Сознание, самосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат

Описание работы

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Работа содержит 1 файл

самостоятельная 1 основы самопознания.docx

— 90.35 Кб (Скачать)

В  клиент-центрированной  терапии  К.  Роджерса  делается  упор  на конфликт  между установками личностного «Я»,  возникшими  под воздействием  окружающих  и непосредственным  опытом индивида. Именно это, по его мнению, лежит в основе дезадаптации. Одним из положений его теории  является  взгляд  на  глубинные  слои  человеческой  психики  как  на социализированные и позитивные по своей направленности. Автор различает понятия «Я» и «Я-концепция». Здесь «Я» – это результат непосредственного переживания  своего  реального  опыта,  а «Я-концепция»  устойчивое образование, которое складывается на протяжении всей жизни, и на которое оказывают влияние такие факторы, как социальные нормы и реакции других людей на поведение человека.

С  исследованием  «Я»  как  системы  опыта  связана  теория  личностных конструктов  Дж.  Келли.  В  ее  основе  лежит  понятие  конструкта,  который  является единицей опыта. Конструкт  представляет собой способ толкования реальности,  изобретенный  человеком.  Человеческий  опыт,  таким  образом, формируется системой личных конструктов. 

Одно  из  направлений,  сформировавшихся  под  влиянием  идей  К. Роджерса,  представителями которого  являются  В.  Б.  Свэнн  и С.  Стилл, включило  в себя  множество трудов,  направленных  на  изучение  таких проблем,  как организующая  роль «Я-концепции»  в  общении, структурировании  когнитивных  процессов,  механизмов  поддержания имеющейся «Я-концепции».  В.  Б.  Свэнн – автор теории  верификации –

утверждает,  что  «Я-концепция»  нуждается  в  подтверждении  со  стороны других  людей,  что  делает  мир  более  предсказуемым  и  контролируемым,  и является основой близких отношений и построения деятельности. С. Стилл – автор концепции самоутверждения – выделяет  мотив самоутверждения как одну из детерминант поведения личности.

В  исследованиях  ряда  ученых,  таких,  как  Р.  А.  Неймейер,  М.  Д. Берзонский, Р. М. Перкинс, Дж. Адамс-Вебер и т. д. прослежено влияние «Я-концепции»  на  различные  характеристики  когнитивных  процессов,  таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на структуру образа Другого  и  различные  личностные  характеристики.  В  теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера личность в процессе самопознания, исследуя себя, достигает внутренней  когнитивной согласованности.  В теории конгруэнтности  Ч.  Осгурда  и П.  Танненбаума  исследуется отношение, возникающее при сравнении внутри  когнитивной структуры личности  двух объектов – информации и коммуникатора.

Среди исследователей «Я-концепции» нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K.  Роджерс.  У Бернса «Я-концепция»  связана  с  самооценкой  как совокупность  установок «на  себя»  и  является  суммой  всех  представлений индивида  о  самом  себе.  Это,  по  его  мнению,  следует  из  выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции»  автор  называет  образом  Я  или  картиной  Я.  Составляющую, связанную  с  отношением  к  себе  или  к  отдельным  своим  качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. 

Хотя  в  структуре  «Я»  большинство  исследователей  выделяют множество  образов,  наибольшая  дифференциация  встречается  у  американского психолога М. Розенберга. Наиболее существенные среди них  – это «настоящее Я», «фактическое Я», «динамическое Я», «возможное или  будущее  Я», «идеализированное  Я»,  также  как  и  ряд «изображаемых  Я». Различения  между  Я-реальным  и Я-идеальным присутствуют  в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других.

Рассмотрение жизни  человека как сценария легло в  основу сценарного анализа, разработанного в рамках интеракционизма Э. Берна. Такой подход использовали  такие исследователи,  как А.  Шютценберг,  И.  Гофман, представители нарративной  психологии (Ротри,  Х.  Арендт).  Из  них самой разработанной теорией Я как сюжета (или как драмы)  является  теория  И. Гофмана. В ролевой теории социальной драматургии И. Гофман сравнивает театральные постановки  с реальной  жизнью.  По  его мнению,  личность разыгрывает различные роли для достижения коммуникативных целей.

У. Спиркина категория  Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека, регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция» это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:

1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.

2. Я обладает пластичностью.

3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.

Кон подчеркивает, что  «Я - концепция» входит в структуру  личности в качестве установки и  называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.

1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают разные люди

2. Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение себя с другими людьми, формируется самооценка.

3. Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.

4. Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е. все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования. 

В  отечественной  психологии «Я-концепция»  рассматривалась  в основном  в  русле  изучения  самосознания. Этой  проблематикой  занимались В.  В.  Столин,  Т.  Шибутани,  А.  А.  Налачжанян,  Е.  Т.  Соколова,  С.  Р. Пантелеев, Н. И. Сарджвеладзе.

Многие  авторы  все  множество  теорий  в  исследовании «Я»  делят  на структуралистические  и функциональные.  К первой  группе  относятся все теории,  рассматривающие «Я» как структуру,  выполняющую определенные функции.  Ко  второй – исследующие «Я» как часть психического  опыта,  и изучающие структуру этого опыта. Исходя из первого подхода – «Я» сложно и многомерно, согласно второму – едино и целостно.

Анализ  научной  литературы  показал,  что  существует  множество подходов  в изучении «Я-концепции»,  рассматривающих  проблему  в  тесной связи  с  самосознанием  личности,  с  различных  теоретических  позиций, взаимосвязанных, а порой, и противоречащих одна другой.

В заключении можно  сказать, что «Я - концепция» является важной единицей развития личности и  формируется под влиянием жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 6.

Способы и средства самопознания

Обратимся теперь к  самому процессу самопознания как последовательной смене

действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие

средства можно  использовать в ходе организации  самопознания?

       К наиболее распространенным  способам самопознания относятся  следующие:

самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование

собственной личности, осознание противоположностей в  каждом качестве, поведенческой

характеристике.

       Самонаблюдение. Это способ самопознания  путем наблюдения за собой,  своим

поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с

самонаблюдением, которое  одно время выступало как основной метод психологии и

называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название

«интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку

он очень субъективен  и не дает точной картины психики  человека, но как способ самопознания

он имеет огромное значение.

       Самонаблюдение бывает попутным  малоосознанным и целенаправленным. Как

попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно

функционированию  нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы

одновременно наблюдаем  за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение

выходит за рамки  норматива, установленного другими  или нами самими, мы вносим в него

коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется

процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости

становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются

анализу.

       Целенаправленное самонаблюдение  имеет место тогда, когда мы  ставим цель

обнаружить и зафиксировать  в себе проявление того или иного  качества, свойства личности,

поведенческой характеристики. Для этого нередко человек  намеренно ставит себя в

соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя  над собой своеобразный

эксперимент. Хорошие  возможности для такого экспериментирования  создают специально

организованные психологические  тренинги, позволяющие обнаружить и  зафиксировать в себе

определенные свойства и качества.

       Из сказанного понятно, что  и попутное, и целенаправленное  самонаблюдение дают

возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности

общения и многое другое.

       Самоанализ. То, что обнаруживается  с помощью самонаблюдения, подвергается  анализу

(расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности  или поведенческая

характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются  причинно-следственные

связи, идет процесс  размышления о себе, о данном конкретном качестве. 

        Пример. Вы установили или обнаружили  путем самонаблюдения и фиксации  неприятных эмоций, что

застенчивы. Путем  самоанализа уточняем, действительно  ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы

можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы».

Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть  неприятные чувства и переживания, может

возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя  об этом,

можно поставить  вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с  близкими и родными людьми?

— Нет. Проявляю ли я  застенчивость, отвечая урок? — Нет. А в общении с незнакомыми  людьми? — Да. Со всеми

ли? — Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что  вы застенчивы, но

не вообще, а с  представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или

стремление понравиться, или незнание, как себя вести в  разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в

общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и

иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере.

Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая  в детстве, как

результат насмешек над ним. 
 

      Как  видим, приведенный здесь алгоритм  самоанализа довольно прост, он  лишь требует

внимания к себе, некоторого времени и умения правильно  задать себе вопросы и, привлекая

жизненные факты, правильно  на них ответить.

      Сравнение  себя с некоторой «меркой». Слова  «мерка» и «шкала» — это  условные

Информация о работе Сознание, самосознание