Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются
некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания.
Традиционно в психологии
различают несколько видов
коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого
человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого
человека;
личностная — объектом
качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим;
интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности
анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно
возвращаться к условиям задачи.
Если попытаться выделить
таких этапов, как показывает отечественный исследователь А. А. Тюков, будет Шесть.
1. Рефлексивный выход —
невозможно познать другого человека и самого себя.
2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект
рефлексирования, выделение его среди других объектов.
3. Первичная категоризация — выбор первичных средств, с помощью которых
осуществляется
4. Конструирование системы
объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и
обоснованно проверить рефлексивный анализ.
5. Схематизация рефлексивного
разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы
решить задачу о трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это
организует рефлексивное познание).
6. Объективизация рефлексивного
описания — оценка и
результата; в случае,
когда результат
вновь.
В заключение опишем действие
рефлексивного механизма с
в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой.
Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы
поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному
анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или
совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих
характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются
как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.
Возможен и несколько иной вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает
смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со
своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность
преодолеть действие законов интроекции, сформировать о себе более адекватное и целостное
представление.
В случае идентификации с
самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с
каким своим Я идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п.,
во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования,
создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает
следующие особенности:
-признает данное качество как
свою сильную сторону;
-вставая в позицию других
-в то же время обнаруживает,
что особой потребности
он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.
Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе;
-отмечает, что, несмотря на
трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;
-обнаруживает некоторые
от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.
Понятно, что рефлексирование — это сложная работа, требующая времени, усилий,
определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть
недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более
целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев
выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает
заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию
образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.
Итак, мы рассмотрели действие
двух взаимосвязанных
Идентификация дает
возможность уподобиться
как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением
причинно-следственных связей.
Вопрос 8.
БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ
Анализ проблемы самопознания будет неполным, если не затронуть вопросы: что
препятствует
всегда желают познавать себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности?
Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры самопознания, для того чтобы
научиться их преодолевать и успешно работать над собой.
Таких барьеров довольно много.
большие группы: барьеры, связанные с несовершенством человеческой природы, и барьеры,
определяемые личностными особенностями познающего себя человека.
Выдающийся австрийский ученый,
один из основоположников
поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания
человека:
1) самое примитивное. Оно мешает
самопознанию человека тем,
увидеть историю собственного возникновения.
Другими словами, человек не желает признавать своего родства со своими братьями меньшими
— животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые
невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение
от животных нередко и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо
перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится изощренными окольными
путями.);
2) эмоциональная антипатия к
законам естественной причинности. Это препятствие порождается противоречием между
смутным чувством несвободы и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же
оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а
высокими целями;
3) наследие идеалистической
мир вещей и мир
человеческого внутреннего
признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, идет
навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы — и потому нет
ничего удивительного в том, что оно так глубоко вросло в общественное сознание.
Таким образом, наиболее
представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы,
приписывание себя к высшей ценности и считающим себя вправе управлять природой (в науке
такой взгляд на взаимодействие
человек! и природы называется «антропоцентризм»).
Если с философских высот
можно выделить более прозаические барьеры, которые каждому из нас могут мешать познавать
себя. Эти барьеры составляют две группы: первая обусловлена некоторыми объективными
факторами, вторая — барьерами, которые сам человек выстраивает для себя.
К первой группе можно отнести барьеры:
-возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и
оценочных компонентов самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита
потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки
простого любопытства);
-несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа,
оценивания, принятия;
-неумение полноценно
и рефлексии;
-неспособность выстроить
личность, обрести чувство личной идентичности.
Более интересной с точки
группа барьеров,
которые осознанно или
-боязнь познания себя. Она возникает
в результате подспудного
обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе,
заблокировало потребность быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера
приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по
каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более
привлекательной оказывается мысль, что лучше не знать о себе многого, чем болезненно
переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по
работе над собой;
-стремление личности оценить
себя в соответствии с
окружения. Данный феномен хорошо описан в гуманистической психологии. Человек начинает
жить, действовать в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все
более отделяется от идеального Я, представляющего, по мнению К.Роджерса, глубинные