Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 528.00 Кб (Скачать)
 

     Анализ  результатов по сводной  таблице                                                               Как видно из общей таблицы, у испытуемых с неустойчивой нервной системой и экстраверсией (холерики-7 чел.), довольно низкая стрессоустойчивость (у четырех — низкая, у трех - умеренная), у многих повышен уровень тревожности (3 человека, у четырех — средний уровень тревожности). Связано это с тем, что холерики обладают высокой активностью психических процессов, но вместе с этим быстрой истощаемостью, которая сказывается на эмоциональном реагировании на стресс. В среднем у холериков слегка повышен уровень активности (перед предстоящими контрольными и экзаменами)- в пределах 4,6 — 5,4. Следующий тип темперамента, в данном исследовании он был обнаружен у 3 чел. - меланхолики. У них наоборот слабая активность психических процессов, но также, как и у холериков — быстрая истощаемость. В связи с этим, у меланхоликов показатели самочувствия. Настроения и активности перед предстоящими контрольными и экзаменами значительно ниже, чем у холериков (показатели активности в пределах — 2,9 - 4,2; самочувствия — 4,5 — 5,5; настроения — 4,6 — 5,7), уровень тревожности — высокий, стрессоустойчивость такая же низкая, как и у холериков, у одного меланхолика — средний уровень стрессоустойчивости.                          Флегматиков в классе обнаружилось также 3 чел. Они имеют достаточно большую силу психических процессов и медленную их истощаемость. Соответственно, у всех трёх флегматиков достаточно низкие уровни самочувствия и активности — т.к. показатели этих двух шкал у них повышаются очень медленно (активность — 2,3 — 4,3; самочувствие — 2.3 - 4,4), вместе с этим низкий уровень тревожности, несмотря на предстоящие контрольные и экзамены, и высокая стрессоустойчивость (у одного флегматика — средняя, но ближе к высокой). И последний тип темперамента — сангвиник. Таких в классе — 4 чел. У всех четырёх человек показатель стрессоустойчивости является высоким. Вызвано это тем, что сангвиник обладает сильной нервной системой и психической активностью и также самой сильной психической пластичностью среди всех типов темперамента. Истощаемость психических процессов достаточно медленна. Также из класса у двух сангвиников низкий уровень тревожности и еще у двух — умеренный, что соответствует их типу темперамента. Уровень активности высок — от 4,3 до 6,3. Возрастает он обычно быстро до максимального значения.   

                  Применялся корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

       Необходимо найти особую величину k (X,Y)

      Пусть Х принимает значения х1,х2,……хn, а Y – y1,y2……yn, тогда можно найти выборочную среднюю для х для Х и y для Y.

      Если  nij – это частота, с которой встречается ххi и yj, an – объем выборки (n - ∑ nij), то k (X,Y) вычисляется по формуле:

      K (X,Y) = 1/n ∑ (xi – x’)(yj – y’)nij

      Выборочный  коэффициент корреляции определяется по формуле:

      R (X,Y) = k (X,Y)/√D(x)D(y)

      Объем выборки = 17, пусть x – темперамент ( где меланхолик – 2, холерик – 3, флегматик – 4, сангвиник – 5), y – стрессоустойчивость (где очень низкая – 2; низкая – 3; средняя – 4; высокая – 5), тогда составим таблицы для нахождения средних. 

Темперамент Количество  учащихся
Меланхолик 3

7

3

4

Холерик
Флегматик
Сангвиник
 
 
Стрессоустойчивость Количество  учащихся
Низкая 6
Средняя 5
Высокая 6
 

      По  данным таблицы находим выборочные средние

      X’ = 2*3+7*3+4*4+3*5/17 = 3,4

      Y’ = 2*0+6*3+4*5+6*5/17=4,1 

      После этого был составлен ковариационный граф. Были получены следующие значения:

      K (X,Y) = 0,42

      D (X) = 0,58

      D (Y) = 0,08 

      Исходя  из полученных данных можно найти:

      R = 0,42/√0,08+0.58 = 0,9

      Таким образом между результатами исследования на тип темперамента и стрессоустойчивости существует прямая связь средней силы. 

     Выводы  по II главе

      Мною  были проведены исследования типа темперамента, стрессоустойчивости, тревожности, а  также самочувствия, активности и  настроения старших подростков перед контрольными и экзаменами.

      По  результатам исследования было выявлено, что уровень стрессоустойчивости  напрямую зависит от типа темперамента испытуемых (старших подростков). Всего  в классе было выявлено больше всего  холериков (7 человек). Меньше всего меланхоликов (3 человека) и одинаковое кол — во флегматиков и сангвиников (по 4 человека). Уровень тревожности у всех разный — у 5 человек — низкий, умеренным и высоким уровнем тревожности обладают по 6 человек.

      Стрессоустойчивость также у всех разная — 5 человек обладают средним уровнем стрессоустойчивости и по 6 человек высоким и низким.

Уровень активности у всех испытуемых является более  низким по сравнению с уровнем  самочувствия и настроения, но вместе с этим у испытуемых с разным типом  темперамента различается — у кого-то ниже, у кого — то выше.

      Был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. В  соответсвии с ним была обнаружена прямая связь между типом темперамента и стессоустойчивостью средней  силы.

В соответсвии со всем вышесказанным, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась. 
 

                                                               
 
 

     Заключение

      В заключении дипломной работы были обобщены результаты исследования и сформулированы выводы.

      Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.  

      На  основе анализа теоретической литературы, было выделено 5 моделей стресса. К  ним относятся:

      Стимульные  модели. К стимульным относится те модели, которые рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному напряжению;

      Модели  ответной реакции рассматривают  стресс как физиологическую ответную реакцию на требование окружающей среды;

      Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят  стресс как взаимодействие между личностью и окружающей средой;

      Модели  несоответствия. Подобные модели стресса, рассматривающие его как динамический процесс, приводящий психологические  ресурсы в соответствие с предъявляемым  требованием получили названии;

      Интегративная модель стресса. В нее входят; внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и стрессовая реакция.

      Важным  понятием в модели стресса является «совладание», которое означает поддержание  баланса за счет психологических  ресурсов человека - Первая стадия процесса совладания связана с выбором  и формированием соответствующих  реакций, а вторая -- с их исполнением исследование индивидуальных ресурсов совладания личности со стрессом и разработка инструментов по их измерению проводится преимущественно в рамках двух моделей. В трансактных моделях стресса к ресурсам совладания относят: физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие. В рамках интегративной модели стресса выделяют также развитие навыков осознания имеющихся ресурсов, умение управлять и рационально использовать их в процессе совладания со стрессом, наличие которых способно минимизировать вредные стрессовые влияния. Обобщая, можно сказать, что рассматривать в качестве ресурсов совладания со стрессом можно лишь тс, которые помогают личности совладать со стрессовой ситуацией, снизить негативное влияние стресса» а именно уверенность в себе, принятие себя и других» физическое здоровье, структурирование, навыки решения проблем, социальная поддержка, навыки контроля стресса и напряжения.

      Также в теоретическом анализе было выделено, что старшие подростки с разным типом темперамента обладают разной психической активностью, пластичностью, а также истощаемостью, что в свою очередь влияет на эмоциональное реагирование в стрессовых ситуациях. Холерик будет реагировать резкими всплесками активности и перепадами настроения. У сангвиника показатель активности, очевидно, будет быстро равномерно возрастать до уровня максимума. Флегматик сначала будет вести себя подобно исходно-реагирующему (т. к. понижена пластичность), но через некоторое время у него, скорее всего, начнут медленно возрастать показатели активности и самочувствия. У меланхолика показатели активности, самочувствия и настроения под воздействием экстремальной ситуации резко упадут и начнут восстанавливаться только после прекращения воздействия стрессора, уменьшения его интенсивности или субъективной значимости (если речь идет об эмоциональном стрессе).

    На  основе эмпирического исследования влияния типа темперамента на эмоциональное  реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях были выявлены следующие моменты: старшие подростки с разными типа темперамента различаются по своему эмоциональному реагированию на стресс, а также по уровню тревожности, самочувствия, активности и настроения.

      Было  обнаружено, что у холериков довольно низкая стрессоустойчивость, у многих повышен уровень тревожности. Связано это с тем, что холерики обладают высокой активностью психических процессов, но вместе с этим быстрой истощаемостью, которая сказывается на эмоциональном реагировании на стресс. В среднем у холериков слегка повышен уровень активности. У меланхоликов наоборот слабая активность психических процессов, но также, как и у холериков — быстрая истощаемость. В связи с этим, у меланхоликов показатели самочувствия. Настроения и активности перед предстоящими контрольными и экзаменами значительно ниже, чем у холериков, уровень тревожности — высокий, стрессоустойчивость такая же низкая, как и у холериков. У флегматиков достаточно большая сила психических процессов и медленную их истощаемость. Соответственно, у них достаточно низкие уровни самочувствия и активности, вместе с этим низкий уровень тревожности, несмотря на предстоящие контрольные и экзамены, и высокая стрессоустойчивость. И у сангвиников сильная нервная система и психическая активность, а также самая сильная психическая пластичность среди всех типов темперамента. Истощаемость психических процессов достаточно медленна. Также из класса у двух сангвиников низкий уровень тревожности и еще у двух — умеренный, что соответствует их типу темперамента. Уровень активности высок. Возрастает он обычно быстро до максимального значения.

      По  результату корреляционного анализа  было выявлено, что стрессоустойчивость  напрямую связана с типом темперамента.

      Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях дали возможность подтвердить правильно сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута.

Библиографический список

  1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности. // Психологический журнал--- 1994.№4. -С.39 —55.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни, -- М: Изд-во: «Мысль»,1991,-299с.
  3. Анцыферова Л.И, Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. - 1994. №1. --С.З — 18.
  4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал- -- 1993. №2.-С.З- 16.
  5. Березин Ф.Б Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. - 270с, Ю. Бодолев А.А., Столин И.Б. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь,2000. - 440с.
  6. Бодров В.А, Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы, - М.; ИП РАН, 1995, - 128с.
  7. Брушлинский A.З. Проблема субъекта в психологической науке //Психологический журнал. - 1992. Т.13. - СЗ — 12.
  8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. -СПб.: Питер, 2002. - 352с
  9. Васильева В. Личностные характеристики и состояние напряженности в трудовой деятельности. В кн.: Психическая напряженность в трудовой деятельности.-М.:ИП РАН, 1989.-С217-224.
  10. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов в вузе в процессе обучения // Психологический журнал. -- 1994. №3. -- С.131 — 134.
  11. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы.-СПб.: Знание, 1999. --352с.
  12. Гремпинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом- -- СПб.: Питер, 2002.-240с.
  13. Гринберг Д. Управление стрессом, - СПб.: Питер, 2002.-- 496с,
  14. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. -М: ИП РАН. - 2003. -318с.
  15. Китаев-Смык Л.A. Психология стресса. -- М.;Наука, 1983. -- 368с.
  16. Кокс Т., Маккей К. Транзактный подход к изучению производственного стресса // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. - М.: Радикс. -- 1995.
  17. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. -- 2004. - №2. -- С,75 -- 85.
  18. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях.-М.: Наука, 1990. - СЛ0- 18.
  19. Магнуссон Д. Ситуационное восприятие -- область исследований / Психология социальных ситуаций. Под ред. Н.В. Гришиной. -- СПб.: Питер, 2001.-416с.
  20. Маклаков А.Г. Общая психология, - СПб.: Питер, 2001 - 592 с
  21. Мизриев H.C., Прохоров А.О. Особенности регуляции психических состояний в трудных жизненных ситуациях / Психология психических состояний; Сб-к статей. Вып.4. Под ред, А.О. Прохорова, - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. -- С.275 — 283.
  22. Немов Р.С. Психология, кн.1.,—М.,1995.
  23. Отчет о научно-исследовательской работе  «Экспериментальные исследования по оценке адаптационных способностей человека в экстремальных условиях» Раппопорт Е.Н. (УДК 612. 577. 4; 612. 014. 32). — Кишинев, 1986.
  24. Осницкий А.Н. Проблемы исследования субъектной активности. // Вопросы психологии. -- 1996- №1. - С.5-19
  25. Прохоров А.О. Системно-функциональная модель регуляции психических состояний / Психология психических состояний: Сб-к статей, Вып.4. Под ред. А.О. Прохорова. - Казаны Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002, - С,6 — 24,
  26. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности //Психологический журнал. -- 1998. №4, -- С.З — 12.
  27. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. -- 1997. -C.45 -54.
  28. Селье Г. Стресс без дистресса. -- М: Прогресс» 1982.-- 125с.
  29. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. -- М.: Педагогика-Пресс, 1995.-352с,
  30. Слободчиков Е.Я., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. - 1996. - №4. -С/72-80.
  31. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации- // Психологический журнал, -- 1996. - №1, -- С. 19-34.
  32. Чириков Ю.Г.   Стресс без стресса —М., 1988.
  33. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология Высшей Нервной Деятельности —К., 1981.

Информация о работе Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях