Развитие общения старших дошкольников со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:42, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является: изучение развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ проблемы развития общения старших дошкольников со сверстниками в современной психологии
1.1 Понятие общения, его виды и значение для развития детей дошкольного возраста
1.2 Роль и функции общения в психическом развитии детей
1.3 Понятие мотивов и средств общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
1.4 Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Глава 2. Исследование развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование зависимости общения от статусного положения в группе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Методика контрольного эксперимента
Выводы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 384.00 Кб (Скачать)

- Мы прощаемся  со страной «Радость» и попадаем  в другую страну. Послушайте, какая музыка здесь звучит. Какой характер у нее? (Печальный, грустный.) С каким настроением здесь живут люди? Выберите нужную иллюстрацию. А если бы вы стали рисовать такое настроение, то какого цвета краски вы взяли бы? Попробуйте изобразить печальное лицо. (Показывает пиктограмму.) Уголки рта, брови опущены, глаза выражают тоску. 

- Ребята, а у вас  бывает такое настроение? Пытаетесь  ли вы поделиться своим горем  с родителями, друзьями? 

- На какое время  года похоже это настроение, на  какую погоду, на какой цвет? 

- Как же эта  страна называется? (Печаль.) 

- Вот и последняя  страна, которую мы сегодня посетим.  Слышите, ребята? (Звучит музыка.) Вам страшно? Попытайтесь изобразить  это чувство — страх. (Показывает  пиктограмму.) Рот немножко приоткрыт,  глаза широко раскрыты, брови приподняты. Выберите нужную иллюстрацию. Как вы думаете, чего боятся люди этой страны? Одежду, какого цвета они любят носить? 

- Как вы думаете,  какие животные здесь живут? 

- Ребята, а вам  бывает когда-нибудь страшно?  Рассказываете ли вы о своих страхах родителям? А если к вам обратится малыш, который боится темноты, то, как вы поступите? 

- Как называется  эта страна? (Страх.) 

- Вот и закончилось  наше путешествие. Прежде чем  с вами проститься до следующей  встречи, мне хочется, чтобы  у вас осталась память об этом путешествии. Попробуйте изобразить при помощи красок любую страну. (Дети берут листы бумаги, краски и приступают к работе.) 

Фея прощается с  детьми до следующей встречи. 

ЗАНЯТИЕ №7 

Цель: познакомить  детей с правилами поведения  в общении с окружающими (четко произносить слова, говорить не спеша, выбирать удобное расположение по отношению к партнеру); показать, как влияет поведение общающегося на чувства собеседника. 

Материалы и оборудование: волшебное зеркальце с разным выражением лица (удивленное, печальное, со слезами, радостное); рисунок — дом с четырьмя окнами, в каждом окне изображение детей: мальчика, плачущей девочки, двух сердитых мальчиков. 

Предварительная работа: чтение детям рассказа Гр. Остера «Сказка  с подробностями». 

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного климата; беседа; художественное слово; игра, направленная на воспитание гуманных чувств. 

Ход занятия: появляется Фея, приветствует детей и предлагает им поиграть с ней в игру «Угадай-ка». 

- Дети, встаньте в  круг. Вы сейчас по очереди  будете выходить в центр круга  и показывать то, что вы любите  делать. Остальные дети должны  отгадать ваше любимое занятие. 

Фея: 

- Видите, как интересно  общаться без слов, но мы с  вами не всегда отгадывали  то, что увидели. Мы еще раз с вами убедились в том, что тяжело общаться без слов, особенно тяжело задавать вопросы и на них отвечать. 

- Кому вы больше  всего любите задавать вопросы?  Кто на них вам интересно  отвечает? 

- Вам, значит, нравится, когда интересно отвечают и рассказывают. А вы умеете рассказывать так, чтобы было понятно то, что вы хотите сказать, и чтобы вас не переспрашивали? 

— Как же надо говорить, чтобы речь ваша была понятной? В  этом нам поможет мое волшебное  зеркальце. С ним мы побываем в  доме, в котором живут дети. В этой квартире живет Саша. Кто он? 

«САШИНА КАША» 

Живет на свете Саша  

Во рту у Саши каша - 

Не рисовая каша,  

Не гречневая каша,  

Слова простые наши,  

Слова простые наши  

На русском языке.  

Но то, что можно  внятно  

Сказать для всех понятно,  

Красиво, чисто, ясно, — 

Как люди говорят, —  

Наш Саша так корежит,  

Что сам понять не может:  

Произнесет словечко —  

И сам тому не рад!  

Он скажет: «До  свидания!»  

А слышится: «До здания!» 

Он спросит: «Где галоши?»  

А слышно: «Это лошадь?»  

Когда он вслух читает,  

Поймешь едва-едва:  

И буквы он глотает,  

И целые слова.  

Он так спешит с налета  

Прочесть, спросить, сказать, 

Как будто тонет  кто-то,  

А он бежит спасать.  

Он может, но не хочет  

За речью последить.  

Нам нужен переводчик его переводить. 

(С. Михалков) 

- Дети, как вы думаете,  приятно бывает окружающим, когда  с ними вот так кто-то разговаривает?  Конечно, нет. В таком разговоре  не понятно ни слова. Как  вы думаете, какое выражение  лица у нашего волшебного зеркальца? Удивленное. (Показывает пиктограмму.) Давайте покажем это мимикой. 

- Дети, а как нужно  говорить, чтобы тебя понимали? (Неторопливо,  четко, ясно.) 

- А теперь заглянем  в следующую квартиру, там живет  девочка Таня. Послушайте, что это  за крики? 

«Что за крик, что за рев,  

Там не стадо ли коров?  

Нет, там не коровушка,  

Это — Таня-ревушка.  

Плачет, заливается,  

Слезами умывается  — у-у-у». 

(А. Барто) 

— Дети, как вы думаете, приятно разговаривать с такой  девочкой-капризулей? Как вы думаете, какое выражение лица у нашего зеркальца? Когда кто-то капризничает, это огорчает окружающих, у зеркальца  грустное выражение лица. (Показывает пиктограмму.) Изобразите такое лицо. 

- Ну а в этой  квартире живет ребенок с интересным  именем Лапуся. 

Я не знаю, как мне  быть  

-Начал старшим  я грубить.  

Скажет папа: - Дверь  открыта!  

Притвори ее, герой!  

-Я ему в ответ  сердито  

Отвечаю: - Сам закрой! 

За обедом скажет мама: 

- Хлеб, Лапуся, передай!  

-Я в ответ шепчу  упрямо: 

- Не могу. Сама  подай!  

-Очень бабушку  люблю,  

Все равно — и  ей грублю.  

Очень деда обожаю, 

Но и деду возражаю. 

Я не знаю, как мне  быть, 

Начал старшим я  грубить. 

- А с вами бывает такое, когда вы невежливо отвечаете взрослым? Грубые слова портят нашу речь, делают ее некрасивой. 

Какое выражение  лица у нашего волшебного зеркальца? Грубые слова обижают человека, поэтому  у зеркальца -- печальное выражение  лица. (Показывает пиктограмму.) 

- А теперь давайте  отдохнем и разыграем с вами  ситуацию «Знакомство». (Двое детей  располагаются так, что один  сидит, а другой стоит.) 

— Дети, как вы думаете, удобно ли было общаться нашим детям? Почему? Когда мы говорим друг с  другом, то стараемся расположиться так, чтобы видеть глаза собеседника. 

- А вот еще один  мальчик Федя, который живет со  своей мамой в этой квартире. Вы уже знаете печальную историю,  которая произошла с ним, когда  он с мамой пошел в зоопарк.  Что он говорил маме? Давайте  вспомним. (Станешь старой, никогда тебе градусник не поставлю; таблеток не дам; чай с лимоном не принеси.) А что он сказал зверям? (Мало на вас охотились, мало из ружья стреляли, надо из пулемета.) Кому же он еще нагрубил? (Земле). И что же с ним произошло? (Он сошел с Земли, сказав, что обойдутся без него. Оставшись один, он испугался.) Вот какой грубый мальчик. 

— Дети, посмотрите, что случилось с нашим зеркальцем? Оно плачет. Давайте утешим его. Что  можно придумать? Утешить -поиграть в игру «Путаница». Выбирается водящий, который закрывает глаза. Остальные дети становятся в круг, берутся за руки, начинают запутываться. Когда образовалась путаница, водящий открывает глаза и распутывает. 

Фея: 

- Молодцы, вы смогли  развеселить зеркальце. (Показывает  пиктограмму.) Сегодня мы с вами долго путешествовали. Как же нужно вести себя в разговоре, чтобы было всем понятно? (Говорить надо ясно, не торопясь, без грубых слов, спокойно, важно при этом смотреть друг другу в глаза.) 

— Хотите научиться  так разговаривать? Тогда я прощаюсь с вами до следующей встречи. 

ЗАНЯТИЕ № 8 

Цель: обучить детей  говорить так, чтобы речь была понятной, красивой; учить регулировать речевое  дыхание; изменять темп речи в зависимости  от ситуации; чисто и ясно произносить  слова (совершенствовать дикцию); учить говорить выразительно. 

Материалы и оборудование: «свечки» (полоски бумаги 2x7 см); куклы  или картинки, изображающие Петрушек с синим, золеным и красным  колпаками. 

Методы и приемы: игра, направленная на создание положительного микроклимата в группе; игровые упражнения для развития звукопроизношения, интонирования, артикуляции, регуляции дыхания. 

Ход занятия: появляется Фея. Она предлагает детям игру «Море  волнуется».  

Цель: обучить распознаванию  и произвольному проявлению чувств. 

Выбирается водящий. Он начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, печали, удивления, страха, на месте замри». Далее водящий выбирает фигуру, которая ему понравилась. 

Фея: 

- На прошлой нашей  встрече вы проявили желание  научиться говорить красиво и понятно. Поэтому сегодня мы отправимся с вами в путешествие в королевство с названием «Слово», в котором вы будете обучаться этому искусству. Но для того, чтобы отправиться в путь, вам необходимы силы. (Фея раздает каждому ребенку цветок.) Эти цветы не простые, они волшебные, давайте их понюхаем. (Вдох через нос — выдох через рот, повторяется 3-4 раза.) А теперь нужно вдохнуть еще глубже этот запах. (Медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох, повтор 3—4 раза.) Теперь, когда вы вдохнули волшебную силу, можно отправляться в путь. А полетим мы с вами на ковре-самолете. Это ковер не простой, те, кто сидит на нем, должны повторять все звуки людей и животных, над которыми он пролетает. Будьте готовы к этому. (Дети садятся на ковер.) 

- Полетели! Посмотрите, мы пролетаем город, вот у  мальчика лопнул мячик: С-С-С-С-С. (Дети повторяют.) А вот собака  рычит на кошку: Р-Р-Р-Р-Р. (Дети  повторяют.) Мы летим очень быстро, прислушайтесь к шуму ветра:  В-В-В-В-В. (Дети повторяют.) А сейчас  мы пролетаем поляну, вот пчела сидит на цветке: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Вот пролетает комар: 3-3-3-3-3. Мы с вами сейчас поднимемся очень высоко, где воздух очень холодный, поэтому давайте наберем с вами воздух и на несколько секунд задержим дыхание. (Дети глубоко вдыхают и задерживают дыхание, затем резко выдыхают.) 

- А теперь мы  резко опускаемся и приземляемся  в королевстве. Послушайте, какая  музыка здесь звучит. Оказывается,  здесь проходит турнир на звание  «Умеющий красиво говорить». В  нем и мы будем участвовать. 

Появляется житель этого королевства. (Картинка или кукла, изображающая Петрушку.) Он обращается к детям: 

— Здравствуйте! Кто  вы такие и зачем пожаловали к  нам? (Ответы детей.) 

Фея : 

- Разрешите моим  друзьям поучаствовать в турнире.  Петрушка: 

- Хорошо. Дети, вы, наверное, знаете, что от того, как мы дышим, зависит и то, как мы произносим слова. Вот вам первое задание. Нужно будет каждому из вас погасить свечу. Посмотрите, вот так: сначала вдохнуть, задержать дыхание и короткими толчками выдохнуть воздух фу-фу-фу. Возьмите свечи в руки (рука вытянута) и приступайте к выполнению. (Дети выполняют задание.) 

Информация о работе Развитие общения старших дошкольников со сверстниками