Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ                                 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ                                    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                  КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА                                                                                                         ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 

     ПОРТНЯГИНА  ДАРИНА ВАСИЛЬЕВНА                                                      Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях

     Выпускная квалификационная работа 

       
 

     Красноярск 2010

 

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5                                                                                                         Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации

1.1Понятие  «стресс» в психологической науке--------------------------------  6 - 33

1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42  1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60                                                                                                 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой        ситуации                                                                 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72          

Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78              

Приложение -------------------------------------------------------------------------  79 - 91

 

Введение 

      Актуальность  исследования обусловлена необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психической дезадаптации и повышению стрессоустойчивости в современных условиях общественной жизни. Стрессовые ситуации, возникающие на работе, в быту, при общении с другими людьми - это обычное и часто возникающее явление. 

        Стрессоустойчивость личности необходима  не только для обеспечения  общественного порядка и безопасности  жизнедеятельности населения в  современных условиях, но и для  жизнестойкости и социальной  адаптации.    Проблема стресса и стрессоустойчивости оказывается в высшей степени сензитивной к тому образу человека, который складывается в психологии по мере движения психологического познания, предопределяя особое понимание места и роли психического на различных этапах этого движения.        Связано это с тем, что проблема стресса не может быть отнесена к числу «типичных» проблем психологии, понимаемой в качестве науки о психике, сознании, отражении и т. д. Это, прежде всего, проблема человека и той цены, которую он платит за обеспечение своей целостности, сохраняя устойчивость многомерного бытия в меняющемся мире.

        Исследования индивидуальных психологических  ресурсов совладания со стрессом  принадлежат к числу актуальных  и перспективных направлений  в психологии труда и организационной психологии, а также психологии в целом. Это связано с воздействием на человека возрастающего числа разнообразных стрессогенных факторов, к которым относятся как природные изменения, так и перемены а социальной жизни, снижающие работоспособность человека и обостряющие проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе и состояние болезни. Часто различные виды деятельности человека, протекающие в стрессогенных условиях, требуют усиленного расхода ресурсов человека и предъявляют требования к его стрессоустойчивости и адаптивности.

      Умение  успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния является важным навыком для каждого человека. Для этого необходимо знание своих  ресурсов, возможность их развивать, использовать и оперировать ими в процессе совладания со стрессом. 

      Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.

      Объект исследования: Эмоциональная сфера личности.

      Предмет исследования: Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.

        Гипотеза исследования: эмоциональное реагирование на стрессовую ситуацию зависит от особенностей темперамента старших подростков.

      В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:                                                                  1.рассмотреть проблему изучения стресса в психологической науке;           2.изучить модели стресса и роль темперамента в совладании со стрессом, в адаптации к стрессогенным условиям;                                                      3.исследовать на эмпирическом уровне тип темперамента и свойства нервной системы у старших подростков, а также их степень сопротивляемости стрессу;                                                                                                               4.выявить взаимосвязь темперамента учащихся и эмоционального реагирования в состоянии стресса;

5.разработать рекомендации по развитию стрессоустойчивости личности                                                                                                                                                                     

      Методы исследования:                                                                       1.Теоретический анализ литературных и интернет-источников;                  2.Тест-опросник Г.Айзенка на определение типа темперамента;              3.Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (разработан В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем, М.П. Мирошниковым); 4.Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина (использовалась только шкала реактивной тревожности);               5.Тест на стрессоустойчивость    

      Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы психологами, медицинскими психологами при работе с учащимися, которые находятся в состоянии стресса (например перед сдачей контрольных работ и экзаменов), а также для решения задач оптимизации, профилактики и коррекции стрессовых состояний у подростков.

      База исследования — лицей №6, выборка составила 17 человек — старших подростков, из них - 11 девочек, 6 мальчиков.

      Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Теоретическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование человека в стрессовой ситуации.

      1.1 Понятие «стресс»  в психологической  науке

     Термин  «стресс» был введен канадским физиологом Г. Селье (1936г.) при описании адаптационного синдрома. Он определил стресс как  неспецифическую реакцию организма  на любое предъявленное ему требование.[14].                                                                                                        В настоящее время термин «стресс» встречается в современной литературе, как обозначающий такие понятия:

    • Сильное неблагополучное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
    • Сильные, как неблагополучные, так и благополучные для организма реакции разного рода;
    • Неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при разного рода воздействиях;

     В Психологическом словаре, под редакцией  Зинченко В. П. приводится следующее определение данного понятия: «Стресс - это состояние психического напряжения возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельств».                                                                                 Основной характеристикой стресса является независимость процесса приспособления от характера раздражителя или нагрузки. Данный процесс Селье обозначил как Общий Адаптационный Синдром (ОАС).                      ОАС - это совокупность адаптационных реакций в организме, носящих общий защитный характер. [14]

     Согласно  Селье, ОАС включает в себя три  этапа:

    • Реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы;
    • Стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма в соответствии с новыми условиями;
    • Стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций;

Таким образом, стресс может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации.[14]

      Cогласно данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс. Опыт изучения акустического и гравитационного стресса, показал возможность разделить людей на активно, пассивно и исходно реагирующих. Чем выше степень экстремальности, тем больше возрастает число «пассивных» за счет уменьшения числа исходно реагирующих. Доля активно реагирующих меняется У-образно, достигая максимума при определенном уровне экстремальности, а затем, снижаясь. Это явление можно объяснить действием закона Йоркса - Дотсона, согласно которому, увеличение активации сначала ведет к повышению активности, но после достижения определенного максимума, активность начинает резко снижаться, повышается вероятность дезорганизации системы. Возбуждение и торможение составляют две стороны единого, нервного процесса. Своим сбалансированным соотношением они определяют успех приспособительной деятельности. Павлов И. П. высказал предположение, что одной из главных причин для возникновения запредельного торможения является истощение, ослабление нервных клеток. [25]

      Данная  схема реакции на активацию, полностью  соответствует трем фазам ОАС. Однако, в связи с индивидуальными  особенностями различных людей, протекание этих фаз будет различаться  как по продолжительности каждой фазы, так и по их интенсивности. А поскольку, человек функционирует одновременно на нескольких различных уровнях, то дезорганизация любого из них, в той или иной степени повлечет за собой дезорганизацию и на всех остальных. Что, в свою очередь, неблагоприятно отразиться и на психосоматическом здоровье человека, и на продуктивности его деятельности, и на его социальное окружение. [25]

      В связи с этим, перед исследователями  стоит задача изучения адаптации  человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, прогнозирование его поведения в подобных условиях, а так же разработка методов коррекции. Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему, что угодно, так что в критических работах по стрессу сложилась даже своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия таких совершенно разнородных явлений, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение. [3]

Информация о работе Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях