Сознание, самосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат

Описание работы

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Работа содержит 1 файл

самостоятельная 1 основы самопознания.docx

— 90.35 Кб (Скачать)

к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются

некоторые сложности  познания окружающего мира, в том  числе и самопознания.

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

       коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого

человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого

человека;

       личностная — объектом познания  является сама познающая личность, ее свойства и

качества, поведенческие  характеристики, система отношений  к другим;

       интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности

анализировать различные  способы решения, находить более  рациональные, неоднократно

возвращаться к  условиям задачи.

       Если попытаться выделить последовательность  работы рефлексивного механизма,  то

таких этапов, как  показывает отечественный исследователь  А. А. Тюков, будет Шесть.

       1. Рефлексивный выход — осуществляется  тогда, когда другими средствами  и способами

невозможно познать  другого человека и самого себя.

       2. Интенционалъностъ (интенция — направленность) — направленность на объект

рефлексирования, выделение  его среди других объектов.

       3. Первичная категоризация —  выбор первичных средств, с  помощью которых

осуществляется рефлексирование.

       4. Конструирование системы рефлексивных  средств — выбранные первичные  средства

объединяются в  некоторую систему, что дает возможность  более целенаправленно и

обоснованно проверить  рефлексивный анализ.

       5. Схематизация рефлексивного содержания  — проводится за счет использования

разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций (например, чтобы

решить задачу о  трех мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично — это

организует рефлексивное познание).

       6. Объективизация рефлексивного  описания — оценка и обсуждение  полученного

результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается

вновь.

       В заключение опишем действие  рефлексивного механизма с точки  зрения самопознания

в ходе идентификации  с другим человеком и с самим  собой.

       Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы

поведения, особенности  отношений и общения. Далее все  это подвергается рефлексивному

анализу, в ходе которого выявляются причины существования  того или иного качества или

совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс  переноса этих

характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются

как личностные особенности  другого, так и собственные черты  и свойства личности.

       Возможен и несколько иной  вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает

смотреть на себя как бы его глазами, в итоге  обнаруживает различие его взгляда  на себя со

своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность

преодолеть действие законов интроекции, сформировать о  себе более адекватное и целостное

представление.

       В случае идентификации с собой  возможны самые разнообразные  варианты

самопознания с  включением рефлексивных механизмов. Они определяются, во-первых, тем, с

каким своим Я  идентифицируется человек: Я-познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п.,

во-вторых, насколько  полно и адекватно он может  подобрать средства рефлексирования,

создать из них целостную  систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает

следующие особенности:

       -признает данное качество как  свою сильную сторону; 
 

       -вставая в позицию других людей,  также отмечает наличие этой  черты;

       -в то же время обнаруживает, что особой потребности общения  с широким кругом людей

он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой.

Выделяет также  и первопричину, побудившую к этой работе;

       -отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые

трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

       -обнаруживает некоторые устоявшиеся  программы, которые варьируются  в зависимости

от собеседника, речевые  средства и штампы, стереотипы и  т.д.

       Понятно, что рефлексирование  — это сложная работа, требующая  времени, усилий,

определенных способностей. В то же время именно рефлексия  позволяет преодолеть

недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс  самопознания более

целенаправленным  и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев

выраженная способность  к рефлексированию может и  мешать, так как человек начинает

заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию

образа Я, порождает  пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.

       Итак, мы рассмотрели действие  двух взаимосвязанных механизмов  самопознания.

Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия  —

как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением

причинно-следственных связей.

Вопрос 8.

БАРЬЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ 

       Анализ проблемы самопознания  будет неполным, если не затронуть  вопросы: что

препятствует целенаправленному  и плодотворному самопознанию? Почему люди далеко не

всегда желают познавать  себя и использовать эту информацию в ходе жизни и деятельности?

Другими словами, необходимо выявить трудности и барьеры  самопознания, для того чтобы

научиться их преодолевать и успешно работать над собой.

       Таких барьеров довольно много.  В самом общем плане их можно  разделить на две

большие группы: барьеры, связанные с несовершенством  человеческой природы, и барьеры,

определяемые личностными особенностями познающего себя человека.

       Выдающийся австрийский ученый, один из основоположников этологии  — науки о

поведении животных — К. Лоренц выделяет три препятствия на путы самопознания

человека:

       1) самое примитивное. Оно мешает  самопознанию человека тем, что  запрещает ему

увидеть историю  собственного возникновения.

Другими словами, человек  не желает признавать своего родства  со своими братьями меньшими

— животными. И сила этого эмоционального отторжения столь велика, что порождает самые

невероятные теории о происхождении человека. (Как отмечает К.Лоренц, хотя происхождение

от животных нередко  и не отрицается прямое но близкое родство с шимпанзе либо

перепрыгивается серией логических кульбитов, либо обходится  изощренными окольными

путями.);

       2) эмоциональная антипатия к признанию  того, что наше поведение подчиняется

законам естественной причинности. Это препятствие порождается  противоречием между

смутным чувством несвободы  и вполне оправданной потребностью в свободе воли и столь же

оправданным желанием, чтобы их действия определялись не случайными причинами, а

высокими целями;

       3) наследие идеалистической философии,  особенно в западной культуре, делящей мир на

мир вещей и мир  человеческого внутреннего закона, который лишь один заслуживает

признания как ценности. Такое деление замечательно оправдывает  эгоцентризм человека, идет

навстречу его антипатии  к собственной зависимости от законов природы — и потому нет

ничего удивительного  в том, что оно так глубоко  вросло в общественное сознание.

       Таким образом, наиболее общими  препятствиями к самопознанию  человека, согласно

представлениям К.Лоренца, являются нежелание человека осознать себя частью природы,

приписывание себя к высшей ценности и считающим  себя вправе управлять природой (в  науке

такой взгляд на взаимодействие человек! и природы называется «антропоцентризм»). 
 

       Если с философских высот спуститься  на уровень психологии отдельного  человека, то

можно выделить более  прозаические барьеры, которые каждому  из нас могут мешать познавать

себя. Эти барьеры  составляют две группы: первая обусловлена  некоторыми объективными

факторами, вторая —  барьерами, которые сам человек  выстраивает для себя.

       К первой группе можно отнести  барьеры:

       -возникающие в результате несформированности мотивационных, процессуальных и

оценочных компонентов  самопознания (например, у человека отсутствует или слабо развита

потребность в самопознании, нет выраженного интереса к себе, который не выходит за рамки

простого любопытства);

       -несформированность действий самопознания: обнаружения, фиксации, анализа,

оценивания, принятия;

       -неумение полноценно использовать  различные средства самопознания: идентификации

и рефлексии;

       -неспособность выстроить адекватный  образ самого себя, принять собственную

личность, обрести  чувство личной идентичности.

       Более интересной с точки зрения  научного и практического познания  является вторая

группа барьеров, которые осознанно или неосознанно  человек выстраивает сам:

       -боязнь познания себя. Она возникает  в результате подспудного страха  личности

обнаружить в себе нечто ужасное, неприятное, что поколебало бы уверенность в себе,

заблокировало потребность  быть на уровне собственных требований. Наличие этого барьера

приводит к тому, что человек отказывается от самопознания примерно по тем же причинам, по

каким он отказывается обращаться к врачу, лечь на обследование. Для него более

привлекательной оказывается  мысль, что лучше не знать о  себе многого, чем болезненно

переживать познанное, которое может оказаться нелицеприятным, требующим усилий по

работе над собой;

       -стремление личности оценить  себя в соответствии с требованиями  социального

окружения. Данный феномен  хорошо описан в гуманистической  психологии. Человек начинает

жить, действовать  в соответствии с требованиями социума, в результате его реальное Я все

более отделяется от идеального Я, представляющего, по мнению К.Роджерса, глубинные

Информация о работе Сознание, самосознание