Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения
множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение
I. Сознание
1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Общественная природа сознания
Ш. Самосознание
1. Понятие самосознания
2. Структура и формы самосознания
3. Предметность и рефлексивность самосознания
РЕФЕРАТ
Тема: Сознание и самосознание
Выполнила студентка
ЭКН-4-00
Руководитель:
философских наук,
профессор, академик
Ю. Г.
ОБНИНСК* 2001
План реферата:
Введение
I. Сознание
1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Общественная природа сознания
Ш. Самосознание
1. Понятие самосознания
2. Структура и формы самосознания
3. Предметность и рефлексивность самосознания
IV. Заключение
I. Введение
Человеческое сознание
является сложным феноменом;
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения
множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение
природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и
потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере
его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и
методологические установки любого философского направления. Естественно,
что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с
единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы
регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма
характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной
реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром,
включая управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр
вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и
специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии,
языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в
настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных
аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную
философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об
отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые
предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает
сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает,
что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание
является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом»
вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления
отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим
способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-
преобразовательной
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и
развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и
общения.
1. Понятие сознания и его
2
3.
4
5
6
II. Самосознание
1. Понятие самосознания
Сознание предполагает
выделение субъектом самого
носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение
себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются
необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той
специфической характеристики
человека, которая именуется
Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.
Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,
своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание
человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,
своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль
играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это —
сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с
точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный
философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении
специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем,
что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой
действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание,
которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое
раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является
очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.
Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает
относительность различия и противоположности объекта и субъекта,
неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт
самосознания показывает, что разделение действительности на объект и
субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что
и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух
формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и
в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.
Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального
сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком
философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом
деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и
т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой
также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом,
самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального
самосознания.
Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное
самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием
общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.)
отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же
отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях
мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного,
соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными
людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения
сознания этого отдельного человека на объект и субъект.
Идеалистическая
философия и психология
наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа»,
«души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е.
совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия,
психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для
научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического
механизма. Материалисты, отвергая
мистическую трактовку
считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические
корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное
сознание и самосознание.
Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является
созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе
общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается
не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных
отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к
отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек
осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им
материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека
развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на
основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им
предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.
Материалистическое понимание
на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом
плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют
между собой или с внешним миром.
Однако способность «я» в процессе самосознания отвлекаться от всех
переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность
рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения
ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон
содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего
опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым
изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент
устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает,
отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.
Проблема внутреннего
тождества «я», единства
предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего
учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве
познавательного опыта.
Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание
или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей
ступенью сознания или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во
второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для
философии. Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития.
Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит
далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому
сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать
самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса
или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли
в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое
самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является
формой общественного сознания.
2. Структура и формы самосознания
Самосознание –
динамичное исторически
выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой,
которую иногда называют
элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей
и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве
существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже
предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид
самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто
существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы
«встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди
других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые
происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем
мире.
Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя
в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или
иной социальной группе.
Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания
«Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и
вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать
свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью
предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь
необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность
характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать
общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах
деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень