Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа
Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Ведущей формой работы
с детьми явились занятия этического
характера. Для обучения детей умению
межличностного общения предлагается
цикл из 12 занятий (см. приложение № 5).
Продолжительность
занятий 35-40 минут. Проводились они
во второй половине дня.
Каждое занятие
ставит своей целью обучить:
- умению
общаться при помощи неречевых
средств (мимики, пантомимики, жестов)
и понимать собеседника по
используемым жестам и мимике
(занятие №1);
- умению
устанавливать контакт с
- умению
использовать речевые
- умению
понимать и выражать свое
- умению
вести себя в общении в
- умению
четко, ясно, выразительно высказывать
в речи свое коммуникативное
намерение (№8);
- умению
внимательно выслушивать
- умению
понимать эмоциональное
- умению
вести себя в конфликтной
Формы работы при
формировании эксперимента.
Необходимо помнить,
что созданию эмоционального настроя
у детей способствует стиль общения
педагога с детьми, структура занятий
и используемые педагогические приемы.
Поэтому благодаря
и постоянному персонажу –
Феи из страны Вежливости – между
воспитателем и детьми устанавливаются
следующие стили общения.
«взрослый» - «дитя»,
используя этот стиль, педагог выступает
в роли Феи, которая делится с детьми своим
опытом, обучая их;
«взрослый» - «»взрослый»,
с помощью этого стиля дети
выступает в роли «взрослых» - помощников
Феи, ее защитников. Они превращаются
в волшебников, художников, докторов.
Структура бесед
состояла из четырех этапов:
-
ритуал начала занятия,
-
постановка проблемы,
-
своевременный поиск путей
-
ритуал прощания.
В содержании занятий
включены игры и игровые упражнения,
которые широко используются в психо-коррекционной
и психопрофилактической работе с детьми.
разработаны М.И. Чистяковой и О.В. Хухпаевой.
Ритуал начала занятия представляет собой
игру или игровое упражнение, направленное
на:
-
закрепление умений
-
развитие чувства близости с
другими детьми: «Ласковое имя»,
«Связующая нить», «Снежный
-
развитие умений, направленных на распознавании
чувств: «Море волнуется».
Все перечисленные
игровые упражнения использованы с
целью двигательного
В основной части
занятий мы использовали следующие
приемы:
1. Игровые упражнения,
направленные на:
- развитие
умения общаться без слов: «Через
стекло»;
- гармонизацию
осознания имени: «Как можно
нас называть по-разному»;
- своевременное
употребление слов
- развитие
умения соблюдать дистанцию в общении
«Стоящие и сидящие»;
- развитие
умения понимать настроение
- развитие
умения слушать собеседника: «
- регулирование
своего поведения: «Выдержанный человек».
2. Беседа по ранее
прочитанным сказкам и
3. Использованные
художественные слова:
4. Проигрывание ситуаций,
которые дают возможность
Ситуации направлены
на:
- закрепление
умения устанавливать контакт
с собеседником (зрительный контакт);
- закрепление
употребления речевых
- передачу
характера, изображаемого
- усвоение
манеры поведения в общении
по методу Э.Берна;
- выражение
сочувствия и сопереживания
5. Прием ТРИЗ (теория
решения изобретательных задач)
- «Что было
бы, если люди перестали благодарить друг
друга?»;
- «Цепочка
слов»: «Вежливость – это …»,
«Радость – это …», «Печаль
– это …»;
- «Хорошо-плохо»:
найти как положительные, так
и отрицательные стороны
- «Сказки
– перевертыши»: сочинение сказки,
в содержании которой
- «Салат
из сказок»: рассказ детьми
сказки из нескольких
6. Продуктивный вид
деятельности – рисование:
- на
темы: «Автопортрет», «Я и мое
настроение», «Мое имя»;
- пиктограмма
(схематически выраженные лица
с разным настроением).
7. Вспомогательный
прием – слушание музыки. Определение
эмоционального состояния
В заключительной части
занятий используются игровые упражнения
и этюды, направленные на:
- мышечное
расслабление: «Насос и мяч», «Пылесос
и пылинки», «Шалтай – Болтай»,
«Факиры», «Фея сна», «Каждый спит»;
- двигательное
раскрепощение: «Путаница», «Походки»,
«Зеркало»;
- воспитание
гуманных отношений между
Таким образом, в процессе формирующего эксперимента дети осваивали умение межличностного общения.
2.3 Методика контрольного
эксперимента
На заключительном
этапе исследования нами был проведен
контрольный срез по определению
умения общению у детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками.
Нами были использованы
те же тесты, что и в констатирующем
эксперименте, проводились тесты по сформированности
1-го и 2-го ряда умений межличностного
общения (см. приложение №6, №7).
При сравнении показателей
констатирующего и контрольного
экспериментов, мы видим, что в экспериментальной
группе произошли изменения по средним
показателям, этот показатель составил
4,7 баллов индивидуально на каждого ребенка
и сформированности умения общения составила
90 баллов.
Как мы видим результаты
улучшились. Улучшение показателей
экспериментальной группы, причем в
более значительной степени, чем в констатирующем
эксперименте – дает нам основание считать
гипотезу, выдвинутую нами в начале работы,
подтвердившейся и конкретные методические
приемы по развитию общения старших дошкольников
со сверстниками, заслуживающими внимания.
Мы не считаем наш
результат конечным. Необходимо и далее
разрабатывать и совершенствовать методические
приемы и методику их использования. Много
будет зависеть также от воспитателя,
от родителей.
Таким образом, проведенное
нами исследование позволяет утверждать,
что, если комплекс занятий включает в
учебно-воспитательный процесс дошкольного
учреждения, то можно развить общение
со сверстниками старшего дошкольника.
Выводы
Изучение развития
общения показало.
1. Комплекс занятий
включенный в учебно-
2. Общение со сверстниками
зависит от статусного
3. Анализ литературных
источников, предшествующий практической
части работы, позволил структурировать
отобранной материал наиболее логическим
и приемлемым способом, в соответствии
с целью исследования.
4. Экспериментальные
занятия в подготовительной
5. Комплекс занятий
позволяет дать следующие
1. Если ребенок
забывает речевые этикетные формулы
(прощания, приветствия, благодарности)
то ему можно подсказать в стихотворной
форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже
ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)».
2. Для развития
умения устанавливать контакт
с собеседником предложите
- «Как можно нас
назвать по-разному?
- «Улыбка» - дети
сидят в кругу. Они берутся за руки и глядя
соседу в глаза, дарят ему самую дорогую
улыбку, какая есть.
- «Комплимент» - дети
становятся в круг, и по очереди,
гладя в глаза соседу, говорят
несколько добрых слов, хвалят
его («Ты всегда делишься, ты
веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий
кивает головой и говорит: «Спасибо, мне
очень приятно!». Вместо похвалы можно
просто сказать «вкусное», «сладкое»,
«молочное» слово.
3. Для поддержания
желания и совершенствования
умения выражать свое
– предложите детям
завести «Дневник настроений», в нем ребенок
может изобразить явление природы, предметы,
которые будут характеризовать его настроение.
В конце недели можно
поиграть с детьми в игру «Волшебные
мешочки». В один из них предложить
детям сложить плохое настроение, в
другой – хорошее, до этого необходимо
посмотреть в дневник и посчитать, сколько
раз ребенок был в хорошем (радостном,
веселом) и плохом (грустном, печальном)
настроении.
- предложите детям
игры и упражнения из цикла:
- «Я и мои эмоции»;
- «Лица» - дети рисуют
на листе бумаги лицо с
- «Мимическая гимнастика»
- дети хмурятся, как осенняя туча,
как рассерженный человек;
- «Маски» - один
ребенок изображает настроение
при помощи мимики, а остальные
дети определяют, удалось ли изобразить
маску;
- «Глаза в глаза»
- дети разбиваются на пары
и, глядя друг другу в глаза, молча
передают разные эмоции: «Я грустный, помоги
мне!», «Мне весело, давай вместе играть»,
«Я не хочу с тобой дружить»;
- «Как ты себя
сегодня чувствуешь?» - ребенок
выбирает из предложенных
Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками