Развитие сознания и самосознания личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться выявить сущность самосознания и самооценки, как отношения к себе. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1) рассмотрение сознания и самосознания; 2) рассмотрение самосознания, как познания самого себя; 3) рассмотрение самооценки, как отношения к своим качествам и состояниям, своим возможностям.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------- 3.
Сознание.
1. Сознание как высшая ступень психики --------------------------------- 5.
2. Развитие сознания ----------------------------------------------------------- 6.
3.Структура сознания ---------------------------------------------------------- 7.
4. Изменение состояния сознания -------------------------------------------- 9.
5. Нарушение сознания --------------------------------------------------------- 11.
Самосознание личности.
1. Развитие самосознания ------------------------------------------------------ 12.
образ Я --------------------------------------------------------------------- 13.
самооценка ---------------------------------------------------------------- 14.
уровень притязаний ------------------------------------------------------ 15.
самоуправление ---------------------------------------------------------- 16.
2. Психологическая защита личности --------------------------------------- 17.
3. Нарушение самосознания --------------------------------------------------- 19.
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 20.
Литература -----------------------------

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  экономики и управления 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по курсу  «Психология и педагогика»

на тему: Развитие сознания и самосознание личности. 
 
 
 
 
 

                                
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011

     Содержание 
 

    Введение  -------------------------------------------------------------------------   3.

    Сознание.

    1. Сознание как высшая ступень психики ---------------------------------   5.

    2. Развитие сознания  -----------------------------------------------------------   6.

    3.Структура  сознания  ----------------------------------------------------------   7.

    4. Изменение состояния сознания --------------------------------------------   9.

    5. Нарушение сознания ---------------------------------------------------------  11.

    Самосознание  личности.

    1. Развитие самосознания ------------------------------------------------------  12.

    • образ Я  ---------------------------------------------------------------------  13.
    • самооценка  ----------------------------------------------------------------  14.
    • уровень притязаний ------------------------------------------------------  15.
    • самоуправление  ----------------------------------------------------------  16.

    2. Психологическая  защита личности ---------------------------------------   17.

    3. Нарушение  самосознания ---------------------------------------------------   19.

    Заключение  -----------------------------------------------------------------------   20.

    Литература ------------------------------------------------------------------------   22. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    «Мое  отношение к моей среде есть мое  сознание»

    К.Маркс.

     Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа.

     Вплоть  до Нового времени сознание отождествляли  с психикой в целом; оно трактовалось как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний мыслей (У.Джеймс, Э.Титченер), а также метод его изучения – систематическое самонаблюдение, направленное на выделение элементов сознания ощущений, образов и аффектов.

     В советской психологии сознание являлось одним из ключевых понятий. В теории С.Л.Рубинштейна в становлении  сознания субъекта наряду со взаимодействием  с природой реально акцентировалась  роль социального взаимодействия, прежде всего общения. В теории деятельности А.Н.Леонтьева порождение, функционирование и развитие сознание  рассматривались как производные структуры задач условий чувственно-    предметной деятельности субъекта.

     В западной психологической науке с начала XX века и на протяжении многих десятилетий сознание исследовалось в рамках двух различных метологическиих подходов, сформулированных В.Дильтеем, - понимающей и объяснительной психологии. Разнообразие сохраняется и в современной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия.

     Необходимость самоизучения для совершенствования человека признавалась еще в Древней Греции, жрецы которой высекли на арке Дельфийского храма изречение: «Познай самого себя». Однако познание человеком самого себя возможно лишь при общении с другими людьми, в процессе совместной практической деятельности.

     Тема сознания и самосознания личности в наше время очень актуальна, ведь самосознание - это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди, самосознание имеет социальный, общественный характер.

     Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться выявить сущность самосознания и самооценки, как отношения к себе. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1) рассмотрение сознания и самосознания; 2) рассмотрение самосознания, как познания самого себя; 3) рассмотрение самооценки, как отношения к своим качествам и состояниям, своим возможностям. 
 
 
 
 
 
 
 

    Сознание.

    1. Сознание как высшая ступень психики

     На  формирование и развитие сознания человека большое влияние оказали образ  его жизни и деятельности в  обществе. Необходимость совместной деятельности, распределения ролей  и труда, создания языковых групп  явилась основой возникновения сознания человека.

     На  сегодняшний день принято рассматривать  психическую деятельность как функциональную способность мозга отражать объективную  действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с  окружающей средой.

     Сознание – высшая ступень отражения объективной действительности, проявляющаяся в способности личности обобщать отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, прошлого и настоящего времени, принимать решения и управлять своим поведением.

     Сознание  имеет некую структуру, характеризующуюся  совокупность знаний об окружающем мире, закрепленном в сознание четким различием  субъекта и объекта («Я» и «не  Я»), наличием целеполагающей деятельности и использованием эмоций в межличностных отношений.1

     Выделяют  следующие  свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Сюда включены еще мышление и эмоции: основной функцией мышления являются выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а эмоции – создание субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания эти формы и виды отношений синтезируются и определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысли могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

   2. Развитие сознания.

     В сознание ребенка происходит сложный, опосредованный путь. С самого начала существует устойчивая связь с психикой матери. Однако ребенок сначала является только пассивным ее элементом, воспринимающей субстанцией, а мать, обладающая психикой, оформленным сознанием, передает не просто психофизическую, но и оформленную информацию. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте организуются и удовлетворяются извне ее любовным отношением к своему ребенку. Мать любящим взглядом оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначальном беспорядочной реактивности детского организма и постепенно, любя отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Важно, что нормы развития, как и материнства, уже присутствуют в человеческом обществе.

     Первичный акт сознания – это идентификация  ребенка с матерью, когда он пытается поставить себя  на ее место, подражать и уподобить ей. Это представляет собой первичное человеческое отношение, материнской любовью прорубленное для ребенка окно в культуру, начальный акт сознания.

     Первичное отношение сознания – это идентификация  с культурным символом, поскольку  мать выступает как культурный образ  социального поведения, а ребенок всего лишь выполняет его. Именно идентификация с символами культуры организует человеческое сознание, делает человека человеком.2

     Наше  сознание в своем развитии связано  со множеством идентификаций, но реализуются  далеко не все. Эти нереализованные потенции и составляют то, что мы обычно обозначаем словом душа, которая есть по большей части несознаваемая часть нашего сознания. Отсюда следует – осознание невыполненного желания. Так круг развития замыкается, и все возвращается к своему началу.

    3. Структура сознания.

     Выделяют  два слоя сознания (В.П.Зинченко):

     1. Бытийное сознание (сознание, касающееся  бытия), - это биодинамические свойства  движений и чувственные образы.

     2. Рефлективное сознание (сознание, касающееся  сознания), включающее в себя значение и смысл.

     На  бытийном слое сознания решаются очень  сложные задачи, так как для  эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и  требующейся двигательной программы. Способ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций – со смыслом (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности – с биодинамической тканью движений и действий (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков – с чувственной тканью (бытийное сознание). Сознание имеет отношение ко всем этим мирам и присутствует во всех них.

     Функции сознания: отражательная, порождающая, регулятивно-  оценочная, рефлективная (основная, она характеризует сущность сознания).

     Бытийный  слой содержит в себе истоки и начала рефлективного, поскольку значения и смыслы рождаются в нем.

     

        Бытийное

    Биодинамический опыт действий, движений     
        Мир производственной практической деятельности

 
 
     Само-
сознание     Чувственные образы     
    Мир представлений,      культурных символов

   

сознание
Рефлективное 
Значение 
Мир идей, научных  знаний

    сознание    
    Смысл
    Мир переживаний, эмоций

 

   рис. 1. Структура сознания 

     В зоне ясного сознания отражается малая  часть одновременно происходящих их внешней и внутренней среды организма  сигналов. Исследования психологов показали, что в зоне ясного сознания попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решений, но, как только они будут найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для решения вновь возникающих трудностей.

     Часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно. Благодаря такому автоматизму сознание освобождается от рутинных операций (ходьба, бег) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, которое остается непонятное как для самого человека, так и для окружающих.

     Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализовать.3 Выделяют:

Информация о работе Развитие сознания и самосознания личности