Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно,
является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной
психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою
психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.
Полезно использовать
пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и
способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно
со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не
принимая их всерьез.
К специальным средствам
формы работы психолога.
В ходе индивидуального
пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел
внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты
дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким
образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее
участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием
взаимодействия группы
и психолога является создаваемая
руководителем атмосфера
взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода
психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более
глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения
различных жизненных
проблем и трудностей.
Вопрос 7.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМЫ
Под механизмом понимается обычно то, что обеспечивает функционирование какой-
либо системы. Мы уже отметили, что самопознание является одним из механизмов
функционирования самосознания. В то же время и самопознание имеет свои собственные
механизмы, которые определяют его деятельность, способствуют началу и завершению актов
познавания себя. К таким механизмам относятся идентификация и рефлексия. Идентификация
дает возможность отождествления с кем-либо или чем-либо, а рефлексия, наоборот,
отстраниться от предмета анализа, «посмотреть» на весь процесс как бы со стороны.
Рассмотрим последовательно
эти механизмы.
Идентификация* в психологии
-отождествление
себя с другим человеком,
эмоциональной связи с ними;
-самоотождествление с собой или различными аспектами Я. Например, отождествление
с именем, полом, ролью, какими-либо своими качествами;
-опознание чего-либо (кого-либо), в
этом значении говорят об
идентификации преступника, идентификации человека с профессией и многом другом.
С позиций проблемы
Остановимся на них подробнее.
*Идентификация (лат.) — отождествление, равнозначность, уподобление, одинаковость, сходство.
Начнем
с идентификации с другим
которого может выступать
вымышленный герой, литературный персонаж.
В свою очередь,
здесь выделяются также две стороны: одна в ходе идентификации осуществляет перенос
качеств другого на себя; вторая — перенос своих качеств на другого.
Предпосылки
идентификации можно
детеныши животных имитируют поведение взрослых особей. Подражая им, они усваивают
типичные навыки поведения, в результате чего происходит своеобразное имитационное
обучение. Кроме того, у животных инстинктивно заложены многие формы жизнедеятельности:
позы, звуки, действия, которые необходимо опознать (идентифицировать), чтобы сработали
ответные реакции.
У человека в начальном
главенствующих ролей. Как отмечают многие историки, психологи, во времена родовых
отношений личность не отделяла себя от рода, воспринимала себя как часть всеобщего «Мы».
Это давало возможность кооперировать усилия в достижении общих целей, укрепляло
взаимозависимость, формировало то, что впоследствии будет названо коллективными
отношениями. По мере развития общества возникает такой феномен, как целенаправленная
передача знаний, умений, навыков от старшего поколения младшему, т. е. обучение. А если
есть обучение, то есть учитель и ученики. Первоначально роль учителя сводилась к тому, что
он выступал в качестве своеобразного образца для своих учеников. Последние,
идентифицируясь с учителем, повторяли его действия, осваивали способы мышления,
различные знаковые системы.
Постепенно идентификация
определять направления развития личности, своеобразие ее самопознания. Первая
идентификация происходит,
конечно, с родителями.
Пример. Отождествляясь с матерью
и отцом, ребенок за счет
подражания воспроизводит
поступки, словесные выражения родителей, познавая тем самым как самих взрослых, так и себя. Вначале этот
процесс происходит неосознанно, но постепенно становится все более осознанным и целенаправленным. Он
особенно активно происходит в период кризиса 3 лет. Если взрослый начинает чем-то заниматься, ребенок тут же
изъявляет желание делать то же самое. «Я хочу», «Я буду», «Я сам» становятся жизнеутверждающими формулами
маленького человечка. Со временем круг людей, с которыми идентифицируется личность, значительно
расширяется: это и родственники, и воспитатели в детском саду, и учителя в школе, а также сверстники,
литературные герои,
герои кинофильмов и т.п.
Таким
образом, через идентификацию
личность познает другого
подражание переносит познанное на себя и, обнаруживая перенесенное уже в себе, становится
способной к установлению сходства и различия. Следовательно, в процессе идентификации с
другим человек продвигается от простой имитации к присвоению и осознанию поведения,
качеств, навыков и т.д., что изначально ему не принадлежало. С возрастом и опытом этот
процесс становится
все более сложным и
уже не столько с другим человеком, сколько с определенными его свойствами и качествами в
силу их значимости для себя.
И еще на одном моменте хотелось бы остановиться. Идентификация с раннего детства
происходит не только с близкими людьми как таковыми, т.е. их действиями и поведением, но и
с тем, что другие говорят о ребенке, как они его оценивают. Другими словами, ребенок
постоянно примеривает точку зрения других на себя. Процесс неосознанного включения
индивидом в свой внутренний мир взглядов, установок, оценок других людей называется в
психологии «интроекция». В результате интроекции эти взгляды, мнения, оценки, в том числе
и по поводу собственной личности, воспринимаются как свои собственные. Со временем в
результате развития другого механизма — рефлексии (см. с. 51) — этот процесс становится
более критичным и осознанным, когда человек приобретает способность уже самостоятельно
строить представление о себе и своих качествах личности. На ранних же этапах развития
интроекция играет одну из ведущих ролей, выступая как результат соответствующей
идентификации.
Другой
стороной идентификации
свойства, взгляды, отношения другим людям. Подобным образом формируются наши
многочисленные ожидания
по отношению к другим людям.
Пример. Родители формируют по
отношению к своему ребенку
определенные ожидания и,
оправдывает, пытаются сделать все, чтобы «втиснуть» его в соответствующие рамки, считая это главной целью
воспитания. Ребенок со своей стороны, освоив определенные нормативы поведения, приобретя те или иные черты,
ожидает обнаружить их в других, искренне полагая, что если это есть у него, если он так думает, то так должны
думать и другие. Данная сторона идентификации имеет как позитивный, так и негативный смысл. Стремление
видеть в другом продолжение себя — неотъемлемое свойство идентификации. Обнаружение тех фактов, что
далеко не всегда другие думают, чувствуют, мыслят, действуют, как ты, является стимулом для более глубокого
познания других и самого себя. В этом состоит позитивный смысл. Негативный смысл описываемого процесса
заключается в том, что приписывание другим своих собственных качеств, особенно тех, которые не осознаются
личностью, как говорил 3. Фрейд, «вытесняются в бессознательное», выполняет функцию психологической
защиты и свидетельствует
о том, что с какими-то чертами
собственной личности человек не
идентифицируется.
Здесь мы уже вплотную
самоотождествления, которая играет неменьшую роль в процессе самопознания, чем
идентификация с другими людьми. Человек идентифицируется со многими аспектами своего Я:
именем, полом, положением, ролью, отдельными чертами, наконец, со своим Я в целом.
Так, в имени закрепляется
человека. Чаще всего мы себя не отделяем от имени, фамилии, они органически «врастают» в
нашу суть и выражают ее.
Насильственная смена имени
приводит к разотождествлению, потере перспективы жизни. В то же время мы знаем немало
примеров, когда человек сам желает сменить имя, фамилию. Он делает это не только потому,
что имя и фамилия не нравятся (смешные, нелепые, вызывают насмешки), а в большей степени
потому, что не может с ними идентифицироваться, в результате чувствует постоянный
дискомфорт, состояние раздвоенности, «неистинности» самого себя.
Не меньшее значение имеет идентификация со своим полом, которая начинает
формироваться очень рано. Уже маленькие дети, не зная всех признаков пола, тем не менее
уверенно говорят: «Я мальчик», «Я девочка». Половой идентификации способствует вся
система воспитания, в результате чего осваиваются мужские и женские типы поведения. При