Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:42, реферат
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
благоприятных обстоятельствах каждый здоровый нормальный человек легко идентифицирует
себя с полом, для него быть мужчиной или женщиной — факт, который не подлежит
сомнениям, поскольку пол — это то, что дано от рождения. На самом деле все обстоит гораздо
сложнее. Пол дан от рождения, но этот факт надо еще каждому и признать, и принять, чтобы он
стал естественным состоянием личности. Непринятие пола приводит к еще более тяжелым
последствиям, чем насильственная смена имени. Известно немало случаев, когда личность не
может принять свой
пол, мечтает о его смене, ведет
себя как представитель
пола. Причин разотождествления
своей личности с полом очень
много.
Пример. Родители ждали мальчика, а родилась девочка, т. е. их ожидания не оправдались. Принимая на
уровне сознания тот факт, что родилась девочка, бессознательно они начинают воспитывать ребенка как мальчика.
В другом случае: ребенок — мальчик, наблюдая отрицательное, в силу различных обстоятельств или причин,
отношение матери к отцу, усваивает, что женщиной быть предпочтительнее. Впоследствии мальчик начинает
вести себя так, как
вела бы себя девочка. Этот перечень можно
продолжить.
С самого раннего детства
ролью: вначале — с ролью сына или дочери, позже — родителя, бабушки или дедушки; с
социальной ролью — ученика, преподавателя, рабочего, служащего, ученого и др. Долгое
выполнение той
или иной роли приводит к тому, что
человек полностью
ней. Неслучайно поэтому представителей многих профессий можно узнать по походке, манере
говорить, по тем позициям, которые они занимают в ходе взаимодействия. Смена социальных
ролей многим людям дается с трудом. Бывший ученик, поступая в вуз и становясь студентом,
продолжает тем не менее вести себя, как школьник. Бывший студент, начиная трудовую
деятельность, сохраняет определенное время привычки и манеры, приобретенные в вузе. Играя
в жизни множество ролей, человек идентифицируется с ними, познавая себя. Хорошо, когда
такая идентификация происходит равномерно со всеми ролями, — развитие личности идет
более или менее
равномерно. Хуже, когда какая-либо
роль начинает доминировать.
Пример. Женщина, освоив роль жены, матери, хозяйки, переносит ее и на работу, начиная там вести себя
так же, как и дома. Или руководитель высокого ранга дома не может выйти из этой роли, начинает командовать
домочадцами, как
своими подчиненными.
Наконец, человек
качествами личности, поведенческими характеристиками. Идентификация с собой выступает в
качестве одного из самых мощных механизмов самопознания. Только через
самоидентификацию возможно обнаружить что-то значимое в себе, выделить это и сделать
предметом всестороннего анализа. Если бы человек мог отождествиться со своей личностью в
целом и одновременно с каждым аспектом, частью Я, его самопознание было бы полным и
всесторонним, но, к сожалению, это происходит далеко не всегда. Чаще всего личность
идентифицируется только с частью своего Я, вернее — Я идентифицируется с какой-либо своей
частью: чертой личности, свойством характера или ролью, о которой мы уже говорили. Почему
и как это происходит? Попытаемся пояснить данное положение на примере модели, принятой в
психосинтезе, основателем которого, как уже отмечалось ранее, является итальянский психолог
Р. Ассаджоли.
Согласно этой модели, в структуру личности входит реальное Я, высшее Я, выполняющее
своеобразную функцию бесстрастного наблюдателя, и многочисленные субличности (свойства,
черты характера), которые, по мнению представителей психосинтеза, обладают известной
самостоятельностью, могут находиться в гармонии, содружестве или в состоянии конфликта,
противоборства.
Пример. Субличностями можно назвать в нас «Добряка», «Труса», «Умника», «Жадину», «Счастливчика»
и т.п. «Добряк» стремится делать добрые дела, «Умник» рассуждает и дает советы, «Трус» избегает неприятных
травмирующих ситуаций,
«Счастливчик» постоянно
со своим добром. Вопросы: с кем из субличностей отождествляет себя Я? Какая субличность отвергается? Если
следовать этой логике, то человек может с удивлением обнаружить, что он отождествляет себя с «Добряком»,
«Умником» и «Счастливчиком» и отвергает в себе все остальное, борется с «Трусом» и не признает «Жадину».
Такая структура
личности будет выглядеть следующим
образом (рис. 6).
С
точки зрения самопознания
собственную личность, делает ее дисгармоничной, а познание себя — однобоким и ущербным.
Каков же выход из этой ситуации? Разотождествиться со своими субличностями, взять на себя
функцию руководства
и управления всеми частями своего
Неадекватная структура
личности
Я, отождествиться затем с собой и всеми своими субличностями, не отдавая предпочтение
кому-либо, т. е. быть и руководителем, и мужем, и отцом, и «Добряком», и «Счастливчиком», и
«Жадиной», и «Трусом», т. е. всем и никем в отдельности. Новая структура личности будет
выглядеть уже по-другому
(рис. 7).
Адекватная структура
личности
Такого рода идентификации и рождают то, что в предыдущей теме мы назвали
личностной идентичностью. Чувство идентичности порождает высокое самоуважение,
наполняет жизнь
смыслом, дает возможность самореализоваться.
Итак, мы рассмотрели первый механизм самопознания, но уже из контекста становится ясно,
что этот механизм не может существовать изолированно и обеспечить полноценность процесса
самопознания. Другим
важным механизмом является рефлексия.
Рефлексия* — обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу
своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над
тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Другими словами, рефлексия —
это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут
быть как люди (идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и
различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я-наблюдающее одновременно за Я-познающим и
Я-познаваемым.
Очень хорошо суть рефлексии выражена в последних строчках одного английского
стихотворения в
переводе С. Маршака:
Таких
примеров можно привести
изобилуют рефлексивными образами, когда герои думают за других или думают за самих себя.
Это то же самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя
методику двух стульев. (Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать,
обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот
второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.)
Для того чтобы более наглядно проиллюстрировать, что такое рефлексия, рефлексивное
мышление, обратимся к задаче «О трех мудрецах», которая используется психологами для
диагностики рефлексивного
мышления.
3 а д а ч а. На дороге сидели три мудреца и спорили о том, кто из них мудрее. В это время проходил какой-то
человек, и они обратились к нему за помощью в разрешении спора. «Хорошо, — сказал прохожий. — Вот у меня в
мешке пять колпаков: два белых и три черных. Я незаметно надену на вас по колпаку, и кто первым догадается,
какого цвета колпак на его голове, тот и будет самым мудрым из вас. Закройте глаза!» С этими словами прохожий
надел на каждого мудреца по черному колпаку, а два белых спрятал в мешок. «Откройте глаза! Кто же первым
догадается, какой колпак — черный или белый — у него на голове?» Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга.
Наконец один из них
уверенно воскликнул: «На мне —
черный колпак!» Как он догадался?
Попробуйте самостоятельно
решается.
Первый мудрец видит, что на двух других мудрецах черные колпаки. То же самое со своих позиций видят и два
других мудреца. Проведем рассуждение с позиции первого мудреца:
- На головах моих соседей черные колпаки. Какой же колпак на мне? Либо белый, либо черный. Допустим, на мне
белый колпак. Тогда второй мудрец должен видеть перед собой один белый колпак и один черный. Как в этом
случае он должен рассуждать?
Рассуждение за второго мудреца: Передо мной один белый и один черный колпак. Какой же колпак на мне?
Допустим, белый... Но тогда третий мудрец должен сразу догадаться, что на нем — черный колпак. Но он молчит!
Значит, на мне должен быть не белый, а черный колпак. Но второй мудрец не делает этого вывода, он тоже
молчит! Значит, на мне не белый колпак, а черный колпак!
Таким образом, чтобы решить задачу, нужно рассуждать последовательно за самого себя, за
второго мудреца и за третьего мудреца. Это и есть рефлексивное рассуждение. Но задача имеет
еще решения, попробуйте теперь найти их самостоятельно, опираясь на приведенную
подсказку.
*Рефлексия (лат. ге/1есш)
— размышление о своем внутреннем состоянии,
самоанализ
Проиллюстрировав понятие
рассмотрим рефлексию как механизм самопознания.
Прежде всего необходимо заметить, что рефлексия как механизм формируется гораздо
позже, чем идентификация.
Если к идентификации ребенок
проявляет способность с
возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование
личности она развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность