Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
чувства, переживания, опыт личности. Человек познает в себе то, что отмечают в нем другие,
принимает это, начинает жить в соответствии с этим неадекватным образом, отходя от того, что
есть на самом деле. Необходимо отметить, что такая двойственность приводит в конечном
итоге к внутриличностным конфликтам, невротической личности, многочисленным проблемам
во взаимоотношениях с другими людьми, несмотря на то, что внешне все делается для
удовлетворения потребности в признании.
Благодаря работам З.Фрейда и его последователей в психологии хорошо изучены
барьеры, возникающие в результате неспособности личности преодолеть собственные
психологические защиты. Как возникают защиты? По мнению представителей психоанализа, с
одной стороны, неприемлемые для сознания импульсы, чаще всего это сексуальные и
агрессивные инстинкты, вытесняются в бессознательное, но не исчезают бесследно, а
продолжают воздействовать на Я, «склоняя» его к удовлетворению неприемлемых
потребностей. С другой стороны, на Я действует Супер-Эго (Сверх-Я), представляющее собой
нормы, запреты, выработанные обществом. Это приводит к тому, что Я выстраивает защитные
механизмы. К наиболее распространенным из них относятся: вытеснение — исключение из
сознания импульсов, порождающих тревогу; образование противоположной реакции —
изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную; проекция —
приписывание неприемлемого для сознания действия или мысли Другому лицу; вымещение —
бессознательная переориентация с недоступного объекта на доступный; рационализация —
самообман, стремление разумно объяснить неразумное действие или поступок и др. Понятно,
что наличие защит мешает познанию себя, особенно тех черт личности и наклонностей,
которые в силу своей неприемлемости являются травмирующими. Поэтому считается, что
осознание защит, принятие в себе непринимаемого значительно расширяют сферу
самопознания, делают личность гармоничной и психологически здоровой.
К барьеру самопознания можно отнести и неумение преодолеть собственный
эгоцентризм. Эгоцентристом называют такого человека, который считает единственно
правильными свои взгляды,
ценности, суждения, действия. Его эгоцентризм
мешает в
построении правильных отношений с другими людьми, так как он не способен встать на
позицию собеседника, принять иную точку зрения. Эгоцентристу очень трудно создать
адекватное представление о себе, изменить уже имеющуюся самооценку. Например, если он
считает себя умным, способным, одаренным, то переубедить его в этом практически
невозможно.
Разумеется,
описанные здесь барьеры
многообразия, они лишь дают представление об их существовании и способах
функционирования. У каждого из нас могут быть свои индивидуальные барьеры,
препятствующие самопознанию. В то же время следует отметить, что при оказании
соответствующей помощи человеку эти барьеры могут быть преодолены. Можно говорить о
педагогической проблеме, о формировании потребностей и мотивов самопознания, обучить
человека способам самопознания, развить у него способность к идентификации и рефлексии,
способность повышать уровень самоуважения, самопринятия, помогать преодолевать свои
страхи и выстраивать защиты и т.д. Наиболее эффективным является самовоспитание у себя
способностей к самопознанию — личность самостоятельно ставит себе цели и своим
собственным трудом их достигает.