Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:14, реферат
Ниже, в качестве содержания сознания, дается описание уровней сознания. Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна корректная дефиниция феномена сознания и человеческого Я. Позже рассматривается феномен Я и субъект в философии Декарта, как понятия оказавшие немаловажное влияние на понимание этого феномена
Введение
Сознание
1. Понятие сознания и его определение
Отличительные черты психики и сознания
Структура и источники сознания
Функции сознания
Активность сознания
Общественная природа сознания
Ш. Самосознание
Понятие самосознания
Структура и формы самосознания
Предметность и рефлексивность самосознания
IV. Заключение
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.В.ПЛЕХАНОВА
Тема: Сознание и самосознание
План реферата:
Предметом учения о сознании, самосознании и разуме является индивидуальное «Я» человека, которое рассматривается в трёх аспектах: а) как оно появляется, б) как развивается, и в) что представляет собой в развитом виде. Иначе говоря, учение о сознании ограничено только рамками эгологии – пониманием феномена человеческого «Я».
Первым корнем сознательного Я каждого человека является его чувство самого себя. Это чувство имеет телесную природу и проявляет себя по формуле: Я есть то, что я в себе ощущаю, а то, что я в себе ощущаю, то и есть моё Я. Оно как мост связывает наше идеальное Я с каждым органом тела, с каждой его клеткой. Соответственно, всё то, что выходит за пределы чувства самого себя и, следовательно, за пределы моего тела, то уже не есть Я или, выражаясь иначе, есть не-Я. Поэтому, когда я говорю о себе «Я», то при этом подразумеваю сразу две вещи: во-первых, что «Я есть», а во-вторых, что «Я есть» по отношению к «не-Я», к окружающему миру.
В силу образовавшейся противоположности окружающий мир становится неким чуждым по отношению к нам объектом, а мы сами в лице своего идеального Я становимся столь же чуждыми по отношению к нему (к миру) субъектами. В результате окружающий нас мир оказывается расположенным как бы за пределами нашего зарождающегося сознательного Я, из-за чего у нас на первых порах даже возникает иллюзия, что мы и противостоящий нам мир чужды друг другу. Но именно образование данной противоположности является условием возникновения и развития сознания человека.
Чтобы преодолеть образовавшуюся противоположность с внешним миром, наше сознательное Я должно создать свою собственную связь с ним, отличную от той, которая присуща нашей душе. Сами по себе ощущения предметов внешнего мира как поступали, так и продолжают самотёком поступать в арсеналы нашей души, но для того чтобы теперь они стали также и достоянием нашего сознательного Я, оно само должно обработать их под себя. Ему требуется ввести их в свои собственные формы: а) обратить на ощущаемый предмет своё внимание, б) сохранить его образ в своём представлении, в) присвоить ему имя и т.д. Только действуя таким активным, созидательным образом, наше Я способно наполнить себя собственным содержанием – знаниями и через это стать подлинным сознанием.
Такая созидательная деятельность нашего Я называется познанием. В ходе познания мы производим знания об окружающем мире, которыми наполняем самих себя, своё сознание. Знания становятся собственным содержанием нашего Я, благодаря которым оно делается сознательным. Познание, следовательно, – это способ существования нашего сознания. Вне, помимо деятельности познания, сознания не существует. Сознание производит знания и состоит из них: со-знание, con-sciences.
Эта работа посвящена проблеме сознания и феномену человеческого Я. В начале работы, в главе «сознание», дается определение понятий «сознание» и «психика» и рассматривается генезис понятия сознания в истории философии.
Ниже, в качестве содержания сознания, дается описание уровней сознания. Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна корректная дефиниция феномена сознания и человеческого Я. Позже рассматривается феномен Я и субъект в философии Декарта, как понятия оказавшие немаловажное влияние на понимание этого феномена
последующими философами. Затем феномен человеческого Я рассматривается в истории философии
II. Сознание
Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.
Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Перейдем к вопросу к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.
Внешними детерминаторами
Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.
Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.
Сознание присуще только
человеку и возникло в
Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной.
Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.
Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.
В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;
б) как члена общества, т. е. как социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины, на которой он работает.
Как же можно определить сознание?
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
2. Отличительные черты психики и сознания
Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема философская и социологическая. При исследовании этих последних сторон сознания необходимо, учитывать достижения естественных и психологических наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения на основе новых данных этих наук.
Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную. Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.
Обычное представление, что сознание человека отличается от психики животных лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки зрения, неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных. Глаз художника, ухо музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроскопом и телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некоторых из этих органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать первой отличительной особенностью сознания человека.
Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все развитие культуры вело не только к тому, что действия человека становились все более разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.