Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 528.00 Кб (Скачать)

      Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

      Личностный  стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

      Семейный  стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений  в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

      Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей  нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

      Общественный  стресс относится к проблемам, которые  испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

      Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

      Финансовый  стресс не требует разъяснений. Невозможность  оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении  долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

      Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью  организации или событиями личной жизни человека.             Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. В этой связи важны прикладные исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого, развития патологических состояний.

     В серии исследований М. Фридмана и  Р. Ройзенмана проведен анализ поведения  обширного контингента лиц умственного  труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В — устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжениеускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. [23,24]

     1.2 Понятие «темперамент»  в психологии.

      Считается, что «фундаментальным компонентом» психического стресса является эмоциональное  возбуждение. В сущности эмоциональные  переживания, эмоциональная насыщенность деятельности выделяется большинством авторов в качестве основной характеристики этого состояния. Дифференциация физиологических и психических стрессов основывается на том, что они запускают разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряженности. Однако в действительности, воздействие стрессоров на индивида имеет интегральных, комбинированный характер и вовлекает одновременно и физиологические, и психологические процессы. Важное значение в развитии психо-эмоционального напряжения играют активационные механизмы, такие как - эмоциональная устойчивость, волевые характеристики, степень внушаемости, тревожность, уровень притязаний и др. [13]

      Эмоциональная устойчивость является наиболее значимым фактором определяющим тип реагирования человека. Она подразумевает формирование необходимой в данной ситуации степени эмоционального возбуждения. У лиц с оптимальным уровнем эмоциональной устойчивости чаще формируется реакция адекватного ответа активного типа.                         Так же установлено, что характер реагирования на стресс в большей степени зависит от таких свойств нервной системы, как подвижность основных нервных процессов, способность к мобилизации, уровень эмоциональности, характеристики темперамента. Что еще раз подтверждает выводы о том что, активизированность нервной системы связанная прежде всего с нейродинамическими показателями силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, играет основную адаптивную роль.

      Такая закономерность связанна с тем, что  данные процессы, являются основными свойствами нервной системы. Различное сочетание их выраженности определяет тип высшей нервной деятельности, которая, в свою очередь, является физиологической основой характера.                       Эти три признака были всесторонне изучены И. П. Павловым и были положены им в основу классификации типов нервной системы:

      Сила  процесса возбуждения, или работоспособность  клеток больших полушарий. В обычных  условиях сила возбуждения в нервных  клетках соответствует силе раздражителя: сильный раздражитель вызывает сильное возбуждение, слабый - слабое. Если же взять раздражитель очень большой силы, то окажется, что не всякая нервная система способна отвечать на него возбуждением соответствующей силы. Так например, у собак с сильным процессом возбуждения такой раздражитель может быть сделан условным раздражителем, причем выработка условного рефлекса происходит безболезненно для нервной системы. У собак со слабым процессом возбуждения такой раздражитель максимальной силы не только не дает условного рефлекса, но при попытках применять его даже влечет за собой задержку всей условно-рефлекторной деятельности, а иногда и длительное заболевание нервной системы. [13]

      Сила  процесса торможения по сравнению с  силой возбуждения, иначе говоря, способность уравновешивать процессы возбуждения процессом торможения. У некоторых собак при любой силе возбуждения может вырабатываться тормозной процесс, способный уравновесить возбуждение; у других сила тормозного процесса значительно отстает от силы процесса возбуждения, и поэтому возбуждение большой силы уже не может уравновешиваться торможением. Сила тормозного процесса определяется тем, как долго данный нервный центр может выносить непрерывное тормозное состояние. У животных с сильным тормозным процессом можно непрерывно поддерживать внутреннее торможение в течение 5 - 10 минут, тогда как животные со слабым процессом торможения не могу выносить его даже в течение 30 секунд, а попытки поддерживать его в течение 5 минут, ведут у них к серьезному заболеванию нервной системы.

      Подвижность процессов возбуждения и торможения. У одних животных процессы возбуждения  и торможения с большой быстротой  распространяются по клеткам мозга  и, что особенно важно, могут быстро сменять друг друга. У других - и распространение нервных процессов, и смена противоположных процессов друг другом проходят медленно. Подвижность нервных процессов обнаруживается, например, при перестройке выработанной у животного системы условных рефлексов. Если звук одной высоты постоянно подкрепляется пищей, а звук другой высоты не подкрепляется, то на первый звук идет слюна, а на второй - нет. Если же попробовать поступать наоборот, тогда животное с подвижными нервными процессами быстро переключиться на эти новые условия и начнет реагировать на второй звук, а на первый не реагировать, животное же с малоподвижными процессами долго не сможет приспособиться к этой перемене условий.

      Значение  этих трех признаков для всей работы нервной системы И. П. Павлов характеризовал следующим образом:                                                «Значение силы нервных процессов ясно из того, что в окружающей среде оказываются (более или менее часто) необычные чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других таких же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенство силы обоих нервных процессов. А так как окружающая организм среда постоянно (а часто - сильно и неожиданно) колеблется, то оба процесса должны, поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно».

      Темперамент - это закономерное отношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.[33,32]                                                                                 Понятие темперамента возникло на основе учения древне греческого врача Гиппократа (6 в до н. э.).

      Свойства  темперамента - индивидуальный темп, ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др., относятся ко всем сторонам психической деятельности.                        Свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные способности. Темперамент зависит от врожденных анатомо-физиологических особенностей. И. П. Павлов и его последователи доказали непосредственную и прямую зависимость темперамента от общего типа нервной системы.   Павлов нашел, что среди всего многообразия нервных систем животных, прошедших через его лабораторию, ясно намечается четыре основные типа нервных систем.

      По  признаку силы процессов возбуждения  нервной системы можно разбить  на сильные и слабые. Сильные нервные  системы можно разбить по признаку уравновешенности возбуждения торможением  на уравновешенные и не уравновешенные; у первых процессы торможения достаточно сильны, что бы уравновесит сильные процессы возбуждения, у вторых - тормозные процессы отстают по своей интенсивности от процессов возбуждения. Для слабых нервных систем этот признак не имеет значения: если процесс возбуждения сам по себе очень слаб, то уравновешивание его тормозным процессом не составляет трудности. Различие нервных систем по подвижности достаточно резко сказывается лишь у сильных уравновешенных нервных систем, которые и разделяют на нервные системы с подвижными и с малоподвижными, инертными нервными процессами.

      В результате получаются следующие четыре типа:                                         

      Сильный, уравновешенный, подвижный - Живой тип.                                

      Сильный, уравновешенный, мало подвижный - Спокойный, Медлительный тип.                                                                                                                     

      Сильный, неуравновешенный, подвижный - Возбудимый., Безудержный тип. 

      Слабый.[30]

      И. П. Павлов считал, что установленные  им четыре типа нервной системы приблизительно соответствуют четырем темпераментам. Живой тип лежит в основе сангвинического  темперамента; спокойный, медлительный - в основе флегматического; возбудимый, безудержный - в основе холерического; слабый - в основе меланхолического.

      Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки  зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.                                                                             Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания. Темперамент слабо меняется в течение жизни, и, собственно, меняется даже не темперамент, а психика, а темперамент всегда стабилен.

      Свойства  нервной системы                                                                             Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения, возможность ЦНС выполнить определенную работу без необходимости восстановления ее ресурсов. Сильная нервная система способна выдержать большую нагрузку в течение длительного времени и, наоборот, слабая нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки. Считается, что лица с более сильной нервной системой выносливее и стрессоустойчивее. Сила нервной системы по возбуждению проявляется в том, что человеку относительно легко работать в неблагоприятных условиях, ему достаточно непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы, он способен интенсивно работать, не теряется в необычной обстановке, настойчив. Сила нервной системы по торможению проявляется способности человека сдерживать свою активность, например, не разговаривать, проявлять спокойствие, самообладание, быть сдержанным и терпеливым.[28]                                                                                    

Информация о работе Влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовых ситуациях