Сознание, самосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат

Описание работы

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Работа содержит 1 файл

самостоятельная 1 основы самопознания.docx

— 90.35 Кб (Скачать)

понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы

постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с  идеалами, или с принятыми нормативами.

Прием сравнения  дает возможность выстроить самооценку как важный компонент

самопознания. Такое  сравнение осуществляется шкалой, полярными  полюсами которой

являются противоположности, например: умный —глупый, добрый —злой, справедливый —

несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы

обязательно в этой шкале находим себе место. 

        Пример. Вы говорите: «Я достаточно  умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда

неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на

основе постоянного  сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают

разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей  по степени

выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе

сильные качества, которые  дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать  с другими людьми, и слабые

качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные

эмоции. 

       Однако в любом случае, сравнивая  себя с некоторым «эталоном», мы даем себе

самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это

в конечном итоге  приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

       Моделирование собственной личности  относится уже к довольно специальным  методам

самопознания, и лучше  всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но,

к сожалению, общение  с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы

самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это

отображение отдельных  свойств и характеристик в  символах, знаках, объектах реальных

процессов (в данном случае своей личности, своих отношений  с другими).

       Простейшим приемом моделирования  является, например, рисование себя: «Я в

настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок

облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д.

Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я

и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются  связи между собой и другими:

симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты  и т.д. Так можно обозначить и

качества собственной  личности: какие-то из них расположить  в центре, какие-то — на

периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни — помогают жить,

строить отношения  с окружением, другие — мешают, делают личность слабой). После этого

аналогичным образом  проводится анализ, идет процесс размышления  над собой, своим

поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают

процесс самопознания, так как дают возможность вынести  свой внутренний мир вовне,

смотреть на него как бы со стороны.

       Возможны и более сложные способы  моделирования как структуры  своей личности, так

и своих отношений, например, с помощью ролевых игр  и психодрамы, но эти способы требуют

включения других людей  и могут быть реализованы только под руководством опытного

психолога.

       Осознание противоположностей относится  к способам, которые применяются  на более

поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже

выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно  осуществить акты

самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества

одновременно имеют  позитивные и негативные стороны. Поэтому  самопознание будет

неполным, если мы фиксируемся  только на одной стороне, воспринимая  ее или как безусловно

позитивную, или как безусловно негативную. 

        Пример. Ответственность — это  сильное качество. Нередко мы  говорим о необходимости воспитания

ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности  или

сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде 
 

и во всех ситуациях  невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным

характеристикам, —  агрессивность. Во многих культурах  и обществах агрессивность не поощряется в силу своей

разрушительности  и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как  неумение держать себя

в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность  — это одновременно и способность

«выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса,

очищения. Поэтому  речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек  вообще не

проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами  ее выражения, например, важно научиться

переводить деструктивную  агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими

вреда другим людям, животным, вещам, а также способами  сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и

т.д. 

      Обычно  человек, обнаружив и даже проанализировав  то или иное качество, испытывает

чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на

уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории

отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно  в позитивном

(положительном) сильном  качестве найти слабые стороны,  а в отрицательном —

положительные и  сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет

провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как

собственное достояние, а его отрицательные последствия  сводятся к минимуму. Разберем это

положение на примере  застенчивости. 

        Пример. Некоторые воспринимают  застенчивость у себя как отрицательное  качество, которое мешает в

общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь,

усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг

замыкается. Застенчивость  не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению

переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как  она может быть

безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей,

что выступает показателем  тонкой душевной организации и внутреннего  мира. Принять в себе чувствительность,

тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением  нюансов) это

одно и то же. 

       В целом необходимо заметить, что самопринятие — важный момент заключительной

части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования,

саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения

единства и гармоничности  личности, и как механизм саморазвития.

       Самым широким и доступным  способом самопознания является  познание других людей.

Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы

переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих  себя, сравнивая себя с

другими. Такое сравнение  дает возможность выделить общее  и особенное, понять свое отличие

от других и то, в чем конкретно оно заключается.

       Обратимся к средствам самопознания.

       Одним из распространенных средств  самопознания является самоотчет,  который может

осуществляться в  разных формах. Устный самоотчет может  проводиться в конце недели,

месяца и т.д. Здесь  важно воспроизвести события  дня или недели: проанализировать свое

поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и  негативы; причины, которые побудили

поступать так или  иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе

качества и черты  личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

       Другой формой самоотчета является  ведение дневника. Преимущества  этой формы

несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек

записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда

надо выразить в  словесной форме различные переживания, в результате чего происходит

процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет

зафиксировать в  письменной форме самое уникальное, что у нас есть, — свой жизненный  опыт,

который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в

дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить

динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник  позволяет давать себе

самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

       Следующими средствами самопознания  являются просмотр кинофильмов,  спектаклей,

чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, —

непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают  такие вопросы, к решению 
 

которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу,

обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки,

отношения с другими  людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев

фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд

вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в

формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли

он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому  герою, с

моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И  т.д. Хорошо известна истина, что чем

больше начитан  человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

       И, пожалуй, самые широкие возможности  для самопознания |предоставляет  изучение

психологии, в частности  таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная

психология; психология познавательной деятельности. В настоящее  время во многих средних и

Информация о работе Сознание, самосознание