Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.
Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91
Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.
Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.
Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.
Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
Экологический
стресс обусловливается воздействием
экстремальных условий
Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний.
В
серии исследований М. Фридмана и
Р. Ройзенмана проведен анализ поведения
обширного контингента лиц
1.2 Понятие «темперамент» в психологии.
Считается, что «фундаментальным компонентом» психического стресса является эмоциональное возбуждение. В сущности эмоциональные переживания, эмоциональная насыщенность деятельности выделяется большинством авторов в качестве основной характеристики этого состояния. Дифференциация физиологических и психических стрессов основывается на том, что они запускают разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряженности. Однако в действительности, воздействие стрессоров на индивида имеет интегральных, комбинированный характер и вовлекает одновременно и физиологические, и психологические процессы. Важное значение в развитии психо-эмоционального напряжения играют активационные механизмы, такие как - эмоциональная устойчивость, волевые характеристики, степень внушаемости, тревожность, уровень притязаний и др. [13]
Эмоциональная устойчивость является наиболее значимым фактором определяющим тип реагирования человека. Она подразумевает формирование необходимой в данной ситуации степени эмоционального возбуждения. У лиц с оптимальным уровнем эмоциональной устойчивости чаще формируется реакция адекватного ответа активного типа. Так же установлено, что характер реагирования на стресс в большей степени зависит от таких свойств нервной системы, как подвижность основных нервных процессов, способность к мобилизации, уровень эмоциональности, характеристики темперамента. Что еще раз подтверждает выводы о том что, активизированность нервной системы связанная прежде всего с нейродинамическими показателями силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, играет основную адаптивную роль.
Такая
закономерность связанна с тем, что
данные процессы, являются основными свойствами
нервной системы. Различное сочетание
их выраженности определяет тип высшей
нервной деятельности, которая, в свою
очередь, является физиологической основой
характера.
Сила процесса возбуждения, или работоспособность клеток больших полушарий. В обычных условиях сила возбуждения в нервных клетках соответствует силе раздражителя: сильный раздражитель вызывает сильное возбуждение, слабый - слабое. Если же взять раздражитель очень большой силы, то окажется, что не всякая нервная система способна отвечать на него возбуждением соответствующей силы. Так например, у собак с сильным процессом возбуждения такой раздражитель может быть сделан условным раздражителем, причем выработка условного рефлекса происходит безболезненно для нервной системы. У собак со слабым процессом возбуждения такой раздражитель максимальной силы не только не дает условного рефлекса, но при попытках применять его даже влечет за собой задержку всей условно-рефлекторной деятельности, а иногда и длительное заболевание нервной системы. [13]
Сила процесса торможения по сравнению с силой возбуждения, иначе говоря, способность уравновешивать процессы возбуждения процессом торможения. У некоторых собак при любой силе возбуждения может вырабатываться тормозной процесс, способный уравновесить возбуждение; у других сила тормозного процесса значительно отстает от силы процесса возбуждения, и поэтому возбуждение большой силы уже не может уравновешиваться торможением. Сила тормозного процесса определяется тем, как долго данный нервный центр может выносить непрерывное тормозное состояние. У животных с сильным тормозным процессом можно непрерывно поддерживать внутреннее торможение в течение 5 - 10 минут, тогда как животные со слабым процессом торможения не могу выносить его даже в течение 30 секунд, а попытки поддерживать его в течение 5 минут, ведут у них к серьезному заболеванию нервной системы.
Подвижность
процессов возбуждения и
Значение
этих трех признаков для всей работы
нервной системы И. П. Павлов характеризовал
следующим образом:
Темперамент -
это закономерное отношение устойчивых
индивидуальных особенностей личности,
характеризующих различные стороны динамики
психической деятельности.[33,32]
Свойства
темперамента - индивидуальный темп, ритм
психических процессов, степень устойчивости
чувств, напряженность волевого усилия
и др., относятся ко всем сторонам психической
деятельности.
По признаку силы процессов возбуждения нервной системы можно разбить на сильные и слабые. Сильные нервные системы можно разбить по признаку уравновешенности возбуждения торможением на уравновешенные и не уравновешенные; у первых процессы торможения достаточно сильны, что бы уравновесит сильные процессы возбуждения, у вторых - тормозные процессы отстают по своей интенсивности от процессов возбуждения. Для слабых нервных систем этот признак не имеет значения: если процесс возбуждения сам по себе очень слаб, то уравновешивание его тормозным процессом не составляет трудности. Различие нервных систем по подвижности достаточно резко сказывается лишь у сильных уравновешенных нервных систем, которые и разделяют на нервные системы с подвижными и с малоподвижными, инертными нервными процессами.
В
результате получаются следующие четыре
типа:
Сильный,
уравновешенный, подвижный - Живой
тип.
Сильный,
уравновешенный, мало подвижный - Спокойный,
Медлительный тип.
Сильный, неуравновешенный, подвижный - Возбудимый., Безудержный тип.
Слабый.[30]
И.
П. Павлов считал, что установленные
им четыре типа нервной системы приблизительно
соответствуют четырем
Темперамент
составляет основу развития характера;
вообще, с физиологической точки
зрения темперамент — тип высшей нервной
деятельности человека.
Свойства
нервной системы