Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:15, курсовая работа
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...6
1.1. Особенности внимания у детей 5 – 7 лет………………………….…6
1.2. Пути и способы развития внимания дошкольников………………..10
1.3. Учет особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………...22
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей дошкольного возраста.24
2.2.Методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников в процессе использования игровых обучающих ситуаций….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42
42
Кафедра гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Возрастная психология»
Тема: Развитие внимания дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………
1.1. Особенности внимания у детей 5 – 7 лет………………………….…6
1.2. Пути и способы развития внимания дошкольников………………..10
1.3. Учет особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………...22
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей дошкольного возраста.24
2.2.Методика совершенствования работы по развитию внимания дошкольников в процессе использования игровых обучающих ситуаций….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..42
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самосознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают [19, c. 32].
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
Одни учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов [34,c. 56].
Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.
Цель работы: Определение индивидуальных особенностей развития внимания дошкольников.
Объектом исследования является внимание дошкольников.
Предмет исследования: продуктивность и устойчивость внимания.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить особенности внимания дошкольников,
- Выявить пути и способы развития внимания дошкольников,
- Проанализировать учет особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий,
- Провести исследование по уровню развития внимания дошкольников и разработать методику по повышению выявленных уровней.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение и следование литературы,
- статистический,
- анализ,
- наблюдение.
В соответствии с поставленными задачами структура данного исследования состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения и списка литературы.
Изучение качественных характеристик внимания дошкольника особенно актуальный вопрос, т.к. особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению в школе. По результатам обследования были даны рекомендации родителям и педагогам по развитию внимания детей дошкольного возраста. При изучении развития внимания использована литература: Немов Р.С., Психология: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.-М.;1995г., по способам развития внимания: Немов Р.С., Психология: в 3 кн.: кн.2: Возрастная психология. - М.;1995г., стр.208. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника/ М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 240 стр.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности внимания у детей 5 – 7 лет.
Дошкольник – существо энергичное, буйное, активное. Характеризовать особенности его внимания – занятие неблагодарное. Внимание, как известно, представляет собой способность регулировать собственную интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением.
А что мы видим, глядя на ребенка 3-4 лет? Его притягивает любая лужа, грязный фантик и все то, что так не нравится взрослым и откровенно портит им жизнь. По мнению психологов, это закономерная стадия нормального развития ребенка. Его возможности выросли: он ходит, бегает, может дотянуться, доползти и подползти. И ребенок использует свои возросшие энергетические, физические и интеллектуальные ресурсы так, как и задумано Природой. Для того, чтобы освоить мир. Для того, чтобы научиться способам действий с предметами и овладеть способами поведения, принятыми во взрослом мире [1, c. 87].
Надо ли удивляться и раздражаться, когда ребенок не может спокойно пройти мимо чего-то незначительного, по мнению взрослых. Другого пути развития личности ребенка просто не существует. Нельзя научиться правильно и красиво держать ложку, не изучив всех свойств. Отсюда следует совершенно банальный вывод: ребенок должен быть активен в познании мира, а взрослые призваны помогать ему, создавать для этого условия.
Увлекаясь, ребенок погружается в исследовательскую деятельность, в процесс познания, и его внимание начинает меняться: теперь оно концентрируется не только на ярком, необычном предмете окружающего мира, но и на собственных действиях. Всем мамам, папам, бабушкам знакомы симптомы этого процесса. Ребенок затихает, успокаивается, в его поведении появляется, нечто напоминающее логику действий. В этот период ребенок внимателен, он сосредоточен на собственных действиях. Это и есть нормальный, есть естественный путь развития произвольного внимания.
По-настоящему о произвольном внимании можно говорить лишь в 6-7 лет. Этому есть физиологическое объяснение. Нервная система ребенка в 6-7 лет созревает настолько, что процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Наступает период, когда нельзя сказать, что наше дитя неуправляемо. Многое меняется. Ребенок способен самостоятельно управлять не только своими действиями, поступками, речью, но и мыслями. Правда, на весьма незначительный временный промежуток, который пока еще измеряется минутами.
Итак, каковы же основные характеристики нормально развивающегося внимания дошкольника?
Исследователи считают, что развитие устойчивости произвольного внимания детей надо изучать, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет 14 минут, но к 6 годам она возрастает до полутора часов. Исследования последних лет были направлены на изучение устойчивости внимания дошкольников в разных видах деятельности: учении, игре и других занятиях. Оказалось, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом около 10-15 минут. Концентрация внимания развивается аналогично. Шестилетки довольно редко, по сравнению с детьми 3 лет, отвлекаются на посторонние, т.е. не связанные напрямую с актуальным занятием, объекты [6, c. 87].
Считается, что объем внимания дошкольника практически не отличается от объема его восприятия, или объема непосредственной кратковременной памяти, и составляет в среднем 2-3 объекта.
Понимание потребностей ребенка и учет его возрастных особенностей позволяют правильно предсказать то, на чем будет концентрироваться внимание. В противном случае можно попасть впросак.
Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям [31, c. 63].
Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.
Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:
1) развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),
2) тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём) [12, c. 43].
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет, есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет [13, c.54].
В 5 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах.