Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:37, дипломная работа
Цель исследования — выявить влияние темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации.
Введение----------------------------------------------------------------------------------3 - 5 Глава I. Теоретическое обоснование исследования влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации
1.1Понятие «стресс» в психологической науке-------------------------------- 6 - 33
1.2Понятие «темперамент» в психологии ----------------------------------33 - 42 1.3Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом-43 - 58 Выводы по I главе-------------------------------------------------------------------59 - 60 Глава II. Эмпирическое исследование влияния темперамента на эмоциональное реагирование старших подростков в стрессовой ситуации 2.1Описание методик исследования --------------------------------------------61 2.2Анализ и интерпретация полученных результатов ----------------------61 - 71 Выводы по II главе ----------------------------------------------------------------------- 72
Заключение --------------------------------------------------------------------------73 - 75 Библиографический список -------------------------------------------------------76 - 78
Приложение ------------------------------------------------------------------------- 79 - 91
Уравновешенность
нервных процессов отражает соотношение,
баланс возбуждения и торможения. При
этом уравновешенность означает одинаковую
выраженность нервных процессов.
Типы
темперамента
Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик
Быстрый, страстный, порывистый, однако
совершенно неуравновешенный, с резко
меняющимся настроением с эмоциональными
вспышками, быстро истощаемый. У него нет
равновесия нервных процессов, это его
резко отличает от сангвиника. Холерик,
увлекаясь, безалаберно растрачивает
свои силы и быстро истощается.
Сангвиник
Живой, горячий, подвижный человек, с частой
сменой настроения, впечатлений, с быстрой
реакцией на все события, происходящие
вокруг него, довольно легко примиряющийся
со своими неудачами и неприятностями.
Обычно сангвиники обладают выразительной
мимикой. Он очень продуктивен в работе,
когда ему интересно, приходя в сильное
возбуждение от этого, если работа не интересна,
он относится к ней безразлично, ему становится
скучно.
Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.[28]
Свойства
темперамента
Влияние
темперамента
скорость
возникновения психических
пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;
темп и ритм деятельности;
интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).
С точки зрения психологов, четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например, «интроверсия-экстраверсия»). Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк, Б.М. Теплов и другие), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом.
Интерес
представляет исследование Т.А. Блюминой
(1996), в котором она предприняла
попытку сопоставить теорию темпераментов
со всеми известными на тот момент (более
100) психологическими типологиями, в том
числе с точки зрения методов определения
данных типов. В целом, классификация по
темпераментам не удовлетворяет современным
требованиям к факторному анализу личности
и в настоящий момент интересна скорее
с исторической точки зрения.
В
настоящее время концепцию
Адаптация
к стрессу
Именно механизм адаптации, выработанный
в результате длительной эволюции, обеспечивает
возможность существования организма
в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как становления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
.
оптимизацию постоянного
.
установление адекватного
1.3 Роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом.
Эмоциональная реакция - это субъективное психическое переживание, которое возникает как ответ субъекта на какой-либо внешний или внутренний раздражитель.
Эмоциональная реакция на стресс - это, соответственно, психологические изменения возникшие в результате воздействия стрессоров. Сюда, в первую очередь, относят тревогу, а так же изменения активности, самочувствия, настроения и пр. [4]
Как
отмечал Симонов В. П.: «Индивидуальные
склонности к преимущественному реагированию
одной из фундаментальных эмоций лежит
в основе классификации темпераментов.
Слабый тип нервной системы имеет особое
отношение к эмоции страха, сильный, безудержный -
к эмоции ярости, сангвинический - к положительным
эмоциям, а флегматик вообще не склонен
к бурному эмоциональному реагированию,
хотя потенциально он подобно сангвинику
тяготеет к положительным эмоциям».
Свойства темперамента | сила психических
процессов |
истощаемость психической активности | восстановление психической активности | Психическая пластичность |
Холерик | очень большая | быстро истощается | очень быстрое | пластичен |
Сангвиник | большая | средняя | быстрое | наиболее пластичен |
Флегматик | большая | медленная | среднее | понижена пластичн. |
Меланхолик | слабая | очень быстрая | медленное | средне
пластичен |
Опираясь на данную таблицу можно предположить, что реакция на стресс будет различаться в соответствии с типом темперамента. Холерик будет реагировать резкими всплесками активности и перепадами настроения. У сангвиника показатель активности, очевидно, будет быстро равномерно возрастать до уровня максимума. Флегматик сначала будет вести себя подобно исходно-реагирующему (т. к. понижена пластичность), но через некоторое время у него, скорее всего, начнут медленно возрастать показатели активности и самочувствия. У меланхолика показатели активности, самочувствия и настроения под воздействием экстремальной ситуации резко упадут и начнут восстанавливаться только после прекращения воздействия стрессора, уменьшения его интенсивности или субъективной значимости (если речь идет об эмоциональном стрессе). [7]
Некоторые авторы отмечают, что большинство инструментариев, предназначенных для исследования совладания со стрессом, оценивают совладающие реакции, а не ресурсы совладания. В то время как совладающие реакции представляют собой то или иное поведение, возникающее уже после того как стрессоры вступят в действие, ресурсы совладания являются тем, что имеет личность до того, когда начинают действовать стрессоры. Именно ресурсы могут способствовать уменьшению негативных последствий от взаимодействия со стрессорами. Поскольку акцент на исследование ресурсов совладания со стрессом делается в основном в трансактных моделях стресса, то существует необходимость рассмотрения этих моделей с целью определения подходов к изучению индивидуальных ресурсов личности для совладания со стрессом. На один и тот же стрессор разные индивиды реагируют по-разному. Тип реагирования и направленность поведения в этих условиях существенно зависит от индивидуальных особенностей личности и, в частности, от ее индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом.[29]