Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.
Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91
Приведенная
классификация эмоций на стенические
и астенические соответствует классификации
стресса на эусресс и дистресс.
Эмоции
характеризуются сдвигами вегетативных
функций организма: частоты сердечных
сокращений, изменения кровяного
давления, сужения и расширения сосудов
и т.д. Все эти функции регулируются
симпатической и парасимпатической нервными
системами.
Изучение эмоций идет в трех направлениях:
1) Изучение неосознаваемых процессов,
происходящих в нервной, эндокринной,
пищеварительной и других системах организма.
2) Изучение процессов, связанных с осознаваемыми
ощущениями.
3) Изучение комплексов эмоций, отражающихся
в пантомимике, которая включает мимику,
позу и жесты.
Трехмерная теория чувств Вундта.
Долгое время в психологии господствовало мнение, что эмоциональные переживания характеризуются наличием только двух полярных и взаимно исключающих друг друга субъективных состояний — удовольствия или неудовольствия. Выдающийся немецкий психолог XIX века В. Вундт нашел, что такое деление не отражает всей сложности психологической структуры эмоций. Он выдвинул теорию, по которой эмоции характеризуются тремя качествами или «измерениями» — удовольствием или неудовольствием, возбуждением или успокоением и напряжением или разрешением (освобождением от напряжения).Каждое из этих трех «измерений» наличествует в эмоции не только как определенное по качеству субъективное состояние, но и в различных степенях интенсивности — от эмоционального нуля (состояние безразличия) до высших степеней интенсивности данного качества. Благодаря тому, что эмоции по своей психологической структуре являются многообразием трех «измерений», из которых каждое может непрерывно и в широких пределах изменяться по степени своей интенсивности, получается бесконечное разнообразие эмоциональных состояний и их оттенков.
Заслугой
Вундта следует признать то, что он отошел
от традиционного взгляда на структуру
эмоций, как состоящих только из вариаций
одного «измерения», выдвинул вопрос о
сложности психологической структуры
эмоций и указал на наличие в эмоциональных
процессах и состояниях важных для жизни
и деятельности человека особенностей,
кроме удовольствия и неудовольствия.
[23,24]
Удовольствие и неудовольствие.
Эти
непосредственно известные
Именно
благодаря элементам
Возбуждение и успокоение.
Многие
эмоции характеризуются большей
или меньшей степенью нервного возбуждения.
В одних эмоциях, например в состоянии
гнева, это возбуждение проявляется
интенсивно и ярко; в других, например
при слушании мелодичной музыки, в
слабой степени, иногда снижаясь до состояния
спокойствия.
Все
физические упражнения связаны с
эмоциями, характеризующимися различными
степенями возбуждения и
Напряжение и разрешение.
Эти состояния характерны для эмоций, испытываемых в сложных видах деятельности, связанных с ожиданием наступления важных для человека событий или обстоятельств, в которых ему придется действовать быстро, энергично, преодолевая значительные трудности, иногда сознавая опасность предстоящих действий. Эмоции напряжения и разрешения часто проявляются в спортивной деятельности, обнаруживаясь наиболее ярко в спортивных соревнованиях. Они переживаются как напряженное ожидание определенных событий и действий. Например, на старте, ожидая сигнала к бегу, спортсмен переживает сильное эмоциональное состояние напряжения. Внешне это состояние выражается в собранности, как бы в скованности всего тела, в отсутствии резких движений, в замедленном дыхании и т. д., хотя внутренне спортсмен находится в состоянии очень большой активности. Эмоция напряжения в этом отношении противоположна состоянию возбуждения, во время которого человек внешне проявляет себя очень бурно, совершает резкие, порывистые движения, громко говорит и т. п. Обратными чертами характеризуется эмоция разрешения от напряжения. Когда напряженно ожидавшийся сигнал к бегу подан, напряжение сменяется эмоциональным состоянием освобождения от только что бывшего напряжения. Эмоция разрешения внешне выражается в усиленной активности: в момент сигнала спортсмен делает резкий энергичный рывок вперед, только что наблюдавшаяся скованность движений мгновенно сменяется быстрыми движениями максимальной интенсивности, сдерживаемая до этого момента мышечная энергия освобождается и проявляется в движениях большой интенсивности.
Стресс
– это по своей сути еще один
вид эмоционального состояния, это
состояние характеризуется
При этом одной из главных характеристик
стресса является его крайняя неустойчивость.
При благоприятных условиях это состояние
может трансформироваться в оптимальное
состояние, в при неблагоприятных – в
состояние нервно – эмоциональной напряженности,
для которого характерно снижение работоспособности
и эффективности функционирования систем
и органов, истощение энергетических ресурсов.
Чаще
всего, стресс определяется как чрезмерное
психологическое или
Стресс
присутствует в жизни каждого
человека, так как наличие стрессовых
импульсов во всех сферах человеческой
жизни и деятельности, несомненно.
Любое событие, факт или сообщение может
вызвать стресс, т.е. стать стрессором.
Стрессорами могут быть самые разнообразные
факторы: микробы и вирусы, различные яды,
высокая или низкая температура окружающей
среды, травма и т.д. Но оказывается, что
такими же стрессорами могут быть и любые
эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие
на эмоциональную сферу человека. Это
все, что может нас взволновать, несчастье,
грубое слово, незаслуженная обида, внезапное
препятствие нашим действиям или стремлениям.
При этом, выступит та или иная ситуация
причиной стресса или нет, зависит не только
от самой ситуации, но и от личности, ее
опыта, ожиданий, уверенности в себе и
т.д. Особенно большое значение имеет,
конечно, оценка угрозы, ожидание опасных
последствий, которую содержит в себе
ситуация. Значит, само возникновение
и переживание стресса зависит не столько
от объективных, сколько от субъективных
факторов, от особенностей самого человека:
оценки им ситуации, сопоставления своих
сил и способностей с тем, что от него требуется,
и т.д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции. Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.
В настоящее время ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время.
Следующая область – внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, неадекватность оценки событий и т.п.