Сознание, самосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат

Описание работы

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Работа содержит 1 файл

самостоятельная 1 основы самопознания.docx

— 90.35 Кб (Скачать)

. Структура и формы  самосознания

Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и  в разных формах.

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы "встроен" определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

Следующий, более  высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому  сообществу, той или иной социальной группе.

Самый высокий уровень  развития этого процесса - возникновение  сознания "Я" как совершенно особого  образования, похожего на "я" других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и  нести за них ответственность, что  с необходимостью предполагает возможность  контроля над своими действиями и  их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания  последствий поступка резко снижена  и даже отсутствует полностью  у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая  характеристика действий личности, которая  основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений  и целей.

Однако самосознание - это не только разнообразные формы  и уровни самопознания. Это также  всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление  себя с определенным, принятым данным человеком идеалом "я", вынесение  некоторой самооценки - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. "Зеркало" в котором человек видит самого себя и с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 3.

Понятие «Я» - концепции.

              Развитие самосознания человека  неразрывно связано с процессом  самопознания как процесса наполнения  самосознания содержанием, связывающим  человека с другими людьми, с  культурой и обществом в целом,  процесс, происходящий внутри  реального общения и благодаря  ему, в рамках жизнедеятельности  субъекта и его специфических  деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и  того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я»  субъекта и в  его личность, и какие формы  приобретают результаты  этого  процесса в самосознании.

Как научное понятие  Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится   самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

  В современной  психологии  Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я - концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам.

 Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три    психологические составляющие:

1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Когнитивная составляющая «Я» - концепции.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся  ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем, описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они  отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а  с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. 
 
 
 
 

Вопрос  4.

Оценочная составляющая «Я» - концепции.

  Эмоциональная  составляющая установки существует  в силу того, что ее когнитивная  составляющая не воспринимается  человеком безразлично, а пробуждает  в нем оценки и эмоции, интенсивность  которых зависит от контекста  и от самого когнитивного содержания.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости  от обстоятельств. Источником оценочных  знаний различных представлений  индивида о себе является его социокультурное  окружение, в котором оценочные  знания нормативно фиксируются в  языковых значениях. Источником оценочных  представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства  самоуважения, ощущения собственной  ценности и позитивного отношения  ко всему тому, что входит в сферу  его Я.

Самооценка проявляется  в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою   значимость. Однако она  скрыто или явно присутствует в любом  самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление  образа реального Я с образом  идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел  бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ  Я,  должны иметь  высокую самооценку. Если же человек  ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. 

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что  индивид оценивает успешность своих  действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. 

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные  суждения индивида о себе или интерпретации  суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Поведенческая  составляющая  «Я» - концепции.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение  установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка  – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

Мы рассмотрели  понятие Я-концепции. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.  В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя.  Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 5.

«Я» - концепция в  различных теориях личности.

Содержание  и  объем  понятия «Я-концепция»  до  настоящего  времени остается  дискуссионным.  Вклад  в  исследование  этого  феномена  внесло множество  различных  ученых,  так  или  иначе  касающихся  вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций,  таких, как: У. Джемс, Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Л. С. Выготский, И. С. Кон, В. В Столин, С. Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон… 

Основоположником  изучения «Я-концепции»  принято  считать  У. Джемса,  который  в  своей модели  разделил  личность  на  две  составляющие: «Я» – познаваемое (эмпирическое) и «Я» – познающее (чистое), подчеркивая, однако,  что  такое  деление  условно  и  отделить  одну  сторону  от  другой возможно  лишь  в  чисто  теоретических  построениях.  В  структуре познаваемой  части  нашего «Я»  он  выделят  физическую,  социальную  и духовную  личности  с  компонентами  каждой  из  которой  мы  себя отождествляем. 

В  первых  десятилетиях  двадцатого  века «Я-концепцию»  начали изучать  с  позиций  социологии  такие  ученые,  как Ч. Кули  и Дж. Мид. Это направление получило  название «Социальный  интеракционизм».  Однако, задолго  до  них,  в 1752  г.  А.  Смит –  представитель  шотландской  школы философии  морали –  писал  о  том,  что  отношение  человека  к  себе,  его самооценка  зависят  от  других  людей,  глядя  на  которых  и  опираясь  на  их отношение,  можно  как  в  зеркале  увидеть  собственные  достоинства  и недостатки.  И  мы  судим  о  себе  и  своем  поведении  во  многом  так же,  как думаем, что судят о нас. 

Позднее  Ч.  Кули  и  Дж.  Мид  развили теорию «зеркального  Я»  и поставили в основу  своей позиции тезис о том,  что именно  общество определяет  как развитие,  так и содержание «Я-концепции».  В  дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М.Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т. д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые. Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Дж. Бугенталь как авторы  индивидуального подхода сделали противоположный акцент – поставили в основу  своей теории  внутренние  факторы становления «Я-концепции». 

Другой  подход  к  изучению «Я»  предлагается  психоаналитической школой. В своей  эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает  «Я-концепцию» сквозь призму эго-идентичности. По его мнению, характер эго-идентичность связан с особенностями окружающей индивида  культурной  среды  и  его  возможностями.  В  его  теории  описаны восемь  стадий развития  личности, напрямую  связанные  с изменениями  эго-идентичности, указаны кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов,  характерных  для  различных  возрастных  этапов  развития. Особое внимание Эриксон уделяет подростковому и юношескому возрастам. В  отличие  от  символического  интерракционизма  он  пишет о механизме формирования «Я-концепции» как о бессознательном процессе. 

Информация о работе Сознание, самосознание