Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы
постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами.
Прием сравнения
дает возможность выстроить
самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой
являются противоположности, например: умный —глупый, добрый —злой, справедливый —
несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы
обязательно в этой
шкале находим себе место.
Пример. Вы говорите: «Я достаточно
умный, но не очень
неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на
основе постоянного
сравнения себя с другими людьми
или с общепризнанными
разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени
выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе
сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые
качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные
эмоции.
Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе
самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это
в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.
Моделирование собственной
самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но,
к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы
самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это
отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных
процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).
Простейшим приемом
настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок
облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д.
Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я
и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими:
симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и
качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то — на
периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни — помогают жить,
строить отношения с окружением, другие — мешают, делают личность слабой). После этого
аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим
поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают
процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне,
смотреть на него как бы со стороны.
Возможны и более сложные
и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют
включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного
психолога.
Осознание противоположностей
поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже
выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты
самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества
одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет
неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно
позитивную, или как
безусловно негативную.
Пример. Ответственность — это
сильное качество. Нередко мы
говорим о необходимости
ответственности, желаем,
чтобы люди проявляли это качество.
Но высокий уровень
сверхответственности
мешает человеку, вызывает отрицательные
переживания, так как быть ответственным
везде
и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным
характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей
разрушительности
и рассматривается как
в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность — это одновременно и способность
«выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса,
очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не
проявлял агрессивности,
а об овладении приемлемыми
переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими
вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и
т.д.
Обычно
человек, обнаружив и даже
чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на
уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории
отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном
(положительном) сильном
качестве найти слабые стороны,
положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет
провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как
собственное достояние,
а его отрицательные
положение на примере
застенчивости.
Пример. Некоторые воспринимают
застенчивость у себя как
общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь,
усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг
замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению
переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть
безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей,
что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность,
тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это
одно и то же.
В целом необходимо заметить, что самопринятие — важный момент заключительной
части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования,
саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения
единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.
Самым широким и доступным
способом самопознания
Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы
переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с
другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие
от других и то,
в чем конкретно оно
Обратимся к средствам
Одним из распространенных
осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели,
месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое
поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили
поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе
качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.
Другой формой самоотчета
несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек
записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда
надо выразить в
словесной форме различные
процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет
зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, — свой жизненный опыт,
который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в
дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить
динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе
самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.
Следующими средствами
чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, —
непревзойденные психологи,
более того, они нередко поднимают
такие вопросы, к решению
которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу,
обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки,
отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев
фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд
вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в
формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли
он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с
моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем
больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.
И, пожалуй, самые широкие
психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная
психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и