Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа
Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
- Дети, теперь нам
надо открыть второй замок.
Для этого мы с вами проиграем
такую ситуацию. Двое детей должны
поприветствовать друг друга,
спросить, чем будет заниматься
каждый вечером, но при этом они
должны стоять спиной друг к другу. (Двое
детей проигрывают ситуацию.)
- Дети, удобно ли
вам было приветствовать друг
друга? Что вам мешало при
этом?
- Правильно, вы
заметили, что разговаривать было
трудно, так как вы не смотрели
в глаза друг другу. Вспомните
интересную историю про мальчика Павлика.
Как он произносил волшебное слово? (Спокойно,
вежливо, глядя в глаза.)
- А с вами или
вашими друзьями бывает такое,
когда вы хотите начать
- Вот мы с вами
раскрыли вторую тайну, и
- Дети, как вы думаете,
какие приятные слова можно
сказать при встрече друг с
другом? Можно сказать комплимент
— несколько добрых слов. Восхититься
красивой одеждой, например: «У
тебя сегодня красивое платье», «Ты
сегодня очень нарядный», а также можно
отметить положительные качества друг
друга, за что-то похвалить, например: «Ты
всегда делишься с другими», «Ты очень
аккуратный». В ответ на комплимент всегда
говорят: «Спасибо, мне очень приятно».
- Давайте с вами
поиграем в игру, которая так
и называется «Комплимент». Встаньте
в круг и, обращаясь по имени
друг к ДРУгу, глядя в глаза,
произнесите комплимент. (Если некоторые
дети затрудняются, то им можно
предложить сказать какое-
- Вот и открылся
третий замок. Какие же три
тайны вы сегодня узнали? Правильно,
при встрече друг с другом
сначала улыбнитесь, называя имя,
посмотрите друг другу в глаза
и по возможности произнесите
комплимент.
Фея открывает ларец.
— А в ларце
лежит моя волшебная палочка.
Вот теперь я снова могу делать
чудеса. Вы сегодня опять мне помогли,
спасибо вам. Вы, наверное, очень
устали. Когда люди устают, то настроение
у них ухудшается, в тиком состоянии
можно и поссориться со своими
друзьями. Вот этого я как раз и не могу
допустить. Поэтому я вас научу избавляться
от усталости и плохого настроения.
Этюд на расслабление
— «Фея сна».
Звучит музыка, Фея
волшебной палочкой касается каждого
ребенка, тот закрывает глаза
и наклоняет голову. Фея смотрит
на детей, они все спят, и тихонько уходит.
ЗАНЯТИЕ № 3
Цель: обучить детей
в зависимости от партнера (учитывая
возраст, пол), времени суток (утро, день,
вечер) употреблять вариативные
слова приветствия и
Материал и оборудование:
аудиокассета с записью голосов
птиц; изображения-иллюстрации: ребенок
и взрослый, мальчик и девочка, сердитый
мальчик Никита, игрушка ослик; иллюстрации
(изображения пещерных людей, рыцарей,
мушкетеров, принцесс, туркменов, эстонцев,
африканцев, индийцев, японцев).
Методы и приемы:
игра, направленная на создание эмоционального
настроя; беседа с детьми; проигрывание
ситуации; игра, направленная на снятие
напряжения.
Ход занятия: воспитатель
предлагает детям игру «Паровозик».
Цель: помочь замкнутым детям вступать
в контакт со сверстниками.
- Дети, встаньте в
круг. Каждый из вас сейчас побудет
в роли паровозика, а остальные дети в
роли вагонов. «Паровозик» должен кого-нибудь
изобразить (человека, животного, птицу),
а «вагоны» - повторить за ним и отгадать,
кого они изобразили.
Появляется Фея:
- Здравствуйте, дети!
Сегодня утром я пролетала над
лесом, в котором первыми проснулись птицы,
и они весело щебетали, приветствуя начало
дня. Послушайте их. (Запись аудиокассеты
с голосами птиц.)
- Доброе утро! —
птицы запели.
-Добрые люди, вставайте
с постели,
Прячется вся темнота
по углам,
Солнце взошло и
идет по домам.
(А. Кондратьев)
— С каких слов
начали утро птицы? А вы какими словами
встречаете новый день? А что говорят
вам родители, когда вы проснулись?
- Давайте разыграем
с вами такую ситуацию. Необходимо
изобразить, как будят и что говорят
вам ваши родные: бабушка, дедушка, мама,
папа, старшая сестра. Давайте определим,
кто какую роль будет выполнять. (Распределяют
роли, и проигрывается ситуация.)
- Какие еще слова
приветствия вы знаете?
- Какими словами
приветствуют других людей ваши
бабушки, мамы, папы, старшие братья?..
- Дети, посмотрите
на эти иллюстрации, как вы
думаете, кто первым должен
поздороваться? (Иллюстрации с изображением
мальчика и девочки, взрослого
человека и ребенка.)
- Конечно, первыми
должны поздороваться мальчик с девочкой,
ребенок со взрослым. А вы всегда так поступаете?
- Какие слова могут
звучать при обращении к
- Какие адресованы
ровесникам? («Привет», «Салют».) Фея :
— Дети, а я знаю
вот какого мальчика (показывает иллюстрацию).
Может, и среди ваших знакомых
есть такой мальчик или девочка?
То ли праздник, то
ли будни,
Повелось с давнишних
лет,
Что друг другу молвят
люди:
- Добрый день!
- Салют!
- Привет! -
Скажет так один
другому,
И обоим веселей.
А Никита возле дома
Бродит, словно Бармалей.
И надутый, и сердитый
Наш «приветливый»
Никита.
От него привета
нет,
Он припрятал свой
привет.
Что в дремучих джунглях
слон
Головой слону кивает,
—
Отдает и слон
поклон.
А как звонко утром
летним Берестянка:
«Цвинь-цвинь-цвень!»
- «Добрый день!»
— щегол ответит.
Правда, пень молчит
как пень.
И надутый, и сердитый
Наш «приветливый»
Никита.
(Э. Огнецвет)
Фея:
- Есть ли среди
ваших знакомых дети, которые похожи
на Никиту? Давайте поможем Никите. Как
вы считаете, каким тоном мы должны произносить
слова приветствия? (Доброжелательным,
ласковым.) А почему? Когда произносим
слово «здравствуйте», мы желаем здоровья
другим. Когда произносим другие слова
приветствия, мы должны показать, что мы
рады видеть друг друга, поэтому необходимо
улыбнуться, приветливо посмотреть в глаза,
так приветствуют друг друга русские люди.
У каждого народа
существуют свои традиции приветствия:
так, туркмены, когда здороваются, то наклоняются
вперед друг к другу, руки при этом свисают
как плети; некоторые племена Африки трутся
носами; индийцы наклоняются друг к другу
вперед, при этом правую руку прижимают
к груди и к сердцу; японцы делают поклон,
при этом руки держат шпилеобразно.
И у русского народа
были разные традиции: наши предки -первобытные
пещерные люди — обнимали друг друга;
рыцари, мушкетеры правой рукой поднимали
забрало шлема; принцессы делали
реверанс — полуприседали и наклоняли
голову.
- Дети, а теперь каждый
из вас будет заходить по очереди в группу
и приветствовать нас. (Проигрывание ситуации.)
- А теперь представьте,
что вы превратились в
- Как вы думаете,
всегда ли тот, кто
«ВЕЖЛИВЫЙ ОСЛИК»
Был ослик
Очень вежлив,
Воспитанный он был.
Всем улыбался,
Кланялся
И «Здравствуй»
Говорил.
Потом
Он отходил на
шаг
И говорил:
- Тюлень — тюфяк,
А заяц — трус,
А лев — дурак,
А слон — обжора
И толстяк...
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого, -
И я прошу тебя,
Дружок,
Не будь похожим
На него.
(И. Пивоваров)
- Дети, вежливый ли
был ослик? (Нет.) А почему? Ведь
ослик улыбался, кланялся, говорил
-- «Здравствуй».
- Правильно, ребята,
воспитанным и вежливым
Фея:
- Сейчас я вам
расскажу необычную историю
«Один мальчик растерял
все хорошие слова. Остались у
него только плохие. Тогда мама отвела
его к доктору. Тот сказал: "Открой рот,
высуни язык, посмотри вверх, посмотри
на кончик своего носа, надуй щеки".
Потом велел мальчику поискать хорошие
слова. Сначала мальчик нашел слово "у-у-у-ф",
тоже нехорошее слово, затем слово "отстань",
тоже плохое. Наконец он обнаружил розовое
слово "привет". Положил его в карман
и отнес домой, после этого научился говорить
хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком».
Фея :
- Вот какую интересную
историю вы услышали. Какое же
слово помогло стать мальчику
добрым? Ребята, а с вами происходило такое?
- Дети, какие слова
приветствия вы сегодня
- А теперь настало
время для отдыха. Давайте поиграем
в игру «Пылесос и пылинки».
- Дети, как у нас
пыльно в комнате. Представьте, что пылинки
это вы, они летают. (Дети бегают по комнате.)
Я буду убирать комнату пылесосом. (Фея
имитирует движение включения пылесоса.
Дети, кружась, приближаются к Фее и медленно
опускаются на пол.)
Фея прощается с
детьми до новой встречи.
ЗАНЯТИЕ №4
Цель: познакомиться
с различными формами прощания; показать,
как соединены добрые чувства
и слова, которые необходимо произносить
при расставании.
Материал и оборудование:
изображения-иллюстрации (Малыш и
Карлсон; Винни-Пух и Кролик).
Методы и приемы:
игра, направленная на создание благоприятного
микроклимата; слушание отрывков из произведений;
проигрывание ситуации; игра, направленная
на расслабление.
Ход занятия: воспитатель
предлагает игру «Дружная семья». Цель:
развивать у детей неречевые средства
общения.
Воспитатель:
- Дети, встаньте в
круг. Каждый из вас должен
выбрать определенную роль (мамы,
папы, бабушки, дедушки...), а при
помощи движений рук и тела
покажите, кто чем занимается
дома в вашей семье (мама
стирает, папа читает газету, бабушка вяжет...).
Воспитатель:
- Дети, сегодня Фея
не сможет к нам прилететь,
поэтому мы сами отправимся
к ней в гости. Сядем на
волшебный ковер-самолет и
— Вот мы и на месте.
А это замок Феи.
Появляется Фея, она
обращается к детям:
— Здравствуйте, дети!
Проходите, располагайтесь поудобнее,
будьте как дома. На прошлой нашей
встрече вы познакомились с разными
словами приветствия. Сегодня мы
с вами поговорим о том, как
можно прощаться друг с другом и какие
слова при этом необходимо произносить.
Сейчас я взмахну волшебной палочкой,
и мы сможем увидеть и услышать знакомых
вам героев Винни-Пуха и его друга Кролика.
(Показывает иллюстрации.) Интересно, о
чем же они говорят? Давайте послушаем.
Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками