Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 384.00 Кб (Скачать)

«Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику  лапу и сказал, что ему пора идти. 

— Уже пора? —  вежливо спросил Кролик. Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся. Но вслух  он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик. Вслух он спросил: 

— Уже пора? 

- Ну, — замялся  Пух, — я мог бы побыть  еще немного, если бы ты... если  бы у тебя... — запинался он  и при этом почему-то не сводил  глаз с буфета. 

— По правде говоря, - сказал Кролик, - я сам собирался пойти погулять. 

— А-а, ну хорошо, тогда  и я пойду. Всего хорошего. 

- Ну, всего хорошего...» 

(А. Милн) 

Фея: 

— Как прощаются  Пух и Кролик? Какие слова они  произносят при этом? (Всего хорошего.) Как вы думаете, можно так прощаться? А какие слова вы произносите, когда уходите из гостей? Что можно пожелать гостеприимным хозяевам? 

— Дети, сейчас вы услышите, как прощаются Малыш и Карлсон. 

«Привет! — крикнул  Карлсон. -- Теперь вам волей-неволей  придется некоторое время обойтись без меня. Я тороплюсь. 

— Привет, Карлсон! —  крикнул Малыш. -- Тебе в самом  деле пора улетать? 

— Так скоро? —  печально добавила фрекен Бок. 

— Да, мне надо поторопиться! — крикнул Карлсон. — А то я  опоздаю к ужину. Привет! - И он улетел». 

(А, Лиидгрен) 

— Какое слово  употребил при прощании Карлсон? (Привет.) Как вы думаете, он ничего не перепутал? Можно ли при прощании с незнакомыми взрослыми сказать  «привет»? 

— Что вы говорите при расставании с родителями, со своими друзьями? 

— Давайте разыграем  с вами такие ситуации. Кто-то из вас будет исполнять роль ребенка, а кто-то роль взрослых. 

1. Представьте, что  на вокзале взрослые (мама, папа) провожают своих детей отдыхать  к бабушке и дедушке. Подумайте,  что и как вы будете говорить  друг другу. 

2. Представьте, что уже поздно, и вы ложитесь спать. Какие слова вы скажете друг другу? Покажите, как это делают ваши родители. 

Фея: 

- Дети, вот и настало  время расставания. Какие слова  прощания вы сегодня произносили? 

- Давайте по русскому  обычаю присядем перед дальней дорогой и хорошенько подумаем, что ожидает каждого из нас. 

Воспитатель: 

- Давайте Фею поблагодарим  и попрощаемся с ней до следующей  встречи. Подумайте, какие слова  мы для этого употребим? А  можно ли сказать слово «прощайте»? Когда мы произносим это слово, то уверены в том, что уже не встретимся с ней никогда. А вы хотите еще встретиться с Феей? 

- Теперь каждый  из вас должен подумать и  пожелать Фее что-то доброе  и приятное. (Дети произносят свои  пожелания.) 

Дети: 

- До свидания, Фея!  Воспитатель: 

- А теперь нам  пора отправиться в путь. (Дети  садятся на ковер.) 

Нам желают:  

— Доброго пути!  

Будет легче.  

Ехать и идти.  

Приведет, конечно,  

Добрый путь  

Тоже к доброму  

Чему-нибудь. 

(А. Кондратьев)  

Воспитатель: 

- Дорога нас сильно  утомила, давайте немного отдохнем. Поиграем в игру «Факиры». Сядьте в позу лотоса, закройте глаза и медленно опустите голову себе на грудь. 

ЗАНЯТИЕ № 5 

Цель: обучить детей  уместному использованию слов благодарности. 

Материалы и оборудование: изображения-иллюстрации: мальчик, девочка, слоненок. 

Предварительная работа: нарисовать рисунок на тему «Подарок другу». 

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; прием ТРИЗ «Что было бы, если...»; проигрывание ситуации; игра, направленная на двигательное раскрепощение. 

Ход занятия: воспитатель  предлагает игру «Любимый сказочный  герой». Цель: развивать умение изображать любой сказочный образ при  помощи жестов и мимики. 

— Вспомните своих  любимых сказочных героев, на которых  вам хотелось быть похожими. По очереди представьтесь от имени героя, например «Я — Золушка» и подвигайтесь, как ваш герой, изобразите, что он любит делать. 

(Появляется Фея.  Она приветствует детей.)  

Фея : 

- Дети, я сейчас  вам прочитаю стихотворение-загадку,  послушайте. 

Маша знала слов немало,  

Но одно из них  пропало,  

И оно-то, как на грех,  

Говорится чаще всех.  

Это слово ходит  следом  

За подарком, за обедом,  

Это слово говорят,  

Если вас благодарят. 

(И. Токмакова) 

— Ребята, кто догадался, что это за слово? (Спасибо.) Что это слово означает? Когда мы его произносим? (Когда благодарим другого за что-то.) 

- Кого вы благодарите  и за что? 

Когда это слово  можно услышать в транспорте? (Когда  человеку уступили место.) В магазине? (Когда продавец отдает покупку.) В парикмахерской? (Когда подстригли или сделали прическу.) 

- Кто знает, как  еще можно поблагодарить человека? Назовите слова. (Благодарю, большое  спасибо.) 

- А теперь послушайте, как благодарят дети своих  родителей. 

После обеда  

Мать сына спросила:  

— Что нужно сказать? —  

Сын ответил: — Спасибо! —  

Спроси у знакомого  и у соседа,  

Что говорят они  после обеда?  

Каждый вам скажет, что не красиво  

После обеда Забыть про спасибо.  

А Лидочка наша  

Иначе воспитана.  

После обеда  

Всегда говорит  она:  

- Я не бу-ду  

Мы-ть по-су-ду! 

(В. Татаринов) 

— Как вы думаете, почему мама напоминает сыну о том, что нужно сказать слово «спасибо»? 

- А вы всегда  говорите это слово вашим родным  после приема пищи (после завтрака, обеда, ужина)! 

- Можно ли Лидочку считать воспитанной девочкой? 

- Есть ли среди  ваших знакомых такие дети, которые  так отвечают родителям? 

- Как вы думаете,  как можно поблагодарить другого,  не произнося слово «спасибо»? (При помощи, жеста.) 

- Дети, вы, наверное, любите получать подарки. Сейчас вы поучитесь принимать их. Вы, я знаю, дома нарисовали подарок друг другу. Теперь каждый из вас будет преподносить другу свой подарок. Продумайте, как можно поблагодарить (употребляя слова и без слов). (Проигрывается ситуация.) 

- Дети, вы были очень приветливы, и каждый по своему поблагодарил за подарок. Воспитатель дарит Фее рисунок с изображением маленького слона. Фея благодарит воспитателя и показывает подарок детям. 

— Послушайте, какая  история произошла со слоненком. 

«СЛОНЕНОК — МАЛЮТКА» 

В лесу заблудился слоненок-малютка, 

Слоненку в лесу одиноко и жутко. 

Спустилась, сгустилась вечерняя мгла... 

Спасибо, знакомая утка 

Малютку домой привела. 

Слониха от радости  громко трубила 

И даже слоненка отшлепать  забыла. 

(В. Татаринов) 

— Что же случилось со слоненком? Кто помог ему выбраться из лесной чащи? Как вы думаете, какие слова скажет мама-слониха знакомой утке? 

— Дети, когда же мы произносим слова благодарности? (Когда нам что-то подарили, когда  нам сделали что-то приятное, когда  благодарим кого-то за его труд, когда нам оказали помощь. В магазине — когда что-то купили, в парикмахерской — когда нас подстригли; в транспорте — когда нам уступают место...) 

- Ребята, как вы  думаете, что было бы, если бы  люди перестали благодарить друг  друга? Какими бы стали люди? 

Фея : 

- Сегодня вы узнали  много интересного про слова  благодарности. Я думаю, что  после нашей встречи вы никогда  не будете забывать говорить  их. (Предлагает детям игру «Походки».) 

- Изобразите походки  различных людей и животных, походите, как старик, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как котенок, как лев, как медведь. 

Фея прощается с  детьми до новой встречи. 

ЗАНЯТИЕ № 6 

Цель: обучить детей  умению выражать свое настроение и  чувствовать эмоциональное состояние  другого. 

Материалы и оборудование: иллюстрации-изображения людей с разным выражением лица (грусти, радости, страха, удивления); пиктограммы — схематичное изображение лица с выражением грусти, радости, страха, удивления; аудиокассета с записью музыки; раздаточный материал: листы бумаги и краски. 

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; слушание музыки; рисование  пиктограмм; игра, направленная на двигательное раскрепощение. 

Ход занятия: воспитатель  предлагает детям игру «Пошли письмо».  

Цель: воспитывать  гуманные отношения друг к другу. 

Выбирается ведущий. Дети становятся в круг и берутся  за руки. Водящий становится в центр  круга. Он говорит (например): «Я посылаю  письмо от Сережи к Лене». Ребенок  начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше. Почтальон должен «перехватить» письмо. 

Появляется Фея. Она  здоровается с детьми.  

Фея : 

- Я сегодня приглашаю  вас в путешествие по волшебным  странам с необычными названиями. Название страны соответствует настроению тех людей, которые живут в них. (Показывает иллюстрации, в которых изображены люди с разным выражением лица: удивления, страха, гнева, печали, радости.) Для этого мне нужно взмахнуть волшебной палочкой. 

- Вот мы с вами попали в первую страну. Вы слышите, здесь звучит мелодия. (Запись музыки таинственного характера.) 

~ Дети, какой характер  у музыки? (Таинственный.) Кажется,  что сейчас что-то произойдет, и мы с вами удивимся. Как  вы думаете, какие люди здесь живут? Какое выражение лица у них? (Удивления.) Подойдите ко мне и выберите иллюстрацию, на которой изображен человек с этим настроением. А теперь попробуйте это настроение изобразить. Какое выражение глаз, рта, бровей при этом? (Показывает пиктограмму.) 

~ Правильно, ребята, когда мы удивляемся, то брови  у нас приподняты, рот приоткрыт,  глаза широко раскрыты. 

- Дети, что вас  удивило совсем недавно? Чему  удивляются ваши родители? 

- Так как же  называется эта страна? (Удивление.) 

- Сейчас мы с  вами попадем в другую страну. Послушайте, какая музыка звучит здесь. Назовите ее характер. (Веселая, жизнерадостная, светлая, праздничная.) С каким настроением живут здесь люди? (С настроением радости.) Выберите иллюстрацию, на которой изображен человек с этим настроением. Попробуйте изобразить, как люди радуются. (Показывает пиктограмму.) Уголки рта приподняты, глаза немножко прищурены. Как вы думаете, какие цветы в этой стране растут, какие животные обитают (в соответствии с этим настроением), какое здесь время года? 

- Дети, чему вы  радуетесь? Как вы думаете:  «Радость — это когда...» (Дети  продолжают.) 

- Ребята, если бы  вы стали рисовать эту страну, то какого цвета краски вы  использовали? 

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками