Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа
Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Помчалась на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Ее думы-заботы:
«Вернусь —
Хорошо бы пошить,
почитать...
Да надо
С уборкой возиться
опять».
И ты совершаешь
Веселое чудо -
Ковер засверкал, засияла
посуда!
И ахнула мама, вернувшись
домой:
«Да это как в
сказке! Волшебник ты мой!»
(С. Погореловский)
- А вы делаете
добрые дела родным? Расскажите
о своем добром деле. (Каждому
ребенку предлагается взять
— Вот какой красивый
цветок вежливости получился у нас.
- Дети, ваша семья
— это самое дорогое, что
есть у вас на свете. Ее
надо любить и беречь. Семьи
бывают разные — большие и
маленькие. (Фея с детьми рассматривают
на стенде фотографии и
- Какие вы молодцы,
помогаете своим родным. Ну просто
волшебники!
- Дети, часто бывает
так, что мама уставшая
Если в доме кто-то
плачет,
Вы ему скажите,
что
Ходит ежик по лесу,
Барабулька на носу!
Ежик ей ладошкой
машет,
А она поет и пляшет!
Если хочешь, мы с тобою
Завтра тоже в
лес пойдем
И такую барабульку
Обязательно найдем.
—Вы настоящие помощники
у мамы. А вот есть такие дети,
которые не замечают, что маме тяжело,
что она устала, что ей надо помочь.
- Вот эти дети.
Узнаете их? (Фея обращает внимание
детей на иллюстрации к сказке «Кукушка».)
Беседа по иллюстрации:
- Какое настроение
у детей? Что они делают? Чем
занята мама? Что же произошло?
- Дети, посмотрите
внимательно на иллюстрации.
- А теперь, волшебники,
вы должны показать свое волшебство.
Представьте, что мы с вами находимся в
одной семье. (Распределение ролей: мама
и дочка.)
- Уставшая мама
пришла с работы, дочке необходимо
поднять настроение: рассказать
веселое стихотворение, обнять
маму, сказать теплые слова...
- Вы прекрасно справились
с заданием. А есть такие дети, которые
огорчают маму. Послушайте, какая история
произошла с одним из таких детей:
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не
выйдем,
Не сходим с ней
никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу...
Возьму я мешок
за плечи.
Я хлеба кусок
найду,
Найду я палку
покрепче,
Уйду я, уйду в
тайгу!
Я буду ходить по следу,
В страшный-страшный
мороз.
И через бурную реку
Буду я строить
мост.
И буду я главный
начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой...
И вот будет вечер
зимний,
И вот пройдет
много лет,
И вот в самолет
реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего
рожденья
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
(Э. Мошковская)
- Как вы думаете,
чем так сильно мальчик обидел
маму? Жалеет ли он, что так
поступил? На что он надеется?
Давайте попробуем с помощью
мимики изобразить эту историю.
(Стихотворение читается еще
Фея:
- Вы сегодня много
добрых дел совершили. Спасибо
вам. Теперь настало время
ЗАНЯТИЕ № 11
Цель: закрепить у
детей доброжелательное отношение
к близким (сочувствие и сопереживание
к маленьким детям).
Материалы и оборудование:
иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»; лепестки
волшебного цветка.
Предварительная работа:
чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»,
рассказа Л. Стрелковой «Данила и
малыш».
Методы и приемы:
игра, направленная на создание психологического
микроклимата; рассматривание иллюстраций;
проигрывание ситуации; ТРИЗ (сказка-перевертыш);
игра, направленная на расслабление.
Ход занятия: воспитатель
предлагает игру «Снежный ком». Цель: воспитать
гуманное отношение детей друг к
другу посредством осознанного
использования имен.
Дети садятся в
круг. Первый ребенок называет свое
имя, второй называет имя первого
и свое, третий имя второго, первого
и свое и т.д. Можно прибавить
какое-то качество (Коля — веселый,
нежадный...).
Появляется Фея, Она
обращается к детям:
- Дети, сегодня мы с
вами отправимся в сказку. А в какую, сейчас
вы узнаете. (Внимание детей обращается
на стенд с иллюстрациями.)
- Как называется
сказка? Какие главные герои здесь
изображены? Кто украл братика
у сестрицы Аленушки? Легко ли
было ей спасти братца? С кем она
встретилась на своем пути? Какой была
девочка? Как она вела себя, как отвечала
печке, яблоньке, реченьке? Как нужно было
поступить девочке, чтобы быстрее найти
братца? Правильно: если бы девочка была
вежливой, приветливой, то она быстро нашла
бы своего брата.
- Дети, мы нашли
волшебное зеркало. С его
- А теперь надо
оживить наши иллюстрации, давайте
подберем каждой из них определенный цвет.
Какое чувство каждая иллюстрация у вас
вызывает? (Дети подбирают цвет к иллюстрациям
в соответствии с чувствами.)
- В любой сказке
добро всегда побеждает зло.
А вы, добрые волшебники, тоже
можете сделать чудо для своих младших
братьев и сестер.
— Как зовут их,
как вы заботитесь о них? Как вы
утешаете их, когда они чем-либо расстроены?
А хотите ли вы узнать, как Карлсон
успокоил малышку?
«Вдруг где-то поблизости
раздался громкий плач грудного младенца.
Малыш еще раньше слышал, что кто-то плакал,
но потом плач прекратился. Видимо, ребенок
на время успокоился, а сейчас снова принялся
кричать. Крик доносился из ближайшей
мансарды и звучал жалостно и одиноко.
- Бедная малютка!
- сказал Малыш. - Может быть, у
нее болит живот.
— Это мы сейчас выясним,
- отозвался Карлсон... Он подошел
к кроватке, в которой лежал
ребенок, и пощекотал его под
подбородком своим толстеньким
указательным пальцем.
— плюти-плкуги-плют!
— сказал он шаловливо, затем, обернувшись
к Малышу, объяснил: -- Так всегда говорят
грудным детям, когда они плачут.
Младенец от изумления
на мгновение затих, но тут же разревелся
с новой силой.
- Плюти-нлюти-нлют! —
повторил Карлсон... Но закончить
ему не удалюсь, так как
- Плюти-плюти-шпот! —
раздраженно прорычал Карлсон и стал трясти
девочку. - Слышишь, что я тебе говорю? Плюти-плюти-шпот!
Понятно?
Но девочка орала
во- всю глотку, и Малыш протянул
к ней руки.
- Дай-ка я ее
возьму, — сказал он...
- Не плачь, маленькая!
—-сказал Малыш. -- Ты ведь такая милая...
Девочка затихла, посмотрела
на Малыша серьезными блестящими глазами,
затем снова улыбнулась своей
беззубой улыбкой и что-то тихонько
залепетала».
- Какие же слова
утешения использовал Карлсон?
- Вспомните, как
утешал малыша Данилка? (Он стал вместе
с ребенком петь песню, для того чтобы
его отвлечь.)
- А у вас есть
любимая песня?
- Успокоить можно
не только песней, но и при
помощи рисунка. Дети, попробуйте
после нашей встречи
Фея :
- Вот и подошла
к концу наша встреча. Давайте
с вами отдохнем. (Предлагает игру
«Каждый спит».)
Фея произносит:
На дворе встречает
он Тьму людей, и каждый спит: Тот
как вкопанный сидит, Тот не двигаясь
идет, Тот стоит, раскрывши рот.
(В.А. Жуковский)
Фея подходит к фигурам
детей, застывшим в разных позах.
Она пытается их разбудить, беря за
руки,
Фея прощается с
детьми.
ЗАНЯТИЕ № 12
Цель: обучить детей
адекватному поведению- в конфликтной
ситуации; воспитать гуманное отношение
у детей друг к другу — не унижать достоинство
другого.
Материал и оборудование:
шапочки врача на каждого ребенка;
изображения-иллюстрации детей («Якалка»,
«Плакса», «Замарашка», «Злюка»); волшебная
палочка; иллюстрации с изображениями
буквы «я», слез, хаотичных пятен; иллюстрация
черного цвета.
Предварительная работа:
чтение рассказа Б. Житкова «Как слон
спас хозяина от тигра».
Методы и приемы:
игра на создание благоприятного психологического
микроклимата; прием ТРИЗ (цепочка слов);
проигрывание ситуации; игровое упражнение,
направленное на воспитание гуманного
отношения друг к другу.
Ход занятия: воспитатель
предлагает игру «Комплимент». Цель: помочь
детям увидеть свои положительные
стороны и почувствовать, что
каждый из них принимаем и ценим другими
детьми.
Дети становятся
в круг. Воспитатель:
— Дети, каждый из вас
должен сейчас обратиться к другому
со словами: «Мне нравится в тебе...»,
— а дальше скажите, что вам
нравится в вашем товарище (особенности
внешнего вида, характера).
Появляется Фея. Она
обращается к детям:
- Здравствуйте, дети!
Помогите сегодня мне вылечить
больных. Я сейчас вас
— Вот и первый
пациент. Его зовут Сережа. Больной
жалуется на то, что дети с ним
не играют, его не любят, а постоянно
дразнят вот так:
«Наша утка — крякалка,
А Сережа — Якалка».
Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками