Роль общения в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:46, реферат

Описание работы

Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу добывания средств к существования.
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Работа содержит 1 файл

роль общения в развитии ребенка.docx

— 45.53 Кб (Скачать)

Введение

Проблема общения  детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение - это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу добывания средств к существования.

В исследованиях  ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении  у детей является базисом для  дальнейшего развития всей психики  и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения  с другими людьми ребенок усваивает  человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между  людьми.

Вне человеческого  общения невозможно развитие личности ребенка подтверждением того являются дети - маугли. Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза . Также отсутствие общения с детьми приводит к следующим результатам: как свидетельствуют многочисленные факты, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. Достоверными еще являются факты, свидетельствующие о том, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей. Например, явление госпитализма, возникающее в закрытых детских учреждениях : из - за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться со взрослыми и сверстниками, то он ни стал бы культурно и нравственно развитым человеком, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживым, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это  первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок  получает необходимую для его  индивидуального развития информацию.

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

В настоящее  время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам  раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного  развития, когда закладывается фундамент  физического, психического и нравственного  здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит  будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку  исключительно важно для его  развития. Также важны взаимоотношения  матери и отца.

Любовь, с которой  мать вынашивает ребенка; мысли, связанные  с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают  влияние на развивающуюся психику  ребенка.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.

Поэтому так  важно заложить основу доверительных  отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Делая выводы из вышесказанного, хочется отметить, что общение должно занимать не последнее  место, общаться с ребенком надо с  самого младенчества, тем самым создаются  условия для развития творческой, гармонической, всесторонне развитой личности.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе изысканий  информации, определить роль и место  общения ребенка со взрослыми в ходе его психического развития.

В соответствии с целью данной работы, определяются следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по изучению и описанию роли общения детей раннего возраста с взрослыми.

2. Раскрыть основные особенности общения детей с взрослыми.

3. Определить влияние общения на психическое развитие ребенка. 

 

Глава 1.Общение

1.1 Факторы, определяющие  отношения детей  к взрослым

Под общением понимается информационное, эмоциональное и  предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются  и формируются межличностные  взаимоотношения. В процессе общения  складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка  с окружающим во многом зависит, какие  именно личностные качества сформируются у него. Отношения дошкольников со взрослыми могут быть, например, приязненными и доверчивыми, заинтересованными или равнодушными, спокойными и неспокойными.

Чем определяется отношение детей к взрослым! Что  лежит в его основе! Эти вопросы  являются до сих пор мало исследованными. Существует несколько подходов к  их решению. Так, например, неофрейдисты Дж. Боулби, Р. Спитц подчеркивают решающую роль в этом процессе матери, которая вскармливает младенца, тем самым удовлетворяет его “ оральную “ потребность. Но чем объяснить тогда случаи, когда разлученные с матерью дети развивались физически и психически благоприятно! Как понять описанные в научной литературе факты глубокой привязанности младенцев и детей более старшего возраста к взрослому, который только разговаривал и играл с ребенком, не осуществляя при этом никакого ухода за ним? Психоаналитический подход, преувеличивающий влияние биологического фактора, роль самого первого этапа жизни на психическое развитие, не дает ответа на эти вопросы. Сторонники теории “импритинга” - запечатления также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим. Сущность ее заключается в переносе механизма ”импритинга” / описанного впервые К.Лоренцом на основе наблюдений над птенцами / без должных оснований и на поведение ребенка. Согласно гипотезе “импритинга”, у детей раннего возраста происходит запечатление особенностей, свойственных взрослому, ухаживающему за ними, - его внешности, голоса, одежды, запаха. Они и составляют образ, вызывающий у ребенка привязанность по аналогии с образом матери или другого взрослого, заменяющего ее.

Сторонники другого  направления в современной буржуазной психологии - необихевиористического - считают, что отношение ребенка к взрослому определяется тем, как и в какой степени этот взрослый удовлетворяет первичные, органические потребности ребенка / потребности в пище, тепле, комфорте /. По мнению отечественных психологов, потребности ребенка не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми - особая потребность не биологического, а социального характера /. Общение же со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни последовательно  возникают и сменяют друг друга  несколько форм общения детей  и взрослых. Основные из них: непосредственно - эмоциональное общение, деловое, внеситуативно - познавательное, внеситуативно - личностное.

1.2 Развитие общения  ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной

Развитие общения  ребенка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина представляла как смену нескольких целостных форм общения.

Формой общения  является коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуется следующими параметрами:

В результате исследований были выделены четыре основные формы  общения, характерные для детей  определенного возраста.

Первая форма - ситуативно-личностное общение - характерна для младенчества. Общение в это  время зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, оно ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности  ребенка.

Непосредственно-эмоциональные  контакты являются основным содержанием  общения, поскольку главное, что  привлекает ребенка, - это личность взрослого, а все остальное, включая  игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

В раннем возрасте ребенок осваивает мир предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже не достаточно. У  него появляется потребность в сотрудничестве, которая, вместе с потребностями  в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо.

С появлением первых вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”, “откуда?”, “как?”,- начинается новый  этап в развитии общения ребенка  и взрослого. Это внеситуативно - познавательное общение, побуждаемое познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо больше: как устроен открывшийся для него мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

В середине или  в конце дошкольного возраста должна возникнуть еще одна форма - внеситуативно - личностное общение. Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Отметим, что  позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет  взрослого, появится дистанция в  отношениях ребенка и учителя  в условиях формализованного школьного  обучения. Сохраняя старые формы общения  со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности. В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. В то же время старшеклассники проявляют интерес к опыту старшего поколения и, определяя свой будущий жизненный путь, нуждаются в доверительных отношениях с близкими взрослыми.

Общение с другими  детьми, первоначально практически  не влияет на развитие ребенка / если в семье нет близнецов или детей близкого возраста /. Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д. Б. Эльконин они “играют рядом, а не вместе”. О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужую точку зрения. Определенно влияние на развитие оказывает включение в коллективную учебную деятельность - групповая работа, взаимная оценка результатов и т. д. А для подростков, пытающихся освободиться от оценки взрослых, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. В отношениях с близкими друзьями они способны на глубокое интимно-личностное, “исповедальное” общение.

1. 3 Ситуативно-деловое  общение

В конце первого  года жизни социальная ситуация слитности  ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два  противоположных, но взаимосвязанных  полюса - ребенок и взрослый. К  началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности  и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку  нуждается в оценке взрослого, его  внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой  социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка  и взрослого.

Информация о работе Роль общения в развитии ребенка