Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.
Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91
Анализ
результатов по сводной
таблице
Применялся корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона.
Необходимо найти особую величину k (X,Y)
Пусть Х принимает значения х1,х2,……хn, а Y – y1,y2……yn, тогда можно найти выборочную среднюю для х для Х и y для Y.
Если nij – это частота, с которой встречается ххi и yj, an – объем выборки (n - ∑ nij), то k (X,Y) вычисляется по формуле:
K (X,Y) = 1/n ∑ (xi – x’)(yj – y’)nij
Выборочный коэффициент корреляции определяется по формуле:
R (X,Y) = k (X,Y)/√D(x)D(y)
Объем
выборки = 17, пусть x – темперамент (
где меланхолик – 2, холерик – 3, флегматик
– 4, сангвиник – 5), y – стрессоустойчивость
(где очень низкая – 2; низкая – 3; средняя
– 4; высокая – 5), тогда составим таблицы
для нахождения средних.
Темперамент | Количество учащихся |
Меланхолик | 3
7 3 4 |
Холерик | |
Флегматик | |
Сангвиник |
Стрессоустойчивость | Количество учащихся |
Низкая | 6 |
Средняя | 5 |
Высокая | 6 |
По данным таблицы находим выборочные средние
X’ = 2*3+7*3+4*4+3*5/17 = 3,4
Y’
= 2*0+6*3+4*5+6*5/17=4,1
После
этого был составлен
K (X,Y) = 0,42
D (X) = 0,58
D
(Y) = 0,08
Исходя из полученных данных можно найти:
R = 0,42/√0,08+0.58 = 0,9
Таким
образом между результатами исследования
на тип темперамента и стрессоустойчивости
существует прямая связь средней силы.
Выводы по II главе
Мною были проведены исследования типа темперамента, стрессоустойчивости, тревожности, а также самочувствия, активности и настроения старших подростков перед контрольными и экзаменами.
По
результатам исследования было выявлено,
что уровень
Стрессоустойчивость также у всех разная — 5 человек обладают средним уровнем стрессоустойчивости и по 6 человек высоким и низким.
Уровень активности у всех испытуемых является более низким по сравнению с уровнем самочувствия и настроения, но вместе с этим у испытуемых с разным типом темперамента различается — у кого-то ниже, у кого — то выше.
Был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. В соответсвии с ним была обнаружена прямая связь между типом темперамента и стессоустойчивостью средней силы.
В соответсвии со
всем вышесказанным, можно сделать вывод
о том, что гипотеза исследования подтвердилась.
Заключение
В заключении дипломной работы были обобщены результаты исследования и сформулированы выводы.
Проведенное исследование осуществлялось на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.
На
основе анализа теоретической
Стимульные модели. К стимульным относится те модели, которые рассматривают стресс как психологическое требование, приводящее к личностному напряжению;
Модели ответной реакции рассматривают стресс как физиологическую ответную реакцию на требование окружающей среды;
Трансактные модели стресса, в свою очередь, видят стресс как взаимодействие между личностью и окружающей средой;
Модели
несоответствия. Подобные модели стресса,
рассматривающие его как
Интегративная модель стресса. В нее входят; внутренние и внешние требования, предъявляемые к личности (стрессоры); оценка, как серьезности этих требований, так и адекватности собственных ресурсов и выбор вариантов для совладания с предъявленными требованиями; и стрессовая реакция.
Важным
понятием в модели стресса является
«совладание», которое означает поддержание
баланса за счет психологических
ресурсов человека - Первая стадия процесса
совладания связана с выбором
и формированием
Также в теоретическом анализе было выделено, что старшие подростки с разным типом темперамента обладают разной психической активностью, пластичностью, а также истощаемостью, что в свою очередь влияет на эмоциональное реагирование в стрессовых ситуациях. Холерик будет реагировать резкими всплесками активности и перепадами настроения. У сангвиника показатель активности, очевидно, будет быстро равномерно возрастать до уровня максимума. Флегматик сначала будет вести себя подобно исходно-реагирующему (т. к. понижена пластичность), но через некоторое время у него, скорее всего, начнут медленно возрастать показатели активности и самочувствия. У меланхолика показатели активности, самочувствия и настроения под воздействием экстремальной ситуации резко упадут и начнут восстанавливаться только после прекращения воздействия стрессора, уменьшения его интенсивности или субъективной значимости (если речь идет об эмоциональном стрессе).
На основе эмпирического исследования влияния типа темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях были выявлены следующие моменты: старшие подростки с разными типа темперамента различаются по своему эмоциональному реагированию на стресс, а также по уровню тревожности, самочувствия, активности и настроения.
Было обнаружено, что у холериков довольно низкая стрессоустойчивость, у многих повышен уровень тревожности. Связано это с тем, что холерики обладают высокой активностью психических процессов, но вместе с этим быстрой истощаемостью, которая сказывается на эмоциональном реагировании на стресс. В среднем у холериков слегка повышен уровень активности. У меланхоликов наоборот слабая активность психических процессов, но также, как и у холериков — быстрая истощаемость. В связи с этим, у меланхоликов показатели самочувствия. Настроения и активности перед предстоящими контрольными и экзаменами значительно ниже, чем у холериков, уровень тревожности — высокий, стрессоустойчивость такая же низкая, как и у холериков. У флегматиков достаточно большая сила психических процессов и медленную их истощаемость. Соответственно, у них достаточно низкие уровни самочувствия и активности, вместе с этим низкий уровень тревожности, несмотря на предстоящие контрольные и экзамены, и высокая стрессоустойчивость. И у сангвиников сильная нервная система и психическая активность, а также самая сильная психическая пластичность среди всех типов темперамента. Истощаемость психических процессов достаточно медленна. Также из класса у двух сангвиников низкий уровень тревожности и еще у двух — умеренный, что соответствует их типу темперамента. Уровень активности высок. Возрастает он обычно быстро до максимального значения.
По результату корреляционного анализа было выявлено, что стрессоустойчивость напрямую связана с типом темперамента.
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования, на теоретическом и эмпирическом уровнях дали возможность подтвердить правильно сформулированные положения гипотезы, поставленные задачи исследования были решены, а его цель достигнута.
Библиографический список