Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.
Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПОРТНЯГИНА
ДАРИНА ВАСИЛЬЕВНА
Выпускная
квалификационная работа
Красноярск 2010
Содержание
Введение----------------------
1.1Понятие
«стресс» в психологической науке-------------------------
1.2Понятие
«темперамент» в психологии ------------------------------
Заключение
------------------------------
Приложение
------------------------------
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психической дезадаптации и повышению стрессоустойчивости в современных условиях общественной жизни. Стрессовые ситуации, возникающие на работе, в быту, при общении с другими людьми - это обычное и часто возникающее явление.
Стрессоустойчивость личности
Исследования индивидуальных
Умение
успешно справляться с
Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.
Объект исследования: Эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования: Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.
Гипотеза исследования: эмоциональное реагирование на стрессовую ситуацию зависит от особенностей темперамента старших подростков.
В
соответствии с целью, объектом, предметом,
гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи:
5.разработать
рекомендации по развитию стрессоустойчивости
личности
Методы
исследования:
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы психологами, медицинскими психологами при работе с учащимися, которые находятся в состоянии стресса (например перед сдачей контрольных работ и экзаменов), а также для решения задач оптимизации, профилактики и коррекции стрессовых состояний у подростков.
База исследования — лицей №6, выборка составила 17 человек — старших подростков, из них - 11 девочек, 6 мальчиков.
Структура
дипломной работы. Дипломная работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, приложений.
Глава I. Теоретическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование человека в стрессовой ситуации.
1.1 Понятие «стресс» в психологической науке
Термин
«стресс» был введен канадским физиологом
Г. Селье (1936г.) при описании адаптационного
синдрома. Он определил стресс как
неспецифическую реакцию
В
Психологическом словаре, под редакцией
Зинченко В. П. приводится следующее определение
данного понятия: «Стресс - это состояние
психического напряжения возникающее
у человека в процессе деятельности в
наиболее сложных, трудных условиях, как
повседневной жизни, так и при особых обстоятельств».
Согласно Селье, ОАС включает в себя три этапа:
Таким образом, стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до полной ее дезорганизации.[14]
Cогласно данным литературы, существует индивидуальная предрасположенность к активному, либо пассивному реагированию на стресс. Опыт изучения акустического и гравитационного стресса, показал возможность разделить людей на активно, пассивно и исходно реагирующих. Чем выше степень экстремальности, тем больше возрастает число «пассивных» за счет уменьшения числа исходно реагирующих. Доля активно реагирующих меняется У-образно, достигая максимума при определенном уровне экстремальности, а затем, снижаясь. Это явление можно объяснить действием закона Йоркса - Дотсона, согласно которому, увеличение активации сначала ведет к повышению активности, но после достижения определенного максимума, активность начинает резко снижаться, повышается вероятность дезорганизации системы. Возбуждение и торможение составляют две стороны единого, нервного процесса. Своим сбалансированным соотношением они определяют успех приспособительной деятельности. Павлов И. П. высказал предположение, что одной из главных причин для возникновения запредельного торможения является истощение, ослабление нервных клеток. [25]
Данная схема реакции на активацию, полностью соответствует трем фазам ОАС. Однако, в связи с индивидуальными особенностями различных людей, протекание этих фаз будет различаться как по продолжительности каждой фазы, так и по их интенсивности. А поскольку, человек функционирует одновременно на нескольких различных уровнях, то дезорганизация любого из них, в той или иной степени повлечет за собой дезорганизацию и на всех остальных. Что, в свою очередь, неблагоприятно отразиться и на психосоматическом здоровье человека, и на продуктивности его деятельности, и на его социальное окружение. [25]
В связи с этим, перед исследователями стоит задача изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, прогнозирование его поведения в подобных условиях, а так же разработка методов коррекции. Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему, что угодно, так что в критических работах по стрессу сложилась даже своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия таких совершенно разнородных явлений, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение. [3]