжестью наказания, могущего последовать  за этим действием. Эту теорию уточнил Берковиц, утверждая, что фрустрация приводит только к готовности действовать агрессивно. Чтобы появилось агрессивное поведение, должны присутствовать посылы к агрессии, то есть средовые стимулы, связанные с актуальными факторами, провоцирующими агрессию в целом.

Берковиц в  своих поздних работах пересмотрел  прежние труды и перенес акцент с посылов к агрессии на эмоциональные  и позитивные процессы. Он утверждал, что препятствия провоцируют  агрессию лишь той степени, в какой  они создают негативный эффект. Зильманн же доказал, что «познание и возбуждение» теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдание опыта и поведения.

Еще одно теоретическое  направление рассматривает агрессию как явление социальное, а точнее как форму поведения, усваиваемую в процессе социального научения. С точки зрения этой теории агрессию нужно рассматривать, учитывая следующие факторы:

Каким путем  была усвоена агрессивная модель;

Факторы, провоцирующие ее проявление;

Каковы условия, способствующие закреплению данной модели.

Агрессивные реакции  усваиваются и поддерживаются путем  непосредственного участия в  ситуациях проявления агрессии, а  также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии.

Таким образом, агрессия, как бы она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим живым организмам.

Становление агрессивного поведения - сложный процесс, в котором  участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Информация о работе Влияние игр на подростка