Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 384.00 Кб (Скачать)

- Молодцы, все  справились с заданием. А теперь  следующее задание. Вы умеете  считать? Тогда вам нужно будет  сосчитать Егорок: 

Как на горке, на пригорке  

Стоят тридцать три Егорки. 

(Сделать глубокий  вдох и продолжать.) 

Раз — Егорка, два  — Егорка...  

Кто больше сосчитает  Егорок,  

тот и победитель. 

- Молодцы, большинство  из вас справились с заданием, но особенно отличился. (Называет  победителя.) 

Фея: 

- Дети, этот конкурс показал, что от того, как мы дышим, так и разговариваем. И у вас это неплохо получается. 

Петрушка: 

- Теперь вы идите  к моему брату, он тоже проводит  конкурсы, но другие. Желаю вам  удачи! (Прощается с детьми.) 

Появляется другой Петрушка — в синем колпаке. Дети приветствуют его. Он обращается к детям: 

- Я знаю, вы от  моего брата пришли. Помогите  мне, пожалуйста, покрасить забор  вот так. (Произносит слова «вверх -вниз»; при этом его рука  то поднимается, то опускается.) Сначала делайте маленькие мазки вот так (движением кисти руки) и произносите такие же короткие слова — «вверх-вниз». Затем большие мазки (движением руки от локтя), рука поднимается все выше, и голос становится выше - «вверх», рука опускается, и голос делается ниже - «вниз». 

- Молодцы, справились  с заданием. А теперь каждому  из вас нужно произнести слово  «дай»: требовательным, просящим, робким, испуганным голосом. Попробуйте  выполнить. 

Фея : 

- Дети, как вы чаще  всего произносите это слово?  А если к вам обратятся требовательно («дай»), вы выполните просьбу? А если просительно? 

Петрушка: 

- А вот слово  «Здравствуйте» сможете произнести  так, как будто вы: испуганный  зайчик (дрожащим голосом), мышка-норушка  (тоненьким голоском), серый волк (грубым голосом), Красная шапочка  (ласковым)1? 

Фея: 

- Дети, оказывается,  произносить одно и тоже слово  можно по-разному. Как вы думаете,  если с вами поздоровались  грубо, как вы поприветствуете  такого собеседника? А если  ласково, как ответите? 

Петрушка обращается к детям: 

- Теперь выполните  мое последнее задание. Нужно будет произнести две строки из известного вам стихотворения шепотом, громким голосом, как робот; тихим голосом, как будто вы замерзли, быстро и медленно. 

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. 

- Молодцы! Все  справились с этим заданием. (Ребята прощаются с Петрушкой.) 

Фея: 

- Дети, когда вы  говорите шепотом? Часто ли  разговариваете громким голосом?  Всегда ли нужно говорить в  нормальном темпе? Может быть, иногда требуется говорить быстро  или медленно. Как вы думаете,  когда нужно говорить медленно? Когда быстро? 

- Продолжим наше  путешествие. Вот нас уже встречает  третий Петрушка. (Дети приветствуют  его.) 

Петрушка: 

- Я приготовил  для вас самое сложное задание.  Перед его выполнением сначала  необходимо выполнить упражнения: 

• «пятачок», вам  нужно собрать губы в «пятачок»  и поводить им вправо и влево; 

• «хоботок», вытяните свои губы так, как будто это хоботок, а затем улыбнитесь; 

• «почесывание», постарайтесь нижними зубами коснуться верхней  губы и легко ее почесать. 

То же самое и с нижней губой. Давайте выполним зарядку для языка: высуньте его, покажите мне его; поднимите к верхним зубам, запрокиньте его подальше во рту. А теперь повторяйте за мной: 

ПУ, ПО, ПИ, ПУ, ПЕ; 

КУ-ГУ, КО-ГО, КИ-КИ,  

КУ-КУ, КЕ-КЕ; 

ФУ-ВУ, СУ-ЗУ... 

- А теперь попробуйте  произнести скороговорки: 

Шел Егор через двор,  

Шел Егор чинить забор. 

На Дворе трава,  

На траве дрова.  

Не руби дрова  

На траве двора. 

Петрушка : 

- Дети, все вы сегодня  старались выполнить задания.  Поэтому вы все достойно заслужили звания «Умеющий говорить красиво». Но для того, чтобы этот дар не потерять, у себя дома выполняйте те задания, которые вы сегодня делали с моими братьями. И тогда вы будете говорить ясно, четко и понятно. (Прощается с ребятами.) 

Фея: 

- Друзья мои, нам пора в путь. Понравилось ли вам в этом королевстве? Когда прилетите домой, не забудьте те советы, которые вы сегодня услышали. 

- Что же нужно  для того, чтобы говорить красиво  и понятно? (Правильно дышать, выразительно  произносить слова, в зависимости от ситуации изменять голос и темп речи, чисто и ясно произносить слова.) 

Фея прощается с  ребятами. 

ЗАНЯТИЕ № 9 

Цель: обучать детей  умению слушать собеседника; воспитать  гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру, не перебивать его. 

Предварительная работа: чтение рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик ». 

Методы и приемы: игра, направленная на развитие речевых  умений; проигрывание ситуации; игра, направленная на двигательное раскрепощение. 

Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Интонации». Цель: совершенствовать речевое умение — интонирование. 

Воспитатель: 

- Дети, вспомните,  как каждый раз по-разному произносила  волшебное заклинание девочка  в сказке «Цветик-семицветик».  Попробуйте произнести слова: 

Лети, лети, лепесток,  

Через запад на восток,  

Через север, через  юг, 

Возвращайся, сделав круг:  

Лишь коснешься  ты земли  

Быть по моему  вели! 

- Произнесите с  интересом: «Вели, чтобы дома  я была с баранками»; шепотом:  «Чтобы мамина любимая вазочка  сделалась целой»; гордо: «Чтобы я сейчас же была на Северном полюсе»; дрожащим от холода голосом: «Чтобы я сейчас же очутилась опять во дворе»; сердито «Чтобы игрушки, какие есть на свете, были мои»; быстро: «Чтобы игрушки поскорей убрались опять в магазин»; радостным голосом: «Вели, чтобы Витя был здоров». 

Появляется Фея. Она  приветствует детей: 

- Здравствуйте, дети. Я хочу узнать, чем вы любите  заниматься дома, в какие игры  вы любите играть. (Дети отвечают  по одному.) 

- А теперь назовите, чем любит заниматься (называет имя ребенка), в какие игры любит играть? (Называет нескольких детей.) 

- Мы не всегда  можем назвать то, что слушали.  Часто это бывает и у взрослых  людей, потому что мы невнимательны  к другим. Нам хочется, чтобы  мы говорили, а нас выслушивали. 

- Как вы думаете,  что может произойти, если мы  невнимательно будем слушать  другого? (Собеседник может обидеться,  в следующий раз он уже не  будет разговаривать с нами.) 

- Оказывается, чтобы  умели всегда слушать других, не перебивать их, необходимо  этому учиться. Хотите этому научиться? 

- Сначала мы с  вами послушаем тишину. Закройте, пожалуйста, глаза. Дети, что вы  услышали? 

- Давайте поиграем  с вами в игру «Испорченный  телефон». (Дети садятся в круг.) Вам необходимо по очереди  передавать друг другу слово так, чтобы никто не слышал. Последний должен это слово произнести вслух. (Выясняют, какое слово передавали и где телефон испортился.) 

- Дети, игра показала, что необходимо не только внимательно  слушать друг друга, но и  четко произносить слова. 

- А теперь я попрошу вас, моих помощников, рассказать сказку «Теремок». Один из вас начнет ее, затем все остальные по" очереди будут рассказывать сказку. Вы должны быть очень внимательными друг к другу, старайтесь не повторяться. 

- Дети, как вы думаете,  получилась у вас сказка? Почему? 

- Часто бывает, что,  разговаривая друг с другом, мы  перебиваем собеседника. А с  вами случалось такое? 

- Сейчас мы проиграем  с вами такую ситуацию. Сначала  вы разобьетесь на пары. Каждая  пара будет выходить в центр  группы. Вы должны спросить друг друга о том, чем вы занимались вчера вечером. А остальные дети должны внимательно слушать. — Ребята, какая пара вам больше всего понравилась? Почему? 

— Итак, дети, вы сегодня  узнали, что важно в беседе не только самому четко и ясно говорить, но и внимательно слушать того, с кем вы разговариваете. И этому вы сегодня старательно учились. 

- В конце нашей  встречи давайте поиграем в  игру «Шалтай 

— Болтай». На слова: 

Шалтай — Болтай  

Сидел на стене.  

Шалтай — Болтай  

Свалился во сне, 

- Вы должны сначала поворачивать туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоните свое тело вниз. 

Фея прощается с  детьми до следующей встречи. 

ЗАНЯТИЕ № 10 

Цель: научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им помощь; воспитать гуманное отношение ко взрослым (сопереживание). 

Материалы и оборудование: фотографии или рисунки, на которых  изображена семья каждого ребенка; корзина; разноцветные лепестки; черно-белые  иллюстрации к сказке «Кукушка». 

Предварительная работа: чтение сказки «Кукушка». 

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; проигрывание ситуации; подбор цветовой гаммы к иллюстрациям; игра, направленная на расслабление. 

Ход занятия: воспитатель предлагает детям игру «Связующая нить». Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу. 

Дети сидят, по кругу  передавая клубок ниток так, чтобы  все, кто уже держал клубок, взялись  за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим. Воспитатель: 

- Дети, а теперь  натяните нить! Вот какой крепкий  круг у нас получился. Вот  какие, оказывается, вы дружные  в своей группе. 

Появляется Фея. Она обращается к детям: 

—- Сегодня мне  хочется, чтобы вы стали моими  помощниками. Я решила превратить вас  в волшебников. 

— Дети, а вы знаете, кто такие волшебники? Какие волшебные  вещи помогают им совершать волшебство? Но волшебство можно делать и без них. Как? Хотите узнать? 

Стать добрым волшебником 

Ну-ка попробуй! 

Тут хитрости 

Вовсе не нужно особой: 

Понять и исполнить 

Желанье другого - 

Одно удовольствие, 

Честное слово! 

На клумбе — цветок, 

Его листья повисли. 

Грустит он... 

О чем? 

Угадал его мысли? 

Он хочет напиться. 

Эй, дождик, полей! 

И дождик струится 

Из лейки твоей. 

А что же сестренка 

Скучает в сторонке? 

Волшебное что-нибудь 

Сделай сестренке! 

И ты обернулся ретивым  конем, 

Галопом сестренка 

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками