Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Всем все время говорит: «Я сумею, я смогу, Я быстрее пробегу». 

Фея : 

- Доктора, вы догадались, что это за больной? Посмотрите, что появилось на экране? (Буква:  «Я» означает, что этот мальчик  постоянно хвастается,) Давайте поможем  ему, ведь он и не догадывается, почему с ним дети не дружат. Давайте выпишем ему рецепт на лекарство. Как оно у нас будет называться? Назовите слово, противоположное слову «хвастовство», — «скромность». 

- Вот стучится  следующий больной, кто же он? (На экране телевизора лист  бумаги, на котором изображены кляксы.) 

- Это замарашка  Кирилл. Он так же, как и Сереж^ («Якал-ка>>), жалуется на то, что  ребята его дразнят, а почему, он не знает. А дразнят его  вот как: 

Замарашка Кирилл Месяц  в баню не ходил, Столько грязи, столько  ссадин! Мы на шее лук посадим. 

— Давайте и ему  выпишем рецепт. Какое лекарство  вы ему пропишите? Назовите слово, противоположное  по значению слову «неряшливость», - «аккуратность». (Снимает лист бумаги с экрана.) 

- Больные идут  друг за другом. Вот следующий  больной. (На листе бумаги изображены капельки слез.) Он только и знает: чуть что, сразу плачет. С ним так же, как и с предыдущими больными, не хотят играть дети и его постоянно дразнят: 

Плакса, вакса, гуталин 

Проглотил горелый  блин. 

- Это, наверное, очень  тяжелый больной. Давайте поскорее выпишем ему рецепт. Как будет называться лекарство? Подберите слово, противоположное слову «печаль», -- «радость». 

- Доктора, посмотрите  на экран телевизора, он ничего  не показывает. Странно, на нем  только лишь один черный цвет. Наверное, это говорит о тяжелой степени болезни. 

- Оказывается, этого  больного зовут «Злюка». У него  постоянно плохое настроение, и  он всегда говорит другим только  плохие слова. 

- Дети, а вы знаете, что «черные» слова пачкают  нашу речь, портят настроение и здоровье. И хуже становится тому, кто ругается. Вот какой тяжелый случай. Нам необходимо найти лекарство и для него, и для тех, кого он обижает, ведь они тоже страдают. 

- Сначала давайте  представим этого «Злюку», какой  он? (некрасивый, без улыбки...; ему кажется, что и вокруг люди становятся драчливыми и злыми). Давайте попытаемся изобразить мимикой это лицо. 

- Теперь пропишите  ему лекарство. Что нужно предпринять  в первую очередь? (Улыбнуться, извиниться.) 

- Всегда ли мы  умеем вовремя извиниться? Вы знаете историю про индуса и слона. Как поступил хозяин? Каким образом слон спас хозяина? Понял ли хозяин, что был не прав по отношению к слону? Что он сделал? Правильно, ребята, хозяин понял, что был не прав, и извинился — он отдал хлеб слону. 

- А вы, мои помощники, всегда ли во время извиняетесь? 

- Что вы посоветуете  тем людям, которые страдают  от «Злюки», расстраиваются, плачут  или жалуются на него другим? 

- Я думаю, что  им нужно достойно ему ответить, вот так: «Кто как обзывается, тот так и называется». Получается, что плохие, черные слова возвращаются ему обратно. 

- Уважаемые доктора,  наверное, и с вами бывает такое,  что вы обзываете кого-то, дразните. Часто это бывает тогда, когда  у вас плохое настроение. Пока  вы в таком настроении, то дружбы  и радости не может быть, так как все вокруг будут восприниматься как враги. Чтобы снять это настроение, выполняйте игровые упражнения, которые вы уже знаете: «Факиры», «Шалтай-Болтай». 

- А с вами бывает  такое, когда вам хочется кого-нибудь  обидеть, нашкодничать (отобрать игрушку, толкнуть)? Но вы это делаете как бы понарошку. Чтобы так себя не вести, выполняйте упражнение «Выдержанный человек». (Дети встают и выполняют упражнение.) 

- Встаньте широко  расставив ноги, сильно обхватите  себя руками, в таком положении, попробуйте не сходить с места и приговаривайте: «Я — выдержанный человек». 

- К нам обращаются  за советом больные, которые  не могут вести себя хорошо  по отношению к другим: они  дерутся, оскорбляют... 

— Как им помочь? 

- Сейчас мы проиграем  с вами такую ситуацию. Один ребенок должен изобразить, что он играет с игрушкой, другой ребенок должен подойти к нему и начать мешать ему, отбирать игрушку. (Дети проигрывают ситуацию.) 

- Как вы думаете,  как поступит ребенок, у которого  отнимают игрушку? В этом случае все дети поступают по-разному. Хотите узнать как? Мы предложим ему пилюли «Буратино», «Папа Карло», «Карабас-Барабас»; после того как он их примет, он будет вести себя как эти сказочные персонажи. Хотите узнать, как они действуют? 

— Как вы думаете, как будет вести себя ребенок после пилюли «Буратино»? (Расплачется, обидится, побежит жаловаться взрослым.) 

- А после пилюли  «Папа Карло» как поведет себя  ребенок? (Он будет вести себя  как справедливый и добрый  Папа Карло. Он. скажет, что сначала  нужно не отнимать игрушку, а попросить ее.) 

— После пилюли «Карабас-Барабас» как поведет себя ребенок? (Он может  нагрубить, затеять драку.) 

— А вы, мои помощники, как ведете себя в таких ситуациях? Назовите сказочного героя. 

- Вы сегодня славно  потрудились. Всем выписали нужные лекарства, и теперь наши больные быстро поправятся. Мне очень хочется, чтобы вы — мои помощники — всегда доброжелательно относились друг к другу (не обижали, не оскорбляли). 

Фея предлагает игру «Волны». 

- Вы любите, наверное, купаться в речке, в пруду, в море. Почему? Наверное, в море обычно бывают большие волны, они ласково омывают людей. Если бы они умели говорить, то они, возможно, произнесли бы слова: «Мы любим вас...». Давайте превратимся в морские волны, попробуем, как они, надвигаться и шуршать, когда они накатываются на прибрежные камешки. Теперь по очереди можно искупаться в море. Купающийся становится в центр, «волны» - дети по одному подбегают к нему, поглаживают его, проговаривая слова. 

Фея прощается с  детьми. 

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 

Цель: закрепить в  речи детей употребление этикетных  формул (приветствия, прощания, благодарности); совершенствовать умение использовать неречевые средства общения (мимику, жесты, пантомимику); воспитать дружеские  отношения в группе детей. 

Дети заходят, осматриваясь по сторонам, в зал и останавливаются  в центре, звучит музыка. В самом  центре стоит Фея. 

Фея : 

- Здравствуйте, дети! Вы, наверное, очень хотите узнать, куда вы попали. Вы находитесь  в волшебной стране, Стране Вежливости. А я здесь хозяйка, зовут меня Фея-Здравствуйте. А вы кто такие? А какие добрые слова вы знаете? (Каждый из детей читает по две строчки стихотворения О. Дриз «Добрые слова».) 

Дети: 

Добрые слова не лень 

Повторять нам трижды в день, 

Только выйдем за ворота, 

Всем идущим на работу, 

Кузнецу, врачу, ткачу: 

«С добрым утром!»  — мы кричим. 

«Добрый день!» —  кричим мы вслед 

Всем идущим на обед. 

«Добрый вечер!» —  так встречаем 

Всех домой спешащих к чаю. 

Фея: 

— Вот какие вы молодцы! А в группе вы дружно живете? Вы, наверное, и друг с другом вежливо разговариваете? (Дети поют «Песенку друзей».) 

Фея : 

— Вы мне очень  понравились. Дружно и весело вы живете. А теперь располагайтесь так, чтобы  вам было удобно. (Дети садятся на стульчики.) 

Фея : 

- Дети, у нас беда! Злой волшебник Группи-Группи Ян замуровал добрые слова, веселые песни, смех, музыкальные звуки в стены; заколдовал животных и детей. Теперь у нас все хмурые, грубые, обижаются друг на друга. А помочь нам сможет только тот, кому пошел шестой уж год. Ребята, помогите нам! Вы согласны? Тогда начнем с самого главного. Нам необходимо вернуть все волшебные слова на свои места, вот на эти волшебные страницы. (Фея читает «волшебные строчки», дети хором называют пропущенное слово.) 

Растает даже ледяная  глыба  

От слова теплого (спасибо).  

Зазеленеет старый пень,  

Когда услышит (добрый день).  

Если больше есть не в силах,  

Скажем маме мы (спасибо),  

Мальчик вежливый и  грамотный  

Говорит, встречаясь, (здравствуйте). 

 А во Франции  и в Дании  

На прощание говорят (до свидания). 

Фея : 

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Опять волшебные слова появились  на своем месте. А теперь  вам необходимо расколдовать наших животных. Злой волшебник превратил их в картинки, вот такие. (Показывает и раздает их детям.) Вам нужно их оживить, а я вам подскажу особенности каждого из них (грустного пингвина, встревоженного кота, радостного кролика, хмурого орла, разгневанного поросенка). 

(Дети изображают  мимикой и пантомимикой животных.)  

Фея : 

- Вы и с этим  заданием хорошо справились. Звери  ожили. Ребята, слышите? Что это  за странные звуки? Да ведь  это сам Группи-Грушш Ян пришел  к нам. Наверное, ему не нравится то, что вы снимаете его страшные заклятия. 

Злой волшебник: 

- Это кто хозяйничает  здесь? Опять добренькая Фея.  А это еще кто? (Обращается к  детям.) 

Фея : 

- Это мои помощники,  дети из детского сада, самые  веселые, дружные и вежливые. Они  помогают мне разрушить твое колдовство. 

Волшебник: 

- Ну, это мы еще  посмотрим. 

Фея: 

— Дети! Теперь нам  нужно вернуть веселую музыку. А для этого необходимо мальчикам  подойти к девочкам, обратиться к  ним по имени, подать руку, заглянуть  в глаза и вежливо пригласить на танец. Если вы с этим справитесь, то обязательно зазвучит веселая музыка. (Дети исполняют танец «польку».) 

Фея : 

— Дети, вы и с  этим заданием успешно справились. И приглашаете, и танцуете вы красиво. (Злой волшебник огорчен, щиплет себя за бороду.) Теперь веселая музыка всегда будет звучать всегда в нашей стране. (Детский оркестр исполняет музыкальное произведение.) 
 

— А теперь нужно  расколдовать детей нашей страны, превратить их из невоспитанных в  вежливых. Это чудо произойдет, если вы им дадите вредные советы. 

Колдун: 

- Вот это здорово!  Вот это по-моему! Молодцы, дети, вы мне понравились. (Инсценировка  стихотворения.) 

Если к папе или  к маме 

Тетя взрослая пришла 

И ведет какой-то важный 

И серьезный разговор, 

Нужно сзади незаметно 

К ней подкрасться, а потом 

Громко крикнуть прямо в ухо: 

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!» 

И когда со стула  Тетя 

С перепугу упадет 

И прольет себе на платье 

Чай, компот или кисель, 

То, наверно, очень  громко 

Будет мама хохотать, 

И, гордясь своим  ребенком, 

Папа руку вам пожмет. 

За плечо возьмет  вас папа 

И куда-то поведет. 

Там, наверно, очень  долго 

Папа будет вас  хвалить. 

Фея : 

- Молодцы дети! Посмотрите, как переживает злой волшебник,  Он теряет свои колдовские, черные  силы. Теперь нам нужно вернуть  веселые песни. А вы знаете какую-нибудь? Спойте, пожалуйста. (Дети поют песню «Звонко капают капели».) 

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками