Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Содержание

Вопрос 1. Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования………………………………………………….3
Вопрос 2. Содержание и задачи этнопедагогики……………………………..13
Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

контрольная Никиты.docx

— 53.82 Кб (Скачать)

                Камчатский государственный технический  университет 

                                               Заочный факультет

                                   Кафедра педагогики и психологии 

Контрольная работа по дисциплине «Психология и  педагогика».

«Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования»

«Содержание  и задачи этнопедагогики.»

Вариант №22. 
 
 

Выполнил:                                                                            Проверила:

Студент группы 10-ГУ-ФЗО                                              Позднякова О.М.                               

Кошелев Н.В.                                                                       

№100779 
 
 
 

г. Петропавловск-Камчатский 2011

Содержание

Вопрос 1. Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования………………………………………………….3

Вопрос 2. Содержание  и задачи этнопедагогики……………………………..13

Список  литературы………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1. Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования.

  Психика есть способность живых существ  создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

  Сознание  выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

  Категория сознания в современной психологии определяется как высший уровень психической активности человека как социального существа. Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира. Сознание имеет свойство отражаться в продуктах культуры, таких как, например, язык и другие знаковые системы. В этом аспекте сознание приобретает идеальную форму и выступает как знание. Сознание ориентировано на аксиологические нормы социума, которые признаются и субъектом. В понятие сознания входят не только отношения индивида к общественным ценностям, но и самому себе, и здесь сознание приобретает форму самосознания, имеющего, как и первое, социальную природу и развивающегося в процессе развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей. Термин сознание определяется некоторыми философами как «со-знание», т.е. знание, которое приобретается совместно с другими».1

  Самосознание  определяется как осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.

  Самосознание позволяет человеку выделить себя из окружающего мира. Самосознание – это своего рода рефлексия, поднятая до уровня теоретического мышления. Формирование самосознания не возможно без контроля человеком своих действий и поступков. Самосознание носит характер социальный, ибо его формирование невозможно без соотнесения человеком себя к другим людям. Самосознание присуще не только отдельному индивиду, но и обществу, когда оно поднимается до понимания своего положения в системе производительных отношений, своих общих интересов и идеалов. 2

  Важно сказать, что в психологии процесс  становления человеческой личности немыслим без формирования сознания и самосознания, которые являются неотъемлемыми компонентами человеческой личности. Всю личность, все ее многообразие нельзя свести, конечно, к самосознанию, однако и отделять одно от другого  тоже не следует.

  История развития самосознания неразрывно связана  с развитием личности. В психологии выделяются несколько этапов этого  развития.

  Первый  этап, по мнению ученых-психологов, связан с «овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий».

  Второй  этап связан с началом ходьбы у  ребенка. Овладение техникой ходьбы, передвижения, вырабатывают у ребенка  некоторую самостоятельность. На этом этапе человек начинает становиться  в какой-то степени самостоятельным  субъектом действий, выделяясь из окружающего. Здесь и зарождается  самосознание личности, представление  о своем Я. На этом этапе человек  осознает себя лишь через отношения, взаимодействие с другими людьми. Познание своего Я осуществляется через  познание других людей. Здесь еще  не существует самосознания как категории, присущей самому субъекту, т. е. безотносительно  к осознанию другого человека или людей.

  На  третьем этапе становление самосознания идет вместе с развитием речи, которая  играет здесь не последнюю роль. Ребенок, овладевший речью, имеет возможность  направлять действия окружающих по своему желанию и через других людей  воздействовать на мир. Эти изменения  в поведении ребенка ведут  к изменению его сознания, поведения  и отношения к другим людям.

  На  развитие «Я» накладывают отпечаток внешние события (способность к самообслуживанию, начало трудовой деятельности) и внутренние (общение человека с окружающими, выработка внутреннего отношения к себе и другим). Однако на этом развитие личности не заканчивается.

  Далее идет развитие мировоззрения, выработка  самооценки, которая ведет к самоопределению  личности, и, как следствие, росту  самосознания.3

  В широком смысле, все переживаемое человеком входит в состав его  личности.

  Перейдем  теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа психологов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы: Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.

   Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.

    Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

    Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.4

  Отметим, что при формировании актуального  содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.

  Мы  приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи  и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно, является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира.  Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

  Я-концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. Несмотря на устойчивость, Я-концепция - не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со "значимыми другими", в сущности, определяющие представления о самом себе.5

  Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его  тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции  индивид строит взаимодействие с  другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.

  Понятие "Я-концепция" родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Часто термин используют в качестве синонима к "самосознанию", но в отличие от последнего "Я-концепция" менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.

  Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как  смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

  Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная составляющая - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая составляющая - это то, как человек в действительности поступает. 6

  Когнитивная составляющая. Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни - если человек считает что он "сильный", это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая Я-концепции.

  Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может  считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или  с течением времени. Сочетание и  значимость характеристик на тот  или иной момент в значительной степени  обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

Информация о работе Сознание и самосознание, Я-концепция: содержание, структура, закономерности формирования