Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное  реагирование человека в стрессовой ситуации

2.1Организация и методы исследования 

      В ходе исследования была выдвинута следующая  гипотеза: испытуемые с разными типами темперамента и свойствами нервной  системы имеют разную стрессочувствительность  и стрессоустойчивость.                                             Объект исследования: эмоциональная сфера личности                                           Был использован следующий комплекс методик:

  1. Тест-опросник Г.Айзенка на определение типа темперамента;
  2. Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем, М.П. Мирошниковым);
  3. Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина (использовалась только шкала реактивной тревожности);
  4. Тест на стрессоустойчивость

      2.2Анализ результатов исследования

      Применялся  корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

      В исследовании принимали участие  учащиеся 9 «Г» класса, лицея №6, в  количестве 17 человек - 11 девочек, 6 мальчиков.

      Анализ  показателей может осуществляться при помощи количественных и качественных методов.

      Количественные (естественнонаучные) методы — статистический анализ данных: эмпирические показатели анализируются при помощи статистических методов. Выбор статистических методов обработки и анализа данных осуществляется, исходя из того, в какой шкале измерялись экспериментальные переменные.                                                                                      К количественным методам анализа и интерпретации данных относятся следующие:

     1. Дисперсионный анализ.

     Выявляет  насколько изменение дисперсии  ЗП соотносится с изменением НЗП, то есть указывает ту качественную переменную, которая вызывает изменения  ЗП (f-критерий Фишера, t-критерий Стъюдента).

     2. Корреляционный анализ.

     Выявляет связь и направление изменений ЗП и НЗП.

     3. Факторный анализ.

     Выявляет  влияние факторов (совокупности коррелирующих  между собой НЗП) на ЗП. Фактор может  формироваться при помощи уравнения  линейной регрессии.

     4. Регрессионный анализ.

     Выявление связи нескольких ЗП в единый фактор, отражающий влияние НЭП на объект. По интенсивности влияния (связи) НЗП на ЗП в уравнении расставлены переменные в регрессионном уравнении. Осуществляется прогноз развития фактора, который имеет тенденцию снижения через определенный промежуток времени.

        5. Кластерный анализ.

      Выявляет  связь или степень подобия  поведенческих реакций различных  объектов по «подобию» их переменных (характеристик). Соединяются по определенным статистическим критериям различные  «сходные» объекты (испытуемые) в один класс (группу, кластер и т.д.).

      Качественные  методы: изучение опыта, биографический метод, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоанализ, физиогномика, графология, самонаблюдение (интроспекция) и т. д.                                   Например, герменевтический метод (по В.Дильтею) - конструирование «модели» психики другого человека в своей субъективной реальности. Естественнонаучные методы и герменевтический метод имеют свою «разрешающую мощность», то есть способность метода выявлять закономерности проявления и развития исследуемой реальности и применяются на соответствующем уровне развития психического. Причем, чем выше этот уровень, тем ниже «мощность» естественнонаучных методов и выше «мощность» герменевтического метода.

Таблица

«Стрессоустойчивость» 

Стрессоустойчивость Количество  учащихся (чел. %)
высокая 6 (35%)
Средняя (норма) 5 (30%)
низкая 6 (35%)

     Анализ  результатов исследования                                                                           Из таблицы видно, что показатели по уровню стрессоустойчивости разделились практически поровну.                                                                    Средний уровень стрессоустойчивости выявлен у 30% учащихся (5 чел). Высокий уровень выявлен у 6 человек (35%).                                                     Низким уровнем стрессоустойчивости обладают также, как и высоким 6 человек (35%). 

     Таблица

     «Экстраверсия-интроверсия»

Яркий экстраверт 0 чел.
Экстраверт 8 чел. (48%)
Среднее значение 6 чел. (36%)
Интроверт 3 чел. (17%)
Глубокий  интроверт 0 чел.
 

Таблица

«Нейротизм» 

Очень высокий уровень 1 чел. (4%)
Высокий уровень 6 чел. (36%)
Среднее значение 5 чел. (30%)
Низкий  уровень 5 чел. (30%)
 
 

Таблица

«Тип  темперамента» 

Тип темперамента Количество
меланхолик 3 чел. (17%)
холерик 7 чел. (41%)
флегматик 3 чел. (17%)
сангвиник 4 чел. (25%)
 

Таблица

«Сводная  — тип темперамента, экстраверсия-интроверсия, нейротизм» 

Учащийся Тип темперамента экстраверсия-интроверсия нейротизм
Ксения  И. меланхолик интроверт высокий
Алина Г. холерик экстраверт высокий
Катя  С. холерик экстраверт высокий
Настя С. холерик экстраверт средний
Кристина  А. сангвиник экстраверт средний
Юля М. меланхолик интроверт высокий
Катя  Н. холерик экстраверт очень высокий
Даша  С. холерик экстраверт высокий
Вероника  Л. холерик экстраверт высокий
Гришанов  А. флегматик интроверт средний
Насир М. сангвиник экстраверт низкий
Гюнель  П. меланхолик средний средний
Иван  О. флегматик средний низкий
Добрыгина А. холерик средний средний
Валера  Д. сангвиник средний низкий
Андрей  К. сангвиник средний низкий
Вова  Д. флегматик средний низкий
 
 

     Анализ  результатов исследования                                                                   По результатам исследования было выявлено, что 8 человек (48%) имеют ярко выраженные типы темперамента, остальные 9 человек имеют менее выраженные типы, в связи с тем, что у этих испытуемых экстраверсия-интроверсия находится на середине шкалы, либо нейротизм на среднем уровне ( и не высокий, и не низкий).                                                                      Всего 3 человека (17%) являются меланхоликами (1 чел. из них — не ярковыраженный), 7 чел. (41%) - холерики (1 чел. также — не ярковыраженный), 3 чел. (17%) - флегматики (все-не ярковыраженные), и 4 чел. (25%) - сангвиники (3 чел. также-не ярковыраженные).                                Всего — экстравертов — 8 чел., интровертов — 6 чел., остальные — на среднем уровне. Нейротизм на очень высоком уровне у 1 чел., на высоком — у 6 чел., на низком — у 5 чел., и на среднем — тоже 5 чел.

     Таблица

«Самочувствие, активность, настроение» 

Учащийся среднее самочувствие активность настроение
Ксения  И. 6,3 5,5 4 5,7
Алина Г. 5,9 5,9 5 6,8
Катя  С. 4,8 5,7 4,9 4,9
Настя С. 5,1 5,5 4,6 5,1
Кристина А. 6,1 6,3 5,3 6,4
Юля М. 5,9 5,1 4,2 5,4
Катя  Н. 5,2 5,8 4,6 5,6
Даша  С. 5,7 5,3 5,4 5,9
Вероника  Л. 5,5 6,4 5 5,6
Гришанов  А. 3,1 2,3 2,3 5,3
Насир М. 4 4 4,3 4,1
Гюнель  П. 5,7 4,5 2,9 4,6
Иван  О. 4,6 4,3 4,3 4,3
Добрыгина А. 5,3 5,9 4,6 5,7
Валера  Д. 6,3 6,2 6,3 6,8
Андрей  К. 5,1 5,3 5 5,5
Вова  Д. 6,1 4,4 4,2 6,9
 

     Анализ  результатов исследования                                                          Исследование проводилось перед контрольной работой и экзаменами. Результаты показывают, что у 11% (2 чел.) общее состояние на момент исследования было неблагоприятным (уставшим), у 47% (8 чел.) - общее состояние составило норму (средние показатели), и 42% (7 чел.) находились в благоприятном (хорошем) состоянии.                                                                    По отдельным шкалам выявлено следующее:

  • самочувствие (3 чел. - плохое, 4 чел. - норма, 11 чел. - хорошее)
  • активность (4 чел. - снижена, 11 чел. - в норме, 2 чел. - повышена)
  • настроение (6 чел. - в норме, 11 чел. - хорошее)

     Если  соотнести отдельные шкалы между  собой, становится видно, что у испытуемых сильно снижена активность по сравнению  с самочувствием и настроением. Это говорит об усталости, истощенности сил. В свою очередь снижение активности влияет на самочувствие и настроение некоторых испытуемых. (7 чел.)

Таблица

Результаты  исследования по методике «Шкала реактивной и  личностной тревожности» Спилбергера-Ханина» 

Уровень тревожности Количество  учащихся
Высокий 6 чел. (35%)
Умеренный 6 чел. (35%)
Низкий 5 чел. (30%)
 

     Анализ  результатов исследования                                                                           По результатам исследования видно, что у учащиеся испытывают разный уровень тревожности, несмотря на то, что впереди у них будут одинаковые контрольные и экзамены. Меньше всего человек обладают низким уровнем тревожности — 5 (30%). Умеренным и высоким уровнем обладают по 6 чел. (35% и ещё 35%). Возможно, что разный уровень тревожности зависит от индивидуальных особенностей учащихся (например — тип темперамента). 

     Таблица

     «Сводная  по всем методикам»

Учащийся Темперамент стрессоустойчивость самочувствие активность настроение тревожность
Ксения  И. меланхолик средняя 5,5 4 5,7 высокая
Алина Г. холерик низкая 5,9 5 6,8 высокая
Катя  С. холерик средняя 5,7 4,9 4,9 умеренная
Настя С. холерик средняя 5,5 4,6 5,1 умеренная
Кристина  А. сангвиник высокая 6,3 5,3 6,4 умеренная
Юля М. меланхолик низкая 5,1 4,2 5,4 высокая
Катя  Н. холерик низкая 5,8 4,6 5,6 высокая
Даша  С. холерик низкая 5,3 5,4 5,9 умеренная
Вероника  Л. холерик средняя 6,4 5 5,6 умеренная
Гришанов  А. флегматик средняя 2,3 2,3 5,3 низкая
Насир М. сангвиник высокая 4 4,3 4,1 умеренная
Гюнель  П. меланхолик низкая 4,5 2,9 4,6 высокая
Иван  О. флегматик высокая 4,3 4,3 4,3 низкая
Добрыгина А. холерик низкая 5,9 4,6 5,7 высокая
Валера  Д. сангвиник высокая 6,2 6,3 6,8 низкая
Андрей  К. сангвиник высокая 5,3 5 5,5 низкая
Вова  Д. флегматик высокая 4,4 4,2 6,9 низкая

Информация о работе Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях