Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:06, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться выявить сущность самосознания и самооценки, как отношения к себе. Данная цель реализуется через следующие задачи: 1) рассмотрение сознания и самосознания; 2) рассмотрение самосознания, как познания самого себя; 3) рассмотрение самооценки, как отношения к своим качествам и состояниям, своим возможностям.
Введение ------------------------------------------------------------------------- 3.
Сознание.
1. Сознание как высшая ступень психики --------------------------------- 5.
2. Развитие сознания ----------------------------------------------------------- 6.
3.Структура сознания ---------------------------------------------------------- 7.
4. Изменение состояния сознания -------------------------------------------- 9.
5. Нарушение сознания --------------------------------------------------------- 11.
Самосознание личности.
1. Развитие самосознания ------------------------------------------------------ 12.
образ Я --------------------------------------------------------------------- 13.
самооценка ---------------------------------------------------------------- 14.
уровень притязаний ------------------------------------------------------ 15.
самоуправление ---------------------------------------------------------- 16.
2. Психологическая защита личности --------------------------------------- 17.
3. Нарушение самосознания --------------------------------------------------- 19.
Заключение ----------------------------------------------------------------------- 20.
Литература -----------------------------
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Институт
экономики и управления
Контрольная работа
по курсу «Психология и педагогика»
на тему:
Развитие сознания и самосознание личности.
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение
------------------------------
Сознание.
1.
Сознание как высшая ступень психики
------------------------------
2.
Развитие сознания ------------------------------
3.Структура
сознания ------------------------------
4.
Изменение состояния сознания ------------------------------
5.
Нарушение сознания ------------------------------
Самосознание личности.
1.
Развитие самосознания ------------------------------
2. Психологическая
защита личности ------------------------------
3. Нарушение
самосознания ------------------------------
Заключение
------------------------------
Литература
------------------------------
Введение
«Мое отношение к моей среде есть мое сознание»
К.Маркс.
Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социального существа.
Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом; оно трактовалось как созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Такое понимание обусловило первые психологические определения сознания как потока феноменально данных переживаний мыслей (У.Джеймс, Э.Титченер), а также метод его изучения – систематическое самонаблюдение, направленное на выделение элементов сознания ощущений, образов и аффектов.
В советской психологии сознание являлось одним из ключевых понятий. В теории С.Л.Рубинштейна в становлении сознания субъекта наряду со взаимодействием с природой реально акцентировалась роль социального взаимодействия, прежде всего общения. В теории деятельности А.Н.Леонтьева порождение, функционирование и развитие сознание рассматривались как производные структуры задач условий чувственно- предметной деятельности субъекта.
В западной психологической науке с начала XX века и на протяжении многих десятилетий сознание исследовалось в рамках двух различных метологическиих подходов, сформулированных В.Дильтеем, - понимающей и объяснительной психологии. Разнообразие сохраняется и в современной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия.
Необходимость самоизучения для совершенствования человека признавалась еще в Древней Греции, жрецы которой высекли на арке Дельфийского храма изречение: «Познай самого себя». Однако познание человеком самого себя возможно лишь при общении с другими людьми, в процессе совместной практической деятельности.
Тема сознания и самосознания личности в наше время очень актуальна, ведь самосознание - это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди, самосознание имеет социальный, общественный характер.
Цель
данной работы заключается в том, чтобы
попытаться выявить сущность самосознания
и самооценки, как отношения к себе. Данная
цель реализуется через следующие задачи:
1) рассмотрение сознания и самосознания;
2) рассмотрение самосознания, как познания
самого себя; 3) рассмотрение самооценки,
как отношения к своим качествам и состояниям,
своим возможностям.
Сознание.
1. Сознание как высшая ступень психики
На формирование и развитие сознания человека большое влияние оказали образ его жизни и деятельности в обществе. Необходимость совместной деятельности, распределения ролей и труда, создания языковых групп явилась основой возникновения сознания человека.
На сегодняшний день принято рассматривать психическую деятельность как функциональную способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой.
Сознание – высшая ступень отражения объективной действительности, проявляющаяся в способности личности обобщать отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, прошлого и настоящего времени, принимать решения и управлять своим поведением.
Сознание имеет некую структуру, характеризующуюся совокупность знаний об окружающем мире, закрепленном в сознание четким различием субъекта и объекта («Я» и «не Я»), наличием целеполагающей деятельности и использованием эмоций в межличностных отношений.1
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Сюда включены еще мышление и эмоции: основной функцией мышления являются выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а эмоции – создание субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания эти формы и виды отношений синтезируются и определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысли могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
2. Развитие сознания.
В сознание ребенка происходит сложный, опосредованный путь. С самого начала существует устойчивая связь с психикой матери. Однако ребенок сначала является только пассивным ее элементом, воспринимающей субстанцией, а мать, обладающая психикой, оформленным сознанием, передает не просто психофизическую, но и оформленную информацию. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте организуются и удовлетворяются извне ее любовным отношением к своему ребенку. Мать любящим взглядом оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначальном беспорядочной реактивности детского организма и постепенно, любя отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Важно, что нормы развития, как и материнства, уже присутствуют в человеческом обществе.
Первичный акт сознания – это идентификация ребенка с матерью, когда он пытается поставить себя на ее место, подражать и уподобить ей. Это представляет собой первичное человеческое отношение, материнской любовью прорубленное для ребенка окно в культуру, начальный акт сознания.
Первичное отношение сознания – это идентификация с культурным символом, поскольку мать выступает как культурный образ социального поведения, а ребенок всего лишь выполняет его. Именно идентификация с символами культуры организует человеческое сознание, делает человека человеком.2
Наше сознание в своем развитии связано со множеством идентификаций, но реализуются далеко не все. Эти нереализованные потенции и составляют то, что мы обычно обозначаем словом душа, которая есть по большей части несознаваемая часть нашего сознания. Отсюда следует – осознание невыполненного желания. Так круг развития замыкается, и все возвращается к своему началу.
3. Структура сознания.
Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко):
1. Бытийное сознание (сознание, касающееся бытия), - это биодинамические свойства движений и чувственные образы.
2. Рефлективное сознание (сознание, касающееся сознания), включающее в себя значение и смысл.
На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и требующейся двигательной программы. Способ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций – со смыслом (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности – с биодинамической тканью движений и действий (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков – с чувственной тканью (бытийное сознание). Сознание имеет отношение ко всем этим мирам и присутствует во всех них.
Функции сознания: отражательная, порождающая, регулятивно- оценочная, рефлективная (основная, она характеризует сущность сознания).
Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного, поскольку значения и смыслы рождаются в нем.
|
|
сознание | Рефлективное | Значение | Мир идей, научных знаний |
сознание | Смысл | Мир переживаний, эмоций |
рис.
1. Структура сознания
В зоне ясного сознания отражается малая часть одновременно происходящих их внешней и внутренней среды организма сигналов. Исследования психологов показали, что в зоне ясного сознания попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решений, но, как только они будут найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для решения вновь возникающих трудностей.
Часто
встречающиеся в обычной
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализовать.3 Выделяют:
Информация о работе Развитие сознания и самосознания личности