Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 384.00 Кб (Скачать)

4. Для совершенствования  у детей умения общаться без  слов сначала дайте им распознать  изображенный жест (на рисунке,  фотографии, диафильме), а затем предложите  игры: 

- «Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение; 

- «Походки» —  один ребенок изображает походку  кого-либо (человека, животного, птицы  и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; 

- «Иностранец» —  один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы; 

- «Расскажи стихи  без слов». «Изобрази пословицу». 

5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям: 

- изобразить, как  бушует море, каким голосом говорит  Баба Яга, Золушка и другие  сказочные персонажи; 

- произнести знакомое  четверостишие - шепотом, максимально  громко, как робот, со скоростью  пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично. 

6. Для развития  у детей эмпатии и эмпатийного  поведения предложите им: 

- участие в кукольном  спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то  в качестве актеров (происходит  сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение); 

- сюжетные творческие  игры, с повторением сцен - ребенок  играет сначала одну роль, затем  тут же другую (это помогает  научить детей видеть эмоциональное состояние другого); 

- разговор по телефону  со сказочными персонажами, выражая  свое отношение к тому или  иному персонажу; 

- следующие упражнения, игры: 

- «Опиши друга» - двое детей становятся спиной  друг к другу и по очереди  описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее; 

- «Подари подарок  другу» - при помощи мимики и  жестов дети изображают подарок  и дарят его друг другу; 

- «Царевна-Несмеяна»  - дети пытаются развеселить одного  ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру; 

- «Сравнения» - дети  сравнивают себя с какими-то  животными, растениями, цветами,  а затем совместно со взрослым  обсуждают, почему они выбрали  такое сравнение; 

- «Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего. 

7. Для развития  у детей умения вести себя  в конфликтной ситуации проанализируйте  с детьми такие ситуации, которые  имели место в прошлом опыте  детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением Карабаса-Барабаса, Бармалея и т.д. 

8. Для закрепления  коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей. 

Осуществляя работу с родителями, важно учитывать, что «субъект -субъектные» отношения в семье предполагают: 

1) гуманные отношения  между супругами в процессе  общения, косвенно влияющие на  взаимоотношения детей; 

2) гуманные отношения  между детьми, являющиеся результатом  воспитательной деятельности родителей. 

Принимая это во внимание, родителям необходимо предложить два вида рекомендаций для: 

- совершенствования  собственных умений межличностного  общения; 

- формирования гуманных  отношений с детьми в процессе  общения и совершенствования  умений общения у детей. 

Список литературы  

1.   Аружанова  А.Г. Речь и речевое общение  детей// - М.: Мозаика – Синтез, 2002г. 

2.   Бодолев  А.А. Личность и общение // - М.: Педагогика, 1983 – 272с. 

3.   Бычкова  С.С. Формирование умения общения  со сверстниками у старших  дошкольников 

4.   Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология // - М.: Просвещение, 1988, с.148-161 

5.   Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения  в детском возрасте. //Учебное  пособие – М.: А.П.О., 1996 – 102с. 

6.   Годовикова  Д.Б. Влияние общения со взрослым  на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии // - М.,1980 

7.   Годовикова  Д.Б. О подходе к изучению  влияния общения со взрослыми  на общение ребенка со сверстником. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // - М.,1979 

8.   Годовикова  Д.Б. Общение и познавательная  активность у дошкольников // Вопросы  психологии, 1984, №1. 

9.   Годовикова  Д.Б., Гаврилова Е.И. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение. Краснодар // - 1998 

10.             Деревянко Р.И. Особенности мотивов  общения со взрослым и сверстниками  у дошкольников: Дис. кандидат  психологических наук // - М., 1983 

11.             Залысина И.А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками// - М., 1985. 

12.             Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые  особенности психического развития  дошкольников, воспитывающихся вне  семьи// Вопр. психологии. 1985. № 4. 

13.             Залысина И.А. Особенности общения со взрослым и сверстниками у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания// Вопросы психологии, 1992г. 

14.             Залысина И.А. Потребность в  сопереживании у старших дошкольников, воспитывающихся в семье и вне семьи// - М., 1982. 

15.             Землянухина Т. М. Особенности  общения и познавательная активность  у воспитанников яслей и домов  ребенка // - М., 1982. 

16.             Кемпит С.А. // Психопаталогия неврозов, Варшава, 1995. 

17.             Лисина М.И. О механизме смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопросы психологии. 1998. № 5 

18.             Лисина М.И. Общение детей со  взрослым и сверстником: общее  и различное// Исследование по  проблемам возрастной и педагогической  психологии. М., 1980. 

19.             Лисина М.И. Проблемы онтогенеза  общения. М., 1986. 

20.             Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление  потребности детей в общении  со взрослыми и сверстниками// Исследования по проблемам возрастной  и педагогической психологии. М., 1990. 

21.             Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение  становления потребности в общении  со взрослыми и сверстниками  у детей раннего возраста// - М., 1999. 

22.             Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология  самопознания у дошкольников // Кишинев, 1983. 

23.             Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование  избирательных привязанностей у  дошкольников//Генетические проблемы  социальной психологии. Минск, 1985. 

24.             Леонтьев А.Н. / Деятельность и  общение // Вопросы философии, 1999, №1. 

25.             Митева Л.Б. Соотношение уровней  общения дошкольников со взрослым  и сверстником// - М., 1984. 

26.             Мухина В.С. Психология дошкольника  // - М.,1997 

27.             Немов В.С. Психология.// Т.2, М., 2004г. 

28.             Отношения между сверстниками в группе детского сада// Под ред. Т.А. Репиной, - М, 1998 

29.             Пиаже Ж. Избранные психологические  труды// - М.: Просвещение, 1994 

30.             Развитие общение дошкольников  со сверстниками// Под ред. А.Г.Рузской, - М., 1989. 

31.             Рейнстейн А.Э. Задачи и средства  общения дошкольников- со взрослыми  и сверстниками// - М., 1988. 

32.             Рейнстейн А.Э. Особенности, речи  дошкольников в общении со  взрослым и сверстником// - М., 1996. 

33.             Рейнстейн А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников// - М., 1993. 

34.             Репина Т.А. Социально-психологическая  характеристика группы детского  сада// - М., 1988 

35.             Рубиншетйн С.Л. // Основы общей  психологии // - М., 1989. 

36.             Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. К  вопросу о психологической природе  жалоб дошкольников. М., 1980. 

37.             Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как  относиться к жалобам дошкольников// Вопросы психологии. 1983. № 4. 

38.             Рузская А.Г., Рейнстейн А.Э. Речь дошкольников в общении со сверстником// Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985. 

39.             Силвестру А.И. Основные факторы  развития образа самого себя  у дошкольников// Исследования по  проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. 

40.             Силвестру А.И. Роль индивидуального  опыта и опыта общения в  формировании у дошкольников  представления о своих возможностях: // - М., 1998. 

41.             Смирнова Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников// - М., 1987. 

42.             Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследования  общения дошкольников со сверстниками (обзор американской литературы)//Вопросы  психологии. 1988. № 2. 

43.             Смирнова Е.О., Калягина Е.А. особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников// Вопросы психологии, 1988, №3 

44.             Смирнова Р.А. Зависимость отношения  дошкольников к сверстнику от  содержания общения// Экспериментальные  исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1999. 

45.             Смирнова Р.А. Использование метода  «доверенных лиц» при изучении  общения дошкольников// Новые исследования  в психологии. 1981. № 1. 

46.             Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. М., 1981. 

47.             Спок Б. // Оебенок и уход за  ним // - М., 1981. 

48.             Терещук Р.К. Особенности общения  со сверстниками как основа  популярности дошкольников// - М., 1986.  

49.             Терещук Р.К. Показатели популярности  детей по результатам социометрической  методики и наблюдению реального  взаимодействия дошкольников со  сверстниками// Новые исследования  в психологии. 1986. №1. 

50.             Цукерман Г.А. // Формирование учебной деятельности в коллективно – распределительной форме // - М. 1991. 

51.             Якобсон С.Г. Психологические  проблемы этического развития  детей// - М., 1984 

Приложение 1  

Таблица 1. Характеристика избирательных взаимоотношений детей в группе

 

п/п  Дети, которые выбирали Общ. количест-во выборов Число взаимных выбо-ров

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 Аубекова Ж.    +  +    +      2 -

2 Батура В.   Å      Å    Å   5 3

3 Бахмацкая С.  Å       Å   +    5 2

4 Бубнова Г.  +     +  Å       3 1

5 Галицкая Т.   +   Å    +      4 1

6 Готавлин Р.     Å      Å Å    3 3

7 Индюкова Н. +   Å          +  1 1

8 Иваненко Н.     +      Å    + 2 1

9 Конакбаева А.  Å Å +            6 2

10 Колодкина А. +       +       + 2 -

11 Кудайбергенов Т.     Å   Å    +    2 2

12 Сафаров В.      +   Å      Å 4 2

13 Сухоплечев Д.  Å +      +       1 1

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками