Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:10, доклад
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение
природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.
Введение………………………………………………………………..3
Сознание………………………………………………………………..5
Самосознание……………………………………………………….….6
Структура сознания и его функции…………………………………...7
Структура самосознания……………………………………………..10
Вывод………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………...13
Министерство
образования и науки Украины
Одесский
национальный морской университет
Кафедра
философии
Реферат
на
тему:
«Сознание
и самосознание»
студентки ФЭУ 1 курса 4 группы
Кириленко
А.А.
Одесса-2010
План:
Введение…………………………………………………………
Сознание…………………………………………………………
Самосознание………………………………………………
Структура сознания и его функции…………………………………...7
Структура
самосознания…………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение
природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Сознание
выступает как особая форма отражения,
регуляции и управления отношением людей
к окружающей действительности, к самим
себе и своим способам общения, которые
возникают и развиваются на основе практически-
преобразовательной деятельности. Оно
не только отражает, но и творит мир. Сознание
с самого начала является общественным
продуктом. Оно возникает и развивается
только в совместной деятельности людей
в процессе их труда и общения.
Сознание
Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.
В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.
Сознание
как способность следует
Самосознание
Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В философии
самосознание есть осознание сознанием
самого себя, рефлексия сознания относительно
себя. Самосознание одновременно понимается
и как акт (деятельность) рефлексии сознанием
себя и как результат этой рефлексии —
знание себя. Самосознание является условием
того, что сознание сохраняет себя во времени
— удерживает себя как одно и то же сознание.
При этом говорят о единстве самосознания.
В свою очередь единство самосознания
является условием всякого единства в
мире (см. Кант). В строго философском смысле
сознание есть всегда — оно не может ни
начаться, ни прекратиться, поскольку
в строго философском смысле оно понимается
как само условие конституирования мира,
как сам способ бытия и данности мира.
Соответственно этому самосознание понимается
как лежащее в основании всякого сознания
единство субъекта.
Значения самосознания:
●Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
●Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
●Служит источником ожиданий
относительно себя и своего поведения.
Функции самосознания:
●Самопознание — получение информации о себе.
●Эмоционально-ценностное отношение к себе.
●Саморегуляция поведения.
Структура
сознания и его
функции
В вводной
лекции было особо подчеркнуто, что философия
ставит в центр своего внимания проблему
сознания. Значение этой проблемы обнаруживается
уже в том, что вид, к которому принадлежим
мы, люди, обозначают как человек разумный.
Исходя из этого можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности
сознания исключительно важен для правильного
понимания места и роли человека в мире.
Уже поэтому проблема сознания изначально
привлекала самое пристальное внимание
философов при выработке ими исходных
мировоззренческих и методологических
установок. В современных условиях углубленная
разработка философских вопросов сознания
дикту-ется к тому же развитием информатики
и компьютеризацией человеческой деятельности,
обострением ряда аспектов взаимодействия
человека и техники, техносферы и природы,
усложнением задач воспитания и развития
общения людей.
Пожалуй,
нет более сложного вопроса, чем
вопрос о том, что такое сознание,
что такое разум, какова их природа,
их сущность. Сам этот феномен настолько
сложен, что его исследует целый
ряд наук: психология, логика, физиология
высшей нервной деятельности, психиатрия,
кибернетика, информатика и др. При этом
рассмотрение отдельных аспектов сознания
как специфически человеческой формы
регуляции взаимодействия человека с
действительностью в рамках различных
дисциплин всегда опирается на определенную
философско-мировоззренческую установку
в подходе и сознанию. Это придает решению
вопроса о природе сознания с философских
позиций особый, дополнительный смысл
и значение. При этом философия, в отличие
от других наук, исследует общую природу
сознания.
Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Наконец, очень тесно, можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы сознания. Сознание, как определяемое бытием, и выступает, прежде всего, в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание не просто функция мозга, оно общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и с практической деятельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятельность и общение с себе подобными.
Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.
Следующий важный элемент сознания – внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Сознание
- это высшая, свойственная
только человеку и
связанная с речью
функция мозга, состоящая
в обобщенном и
целенаправленном отражении
действительности, в
предварительном мысленном
построении действий
и предвидении их результатов,
в разумном регулировании
и самоконтроле поведения
человека.
Структура
самосознания
В, ходе
социализации расширяются и углубляются
связи общения человека с людьми, группами,
обществом в целом, происходит становление
в человеке образа его «Я». Образ «Я», или
самосознание (представление о себе), не
возникает у человека сразу, а складывается
постепенно на протяжении его жизни под
воздействием многочисленных социальных
влияний и включает 4 компонента (по В.
С. Мерлину):