Уровень тревожности детей в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:05, курсовая работа

Описание работы

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6—7 до 9—10 лет.

Содержание

Глава 1………………………………………………………..…………………..3
Введение………………………………………………………………..…3
Личность младшего школьника……………………………………..
Тревожность……………………………………………………………

Особенности тревожности у младших школьников………………….10
Глава 2…………………………………………………………………………12
Методы исследования………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………18
Приложение……………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

анализировать и планировать собственные  поступки.

Что касается педагогического процесса, то чувство тревоги неизбежно

сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной

школе. Более того, вообще никакая  активная познавательная деятельность

человека не может сопровождаться тревогой. По закону Иеркса-Додсона

оптимальный уровень тревожности повышает продуктивность деятельности. Сама

ситуация познания чего либо нового, неизвестного, ситуация решения задачи,

когда нужно приложить усилия, чтобы  непонятное стало понятным, всегда таит в

себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для

тревоги.

Полностью снять состояние тревоги, можно лишь устранив все трудности

познания, что нереально, да и не нужно.

Однако, в значительной части случаев  мы имеем дело с деструктивным

проявлением тревоги. Дифференцировать же конструктивную тревогу от

деструктивной достаточно сложно, и  нельзя тут ориентироваться только на

формальные результаты учебной  деятельности. Если тревога заставляет ребенка

лучше учиться, это вовсе не гарантия конструктивности его эмоциональных

переживаний. Вполне возможно, что зависимый от “значимых” взрослых и очень

привязанной к ним, ребенок способен отказаться от самостоятельности поступков

ради сохранения близости с этими  людьми. Боязнь одиночества порождает

тревогу, которая просто подхлестывает  школьника, заставляя его напрягать все

свои силы, чтобы оправдать ожидания взрослых и поддержать свой престиж  в их

глазах. Однако, работа в состоянии  значительного перенапряжения душевных сил

способна принести лишь кратковременный  эффект, который,  в дальнейшем,

обернется эмоциональным срывом, развитием  школьного невроза и другими

нежелательными последствиями. На смену эмоциональной неустойчивости в младших

классах, средних 6-8 классах приходят вялость и безразличие. Внимательный

педагог легко может понять на сколько конструктивна тревога ребенка,

понаблюдав за ним в ситуации, требующей максимальной активности всех его

наличных возможностей. Важно, чтобы  задача была нестандартная, но, в

принципе, допустимой для ребенка. Если он впадает в панику, уныние, начинает

отказываться, даже не вникнув в задачу, значит, уровень тревожности высок,

тревога деструктивна. Если по началу попытается решить задачу привычными для

него способами, а потом откажется  с равнодушным видом, скорее всего, его

уровень тревоги недостаточен. Если же внимательно вникнет  в ситуацию,

начинает перебирать возможные  варианты решения, в том числе, и  неожиданные,

увлечется заданием, будет думать о нем, даже если не сможет его решить,

значит, он обнаруживает именно тот  уровень тревоги, который необходим.

Итак, конструктивная тревога придает  оригинальность решению, уникальность

замыслу, она способствует мобилизации  эмоциональных, волевых и

интеллектуальных ресурсов личности.

Деструктивная же тревога вызывает состояние паники, уныния. Ребенок  начинает

сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только

учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Конечно,

не только тревога служит причиной нарушений в поведении. Существуют и другие

механизмы отклонения в развития личности ребенка. Однако, психологи-

консультанты утверждают, что, большая  часть проблем, по поводу которых

родители к ним обращаются, большая  часть явных нарушений, препятствующих

нормальному ходу обучения и воспитанию  в своей основе связано с тревожностью

ребенка.

 

 

 

 

Особенности тревожности у младших школьников

Младшие школьники  непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в  позе, жесте, во всем поведении. Для  практического психолога поведение  ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую  защиту «уходя в мир фантазий». В  фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Способствуют возникновению  тревожности некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они «всё держат в себе».

В младшем школьном возрасте рост самосознания связан, прежде всего, с новой социальной позицией школьника. Социальная активность личности проявляется формированием чувства ответственности, долга, обязанности, всего того, что объединяется понятием «совесть» как совокупности нравственно-этических, моральных основ личности. Переживание своего соответствия групповым стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях. Л.П. Баданина связывает большую тревожность девочек с тем, что они с большей осознанностью, чем мальчики, воспринимают роль школьника. Так же в разном возрасте у мальчиков и девочек доминируют разные типы тревожности. У девочек школьная тревожность доминирует в 7 - 9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной тревожности. У мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, школьная же преобладает в 8 – 9 лет. [2.] Поэтому, несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу (68% - у мальчиков в 10 лет; 91 и 92% - у девочек в 8 и 9 лет). В более широком плане страх опоздать означает не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляется и в нарастании страха смерти родителей (у 98% мальчиков и 97% девочек в 9 лет). Соответственно «эгоцентрический» страх смерти себя, продолжая еще быть относительно выраженным у мальчиков, заметно уменьшается у девочек. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны выражены так же интенсивно. Специфика тревоги у младших школьников обусловлена и развитием так называемого магического настроя - веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это - страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т. е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, как и типичной для младшего школьного возраста внушаемости. [16, 448 с.] Обычно тревожные дети это очень не уверенные в себе личности, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и учителей - не нарушают дисциплину. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Тревожность и  страхи окружают личность с самого рождения, некоторые из них оставляют  след на всю жизнь, некоторые со временем проходят. На каждом этапе психофизиологического  взросления человека наступает новая  ступень страхов и как выяснилось, они имеют свой гендерный аспект, с которыми он должен научиться бороться.

 

                   

Уровень тревожности

1

2

 

3

 

4

 

5

6

 

7

 

8

                 

Андреев Данил

22%

6

2

1

3

1

1

1

2

Бологова Ксюша

53%

15

11

6

6

4

4

3

5

Дарабаев  Кирилл

23%

6

3

1

2

2

2

1

2

Дарабуев Даня

23%

6

3

2

1

2

2

1

2

Зобнина Анита

19%

5

1

1

2

1

1

1

2

Карелина Настя

54%

16

10

7

6

4

4

3

5

Козорян Арсен

13%

4

2

1

1

1

1

1

2

Кузнецова Диана

58%

17

12

7

7

3

4

3

6

Кузьмина Полина

35%

10

3

1

1

2

1

3

2

Лесневский  Саша

25%

6

3

2

2

1

1

2

Лукавченко  Даша

22%

6

2

1

2

2

1

1

Муратова Яна

22%

7

1

1

3

1

1

1

Раджабов Аваз

28%

7

2

2

2

3

1

2

Распопова Лиза

23%

6

2

1

4

1

1

2

Сальвина Настя

30%

8

2

2

3

2

3

3

Свириденков Никита

30%

9

3

1

1

2

3

3

3

Сысоева Алина

33%

10

3

2

4

3

2

1

1

Тимофеев Денис

63%

19

11

6

5

4

4

3

5

Халманских  Артем

59%

17

10

6

6

5

3

3

Шумакова Рита

51%

13

9

6

6

5

3

3

3




*1. Общая тревожность в школе

 2. Переживание социального стресса

 3. Фрустрация потребности в достижение успеха

 4. Страх самовыражения

 5. Страх ситуации проверки знаний

 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Реан А. А. Психология детства: Прайм-ЕВРОЗНАК - СПб., 2008 - 278с.(21)
  2. Баданина Л.П. Соотношение психологических и нейропсихологических коррелятов эмоциональной неустойчивости у младших школьников: Афтореф. дис. канд. наук. – СПб.,1996.(2.)
  3. К. Хорни Невротическая личность нашего времени: Прогресс-Универс", 1993
  4. Э. Фромм Бегство от свободы (Фромм, 1990).

 

Тест  школьной тревожности Филипса

Эта методика поможет  вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.

Опросник

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Информация о работе Уровень тревожности детей в младшем школьном возрасте