Сознание и самосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения
множества наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение

Содержание

I. Сознание

1. Понятие сознания и его определение
2. Отличительные черты психики и сознания
3. Структура и источники сознания
4. Функции сознания
5. Активность сознания
6. Общественная природа сознания

Ш. Самосознание

1. Понятие самосознания
2. Структура и формы самосознания
3. Предметность и рефлексивность самосознания

Работа содержит 1 файл

Сознание самосознание.docx

— 29.52 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

 

 

                Тема: Сознание и самосознание

 

 

 

Выполнила студентка

                                                                    Группы

ЭКН-4-00

 

 

 

Руководитель:

                                                                    доктор

философских наук,

 

профессор, академик

                                                                    Петраш

Ю. Г.

 

 

 

                       ОБНИНСК* 2001

 

 

                       План реферата:

 

 

 

      Введение

 

   I. Сознание

 

      1. Понятие  сознания и его определение

      2. Отличительные  черты психики и сознания

      3. Структура  и источники сознания

      4. Функции  сознания

      5. Активность  сознания

      6. Общественная  природа сознания

 

      Ш.  Самосознание

 

     1. Понятие самосознания

     2. Структура  и формы самосознания

     3. Предметность  и рефлексивность самосознания

 

IV.  Заключение

 

 

 

                            I. Введение

 

    Человеческое сознание  является сложным феноменом; оно  многомерно,

многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения

множества наук, среди которых  философия.

    Проблема сознания  всегда привлекала пристальное  внимание философов, ибо

определение места и роли человека в мире, специфики его  взаимоотношений с

окружающей действительностью  предполагает выяснение

    природы человеческого  сознания. Для философии эта проблема  важна и

потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере

его отношения к бытию  затрагивают исходные мировоззренческие  и

методологические установки  любого философского направления. Естественно,

что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с

единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы

регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма

характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной

реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром,

включая управление им.

    Такое понимание  природы сознания предполагает  очень широкий спектр

вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и

специальных гуманитарных и  естественных наук: социологии, психологии,

языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в

настоящее время и информатики , кибернетики. Рассмотрение отдельных

аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается  на определенную

философско-мировоззренческую  позицию в трактовке сознания.

    Центральным философским  вопросом  всегда был и остается  вопрос об

отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые

предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую  возлагает

сознание на человека. Вторичность  сознания по отношению к бытию  означает,

что бытие выступает как  более широкая система, внутри которой  сознание

является специфическим  условием, средством, предпосылкой, «механизмом»

вписывания человека в  эту целостную систему бытия.

    Сознание выступает  как особая форма отражения,  регуляции и управления

отношением людей к  окружающей действительности, к самим  себе и своим

способам общения, которые  возникают и развиваются на основе практически-

преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно  возникает и

развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и

общения.

 

 

 

                                II. Сознание

 

           1. Понятие сознания и его определение

 

 

 

 

           2

 

 

                 3.

 

 

                       4

 

 

                       5

 

 

                 6

 

 

                    II.  Самосознание

 

                 1. Понятие самосознания

 

    Сознание предполагает  выделение субъектом самого себя  в качестве

носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это  выделение

себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые  являются

необходимым компонентом  всякого сознания, и образует разные формы той

специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

    Самосознание есть  определенная форма реального  явления - сознания.

Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,

своего Я от всего, что  его окружает. Самосознание -  это  осознание

человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,

своего положения в  обществе. В формировании самосознания существенную роль

играют ощущения человеком  своего собственного тела, движений, действий.

     Самосознание  есть сознание, направленное на  самого себя: это —

сознание, делающее своим  предметом, объектом сознание. Как это  возможно с

точки зрения материалистической теории познания — вот в чем  состоит главный

философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении

специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем,

что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой

действительности, само раздваивается  на субъект и объект, на сознание,

которое познает (субъект), и  сознание, которое познается (объект). Такое

раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является

очевидным и постоянно  наблюдаемым фактом.

  Самосознание самим  фактом своего существования  еще раз доказывает

относительность различия и  противоположности объекта и  субъекта,

неправильность представлений  о том, что в сознании все субъективно. Факт

самосознания показывает, что разделение действительности на объект и

субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что

и в самом сознании имеется  это деление, выражающееся по меньшей мере в двух

формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и

в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

    Самосознание обычно  рассматривают лишь в плане  индивидуального

сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое  в широком

философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом

деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и

т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой

также самосознание людей  и самопознание человеком человека. Таким образом,

самосознание выступает  и в форме индивидуального и в форме социального

самосознания.

    Наибольшую гносеологическую  трудность представляет собой  индивидуальное

самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием

общественных явлений (форм общественного сознания, личности и  пр.)

отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей  теми же

отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих  случаях

мы не выходим из рамок  обычного соотношения общего и отдельного,

соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными

людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения

сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

    Идеалистическая  философия и психология рассматривает  это раздвоение как

наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа»,

«души»), делающей своим предметом  всю остальную субъективность, т. е.

совокупность всех текучих  явлений сознания. Материалистическая философия,

психология, физиология и  психопатология накопили уже большой  материал для

научного объяснения явления  самосознания, его генезиса и психологического

механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания,

считают самосознание одной  из форм сознания, имеющей те же гносеологические

корни, что и сознание в  целом. Они различают две формы  сознания: предметное

сознание и самосознание.

    Имеются и социальные  предпосылки самосознания. Самосознание  не является

созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе

общения. Общественная обусловленность  формирования самосознания заключается

не только в непосредственном общении людей друг с другом, в  их оценочных

отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых  к

отдельному человеку в  осознании самих правил взаимоотношения. Человек

осознает себя не только посредством  других людей, но и через созданную им

материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека

развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на

основе его деятельности, в которой человек выступает  творцом созданных им

предметов, что развивает  в нем сознание различия субъекта и объекта.

                     Материалистическое понимание самосознания  основывается

на том положении, что  в человеческом «я», взятом в его психологическом

плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют

между собой или с внешним  миром.

    Однако способность  «я» в процессе самосознания  отвлекаться от всех

переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность

рассмотрения субъектом  всех этих состояний в качестве объекта  наблюдения

ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон

содержания сознания. Это  различение представляет собой явление  внутреннего

опыта. Наряду с постоянно  меняющимся содержанием сознания, вызываемым

изменениями внешнего и внутреннего  мира, в сознании имеется момент

устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает,

отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

    Проблема внутреннего  тождества «я», единства самосознания  была

предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего

учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве

познавательного опыта.

    Следует затронуть  и вопрос: что возникает раньше  — предметное сознание

или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей

ступенью сознания  или  продуктом развитого сознания, его  высшей формой. Во

второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес  и для

философии. Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени  развития.

Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит

далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому

сознанию, является одной  из его предпосылок. Если же рассматривать

самосознание в его  наиболее развитых формах как один из признаков класса

или личности и разуметь под  ним понимание классом или  личностью своей роли

в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое

самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого  слова, является

формой общественного  сознания.

 

 

 

                 2. Структура и формы самосознания

 

    Самосознание –  динамичное исторически развивающееся  образование,

выступающее на разных уровнях и в разных формах.

    Первой его формой, которую иногда называют самочувствием,  является

элементарное осознание  своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей

и людей. Оказывается, что  простое восприятие предметов в  качестве

существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже

предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид

самосознания. Для того чтобы  увидеть тот или иной предмет  как нечто

существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы

«встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди

других тел – как  природных, так и социальных –  и изменения, которые

происходят с телом  человека в отличие от того, что  совершается во внешнем

мире.

    Следующий, более  высокий уровень самосознания  связан с осознанием себя

в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или

иной социальной группе.

   Самый высокий уровень  развития этого процесса –  возникновение сознания

«Я» как совершенно особого  образования, похожего на «я» других людей и

вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать

свободные поступки и нести  за них ответственность, что с  необходимостью

предполагает возможность  контроля над своими действиями и  их оценку. Здесь

необходимо оттенить такой  аспект, как сознательность. Сознательность

характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать

общественные последствия  своей деятельности. Чем большее  место в мотивах

деятельности занимает понимание  общественного долга, тем Выше уровень

Информация о работе Сознание и самосознание