Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

      По  замечанию Р. Люфта, "многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит на своей кровати", а Г. Селье полагает, что "даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс", и приравнивает отсутствие стресса к смерти. [3]

      В современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Р. Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл вслед за с.Сэллсом считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно "употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации" . Ю. Савенко определяет психический стресс как "состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации".

      Этот  список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологией понятия стресса видна и из этих примеров. Она состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации. "Вряд ли кто-либо думает, – апеллирует к здравому смыслу Р. С. Разумов, – что любое мышечное напряжение должно явиться для организма стрессорным агентом. Спокойную прогулку... никто не воспринимает как стрессорную ситуацию"
Однако Ганс Селье, даже состояние сна, не говоря уже о прогулке, считает не лишенным стресса. Стресс, по Г. Селье, это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. [5]

      Из  сказанного следует, что если уж психология берет на вооружение понятие «стресс», то ее задача состоит в том, чтобы, отказавшись от неоправданного расширения объема этого понятия, тем не менее сохранить основное его содержание – идею неспецифичности стресса. Чтобы решить эту задачу, нужно эксплицировать те мыслимые психологические условия, при которых эта идея точно отражает задаваемой ими срез психологической реальности. Бесспорно, нарушения самоактуализации, контроля и т.д. Вызывают стресс, это достаточные условия его. Но дело состоит в том, чтобы обнаружить минимально необходимые условия, точнее, специфические условия порождения неспецифического образования – стресса.

      Любое требование среды может вызвать  критическую, экстремальную ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, иначе говоря, у существа, нормальный жизненный мир которого "легок" и "прост", т.е. таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности. Полную реализацию такого гипотетического существования, когда блага даны прямо и непосредственно и вся жизнь сведена к непосредственной витальности, можно усмотреть, да и то с известными оговорками, только в пребывании плода в чреве матери, однако частично оно присуще всякой жизни, проявляясь в виде установки на здесь-и-теперь удовлетворение, или в том, что З. Фрейд называл "принципом удовольствия".

      Понятно, что реализация такой установки  сплошь и рядом прорывается самыми обычными, любыми требованиями реальности; и если такой прорыв квалифицировать  как особую критическую ситуацию – стресс, можно прийти к такому понятию стресса, в котором очевидным образом удается совместить идею "экстремальности" и идею "неспецифичности". При описанных содержательно-логических условиях вполне ясно, как можно считать стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние. [5]

      Исследуя  понятие стресс, ряд авторов отмечает отсутствие общей теории стресса  и, а связи с этим, общепринятого  определения данного понятия. В  свою очередь, они выделяют несколько подходов в понимании стресса. Стресс можно рассматривать как стимул, как ответную реакцию и как трансакцию (взаимодействие). В соответствии с этими подходами существующие модели стресса разделяют на стимульные модели, модели ответной реакции и трансактные модели (модели взаимодействия).

      1.Стимульные модели. К стимульным относится те модели, которые рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному напряжению. Стресс в них рассматривается как независимая переменная, как некоторое объективное свойство окружающей среды., развивая стимульный подход в понимании механизмов образования стресса, писал: «стресс это то, что происходит с человеком, а не внутри него, это набор причин, а не набор симптомов». Стресс возникает каждый раз, когда возникает отклонение от оптимальных условий и человек не в состоянии или с трудом может справиться с этим отклонением.

      Стимульный  подход к анализу стресса характерен для эргономических исследований (Т. Кокс, К. Маккей 1995). Используя психофизиологическое понятие возбуждения, данный подход применяется для анализа влияний внешней среды на уровень выполнения деятельности. В их работах с помощью психофизиологических и социально-психологических методик исследовалось влияние на человека факторов перегрузки и недогрузки, как основных источников стресса в современном индустриальном обществе. В рамках рассматриваемого подхода, выделено 8 типов ситуаций, классифицируемых им как «стрессогенные»: высокая скорость переработки информации, вредные внешние воздействия, переживаемая угроза, нарушение физиологического функционирования, изоляция, препятствия, групповое давление, фрустрация. Стимульные модели стресса особо подчеркивают роль таких факторов окружающей среды как жизненные события. Считается, что любое событие есть стресс, а телесный ответ на него выражается напряжением или усилием. Война, голод, несчастные случаи, оказываемое давление и другие негативные события являются стрессом.

      Стимульные  модели утверждают, что стресс в  виде группы жизненных событий приводит к симптомам стресса» таким как болезнь. Основываясь на этой теории, исследователи стремились оценивать роль жизненных событий в формировании стресса. Примером может служить тест «Шкала жизненных изменений», разработанный Холмс и Раге, часто используемый для того, чтобы измерить число основных жизненных событий, воздействию которых личность подвергается за определенный период времени. Недостатком данной теории и «Шкалы жизненных событий» является недифференцированность позитивных, негативных и неопределенных пунктов изменений, что не позволяет прояснить отношения между стрессовыми событиями и последствиями стресса.

      Таким образом, в стимульных моделях основное внимание уделяется исследованию стресс-факторов или стрессоров. В отличие от моделей ответной реакции в них не учитываются физиологические аспекты мобилизации организма для управления стрессовыми ситуациями. Кроме того, из анализа исключаются индивидуальные особенности личности, специфика протекания психологических процессов, индивидуальные психологические ресурсы совладания со стрессом, что является характерным для трансактных моделей стресса.

      2. Модели ответной реакции рассматривают стресс как физиологическую ответную реакцию на требование окружающей среды .Этот подход получил свое развитие благодаря работам Г. Селье. Г.Селье определял стресс как «состояние, проявляющееся в характерном синдроме неспецифических изменений в биологической системе» и подчеркивал неселективный и неспецифический характер физиологических: ответных реакций- Требование окружающей среды, нарушающее гомеостаз организма, вызывает со стороны последнего трехфазную структуру ответа, которую Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом» (ОАС). Первая фаза ОАС «реакция тревоги», вторая - фаза сопротивления, третья -- фаза истощения. Таким образом, Г, Селье показал, что «способность организма к приспособлению, или адаптационная энергия, не беспредельна». Он также предложил различать стресс и дистресс. Первый, соответствен но, как положительный фактор, источник повышения активности, радости. Дистресс--это чрезмерный стресс, когда преобладает чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности требуемых усилий.

      Модели  Д. Механик и Х. Вольф также  описывают стресс как ответную реакцию, Х.Вольф определяет стресс как динамическое состояние организма, который развивается в ответ на требование адаптации. Х. Вольф считает стресс центральным в жизни человека, потому что жизнь влечет за собой постоянную адаптацию. А.Каган предложили модель стресса, описывающую возникновение заболеваний, главным образом телесных, под влиянием социальных и психологических факторов.

            В основном эта модель базируется на идеях Г. Селье. Важным в модели А. Каган является тип  взаимосвязи между уровнем психосоциальной  стимуляции и степенью стресса, которая выступает в качестве причины возникновения заболевания. Другой важной стороной этой модели является наличие «психобиологичесхой программы», которая определяется «склонностью к реагированию по определенному типу», что обусловлено, с одной стороны, наследственностью, а с другой стороны -- отражает результаты прошлого опыта и обучения. В работе А. Маклин решается вопрос о том, какие виды стресса можно выделить на основании данных об ухудшении выполнения деятельности. Значительная часть из выдвигаемых им положений основано на рассмотрении стресса как ответной реакции.

      Модели  ответной реакции подчеркивают важность физиологической мобилизации организма  для управления стрессовыми ситуациями. В них стресс рассматривается  как зависимая переменная.                                              По мнению Т. Кокса, оба описанных выше подхода имеют ряд недостатков. Они механистичны, поскольку рассматривают человека как пассивный объект воздействия стресса. Также они чаще всего нe учитывают индивидуальных особенностей и специфики протекания психологических процессов. Кроме того, в этих моделях не исследуются индивидуальные психологические ресурсы совладания со стрессом.

      3. Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят стресс как взаимодействие между личностью и окружающей средой (Кокс Т., Ф.Б. Березин ), анализируя характеристики стресса с точки зрения различия между стрессом системным (физиологическим) и психическим, приходит к выводу, что «основной чертой, различающей эти состояния, является необходимое для возникновения психического стресса восприятие угрозы. Введение этого звена обусловливает участие когнитивных процессов оценки стимула как угрожающего, возможность предвидения будущей угрозы и зависимость ощущения угрозы в определенной ситуации от особенностей личности и предшествующего опыта». Создатели трансактных моделей подчеркивают кардинальную роль когнитивной способности человека в определении его активности. Они утверждают, что стресс заключен ни в ситуации, ни в личности, но во взаимодействии между окружающей средой и личностью. Согласно когнитивной теории стресса Р. Лазаруса, стресс возникает тогда, когда требования окружающей среды находятся на пределе или за пределами человеческих возможностей. Здесь главным становится анализ взаимодействий между требованиями внешней среды, индивидуальными особенностями человека и адекватностью привлекаемых защитных механизмов.

      Когнитивная модель стресса Р. Лазаруса «основана  на положениях о ведущей роли в  его развитии; (а) психического отражения  явлений действительности и их объективной оценке, (б) познавательных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности, неопределенности событий, (в) индивидуальных различий в реализации этих процессов и в оценке субъективной опасности, вредности (степени угрозы) стимулов».

      Лазарус полагает, что событие, вызывающее адаптацию  личности, приводит к двум формам оценки: первичная оценка серьезности требования и вторичная оценка адекватности имеющихся ресурсов и выбора способа  взаимодействия с требованием. Также  он предлагал когнитивную модель, описываемую четырьмя утверждениями; (1) когнитивные оценки событий определяют их стрессогенность; (2) успешный предшествующий опыт ослабляет, а неудачный усиливает негативные эффекты стресса при последующих столкновениях со стрессором; (3) интенсивность стимуляции окружающей среды имеет криволинейную зависимость с испытываемым стрессом; (4) социальная поддержка способна смягчать стрессовые события. Данный автор подчеркивает, что главным при обсуждении стресса должен стать характер взаимодействия между человеком и окружающей средой. Он считает, что стресс возникает каждый раз, когда нарушается баланс между воздействием окружающей среды и возможностями человека компенсировать его. Р. Лазарус полагает, что подобный дисбаланс возникает между субъективным восприятием внешних воздействий и осознанием собственных возможностей справиться с ними. Здесь запускаются процессы вторичной оценки, в ходе которой человек сознательно или неосознанно оценивает свои действия и их перспективы.

      . Д. Макграфф отмечал также, что стресс возможен в условиях, когда внешняя ситуация воспринимается как воздействие, угрожающее превысить ресурсы человека и возможности позитивной реакции на него, особенно, если при этом ожидается существенная разница в поощрении и затрачиваемых силах на сопротивление этому воздействию по сравнению с отказом от активного противодействия.  С. Хобфоль утверждает, что когнитивная модель стресса тавтологична, очень сложна и не предусматривает возможных вариантов, отклонений. Чрезмерным, по его мнению» является внимание к процессам восприятия и осознания ситуаций, что ограничивает понимание роли потребностей в их избегании и построение стратегий предупреждения стресса, и не отражает значение ресурсов человека в этом процессе.

      Модель  стресса Т. Кокса относится к категории трансактных моделей стресса. Данная модель описывает динамический процесс, возникающий при наличии у человека затруднений, и его попытках отреагировать их. По мнению автора этой модели, стресс -- это индивидуальный феномен, являющийся результатом взаимодействия между человеком и ситуацией, в которой он находится. Природа этого процесса взаимодействия носит активный характер. В основе модели лежит взаимосвязь четырех основных аспектов действующей личности и окружающей среды: поддержка от внешней среды, требования внешней среды, а также личностные ресурсы человека и его внутренние потребности и оценки.Действующий человек постоянно оценивает различные внешние стимулы в текущей ситуации и свои возможности справиться с ними. Ситуация может способствовать или препятствовать удовлетворению существующих потребностей человека. Это приводит к возникновению новых внутренних потребностей. Термин «потребность» используется Т.Коксом для обозначения требований, предъявляемых человеком к объективной реальности или психическим процессам и состояниям с учетом действия временного характера. Кроме того, перцептивное представление о характере внешнего воздействия формируется на основе дистанционных характеристик (близость-удаленность), частоты появления, скорости происходящих изменений, его неоднозначности и новизны в сочетании с другими стимулами или при их отсутствии. Под индивидуальными ресурсами Т.Кокс понимает как специфические и приобретенные навыки, связанные с осуществлением деятельности в данной ситуации, так и более общие характеристики человека: личностные качества или устоявшиеся формы поведения.Ограничения, которые накладываются особенностями ситуации и собственной системой оценок человека, и поддержка, получаемая со стороны также являются ключевыми аспектами в оценке происходящего. Давление ситуации ограничивает человека в выборе действий. Если внутренние потребности удовлетворяются, то дисбаланс, возникающий между воздействующим стимулом и возможностью отреагировать на него, может оказаться терпимым для человека. В противном случае, дисбаланс порождает чрезмерный стресс. Причиной возникновения дисбаланса может стать высокий уровень притязаний, связанный со стремлением некоторых людей к успеху, достижениям, высокому социальному статусу. Часто в состоянии подобного дисбаланса оказываются люди с так называемым поведением по типу А.

Информация о работе Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях