Уровень тревожности детей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.

Содержание

Глава 1………………………………………………………..…………………..3
Введение………………………………………………………………..…3
Личность младшего школьника……………………………………..
Тревожность……………………………………………………………

Особенности тревожности у младших школьников………………….10
Глава 2…………………………………………………………………………12
Методы исследования………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………18
Приложение……………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

от тревожности.

В индивидуальной психологии А. Адлер  предлагает новый взгляд на происхождение

неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как

страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной

позиции в группе людей, которую  индивид в силу каких-либо индивидуальных

особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно,

что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех  или иных

обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

Проблема тревожности стала  предметом специального исследования у

неофрейдистов и, прежде всего у  К. Хорни.

В теории Хорни главные источники  тревоги и беспокойства личности коренятся не

в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а

являются результатом неправильных человеческих отношений.

В книге “Невротическая личность нашего времени” Хорни насчитывает 11

невротических потребностей (К. Хорни, 1997):

1.      Невротическая потребность  в привязанности и одобрении,  желание

нравиться другим, быть приятным.

2.      Невротическая потребность  в “партнере”, который исполняет все

желания, ожидания, боязнь остаться в  одиночестве.

3.      Невротическая потребность  ограничить свою жизнь узкими  рамками,

оставаться незамеченным.

4.      Невротическая потребность  власти над другими посредством  ума,

предвидения.

5.      Невротическая потребность  эксплуатировать других, получать  лучшее от

них.

6.      Потребность в  социальном признании или престиже.

7.      Потребность личного  обожания. Раздутый образ себя.

8.      Невротические притязания  на личные достижения, потребность превзойти

других.

9.      Невротическая потребность  в самоудовлетворении и независимости,

необходимости ни в ком не нуждаться.

10.  Невротическая потребность  в любви.

11.  Невротическая потребность  в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.

К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек

стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы,

удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель

“межличностной теории”. Личность не может быть изолирована от других людей,

межличностных ситуаций. Ребенок с  первого дня рождения вступает во

взаимоотношение с людьми и в  первую очередь с матерью. Все  дальнейшее

развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями.

Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая

является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

Салливен рассматривает организм как энергетическую систему напряжений,

которая может колебаться между  определенными пределами – состоянием покоя,

расслабленности (эйфория) и наивысшей  степенью напряжения. Источниками

напряжения являются потребности  организма и тревога. Тревога  вызывается

действительными или мнимыми угрозами безопасности человека.

Салливен так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из

основных свойств личности, но и  как фактор, определяющий ее развитие.

Возникнув в раннем возрасте, в  результате соприкосновения с неблагоприятной

социальной средой, тревога постоянно  и неизменно присутствует на протяжении

всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида

становится “центральной потребностью”  и определяющей силой его поведения.

Человек вырабатывает различные “динамизмы”, которые являются способом

избавления от страха и тревоги.

Иначе подходит к пониманию тревожности  Э. Фромм (Фромм, 1990). В отличие от

Хорни и Салливена Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта  с

позиции исторического развития общества.

Э. Фромм считает, что в эпоху  средневекового общества с его способом

производства и классовой структурой человек не был свободен, но он не был

изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал

таких тревог, как при капитализме, потому что он не был “отчужден” от вещей,

от природы, от людей. Человек был  соединен с миром первичными узами, которые

Фромм называет “естественными социальными  связями”, существующими в

первобытном обществе. С ростом капитализма  разрываются первичные узы,

появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате

чего он испытывает глубокое чувство  неуверенности, бессилия, сомнения,

одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной “негативной

свободой”, человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный

выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в

стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги.

Фромм, Хорни и Салливен пытаются показать различные механизмы избавления от

тревоги.

Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе “бегство в себя”, лишь

прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида от нее.

Наоборот, чувство изолированности  усиливается, ибо утрата своего “Я”

составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от

свободы являются иррациональными, по мнению Фромма, они не являются реакцией

на окружающие условия, поэтому  не в состоянии устранить причины  страдания и

тревоги.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что тревожность основана на реакции

страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации,

связанные с сохранением целостности  организма.

Авторы не делают различия между  беспокойством и тревожностью. И  то и другое

появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызовет у ребенка

страх. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может  вызвать страх.

При помощи тревоги ребенок может  избежать страха.

Анализируя и систематизируя рассмотренные  теории можно выделить несколько

источников  тревоги, которые в своих работах выделяют авторы:

1.      Тревога из-за  потенциального физического вреда.  Этот вид беспокойства

возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью,

опасностью, физическим неблагополучием.

2.      Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).

3.      Тревога может  быть вызвана чувством вины, которая  обычно проявляется

не ранее 4-х лет. У более старших  детей чувство вины характеризуется

чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.

4.      Тревога из-за  неспособности овладеть средой. Она происходит, если

человек чувствует, что не может  справиться с проблемами, которые  выдвигает

среда. Тревога связана с чувством неполноценности, но не идентична ему.

5.      Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация

определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия  к

достижению желаемой цели или сильной  потребности. Нет полной независимости

между ситуациями, которые вызывают фрустрации и теми, которые приводят в

состояние тревоги (потеря любви родителей  и так далее) и авторы не дают

четкого различия между этими понятиями.

6.      Тревога свойственна  каждому человеку в той или  иной степени.

Незначительная тревога действует  мобилизующе к достижению цели. Сильное же

чувство тревоги может быть “эмоционально  калечащим” и привести к отчаянию.

Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться.

С этой целью используются различные  защитные механизмы (способы).

7.      В возникновении тревоги большое значение придается семейному

воспитанию, роли матери, взаимоотношениям ребенка с матерью. Период детства

является предопределяющим последующее  развитие личности.

Иначе рассматривает эмоциональное  самочувствие Роджерс (Роджерс К., 1980).

Он определяет личность как  продукт развития человеческого  опыта или как

результат усвоения общественных форм сознания и поведения.

Один из источников тревожности  Роджерс видит в том, что есть явления, которые

лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий характер для

личности, то они могут быть восприняты подсознательно еще до того, как  они

осознаны. Это может вызвать  вегетативную реакцию, сердцебиение, которое

сознательно воспринимается как волнение, тревога, а человек не в состоянии

оценить причины беспокойства. Тревога  ему кажется беспричинной.

Основной конфликт личности и основную тревогу Роджерс выводит из соотношения

двух систем личности – сознательной и бессознательной. Если между этими

системами имеется полное согласие, то у человека хорошее настроение, он

удовлетворен собой, спокоен. И  наоборот, при нарушении согласованности  между

двумя системами возникают различного рода переживания, беспокойства и

тревога. Главным условием, предупреждающим  эти эмоциональные состояния,

является умение человека быстро пересматривать свою самооценку, изменять ее,

если этого требуют новые  условия жизни. Таким образом, драма  конфликта в

теории Роджерса переносится от плоскости “биосоцио” в плоскость, возникающую

в процессе жизни индивида между его представлениями о себе, сложившегося в

результате прошлого опыта  и данного опыта, который он продолжает получать.

Это противоречие – основной источник тревожности.

Анализ основных работ  показывает, что в понимании природы  тревожности у

зарубежных авторов можно  проследить два подхода – понимание тревожности как

изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как  реакцию на

враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных

условий жизни.

Однако, несмотря на, казалось бы, принципиальное различие между пониманием

тревожности как биологической  или социальной, мы не можем разделить  авторов

по этому принципу. Эти две  точки зрения постоянно сливаются, смешиваются у

большинства авторов. Так, Хорни или  Салливен, которые считают тревогу

изначальным свойством, “основной тревогой”, тем не менее, подчеркивают и ее

социальное происхождение, ее зависимость  от условий формирования в раннем

детстве.

Наоборот, Фромм, который стоит  как будто на совсем других социальных

позициях, в то же время считает, что тревога возникает в результате нарушения

“естественных социальных связей”, “первичных уз”. А что такое естественные

социальные узы?” - это природные, то есть не социальные. Тогда тревога

является результатом вторжения  социального в биологическое. Это  же

рассматривает Фрейд, но только вместо разрушения естественных влечений, по

его мнению, происходит разрушение “естественных  связей”.

Такое же смешение социального и  биологического в понимании тревожности  мы

наблюдаем у других авторов. Помимо отсутствия четкости в понимании  природы

тревожности у всех авторов, несмотря на бесконечные частные различия, имеется

еще одна общая черта: никто не делает различия между объективно обоснованной

тревожностью и тревожностью неадекватной.

Рассмотрим проблему тревожности  в отечественной психологии. В психологической

литературе можно встретить  разные определения понятия тревожности, хотя

большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать

его дифференцированно – как  ситуативное явление и как  личностную

характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое свойство

черту личности или темперамента. По определению Р.С.Немова « Тревожность

–постоянно или ситуативно проявляемое  свойство человека приходить в состоянии

беспокойства испытывать страх  и тревогу в специфически социальных ситуациях

».

По определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к

переживанию тревоги, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции

тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность

обычно повышена при нервно-психических  и тяжелых соматических заболеваниях, а

также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп

лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

Современные исследования тревожности  направлены на различие ситуативной

тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной

тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку

методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее

окружения (Петровский, 1990).

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в  свою очередь, отмечают, что

тревожность – это многозначный психологический термин, который  описывают как

определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и

устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет

позволяет рассматривать тревожность  с разных точек зрения, допускающих

утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в

Информация о работе Уровень тревожности детей в младшем школьном возрасте