Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Модель памяти Аткинсона-Шиффрина Известна также под названием «многоэтажной модели памяти». Эта модель предполагает наличие трех отдельных, но последовательно связанных систем памяти: сенсорной, кратковременной и долгосрочной. В сенсорной памяти содержатся мимолетные впечатления о чувственных стимулах (зрелища или звуки); в кратковременной памяти содержится ограниченный набор недавно воспринятых стимулов (номер телефона или обеденное меню); в долгосрочной памяти хранятся более или менее постоянные воспоминания, извлекаемые для повторного использования (например, номер своего телефона). Каждая из этих систем памяти отличается от другой по способу обработки информации, объему сохраняемых сведений и длительности ее сохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………6
1.1. Аддиктивное поведениею……………………………………………..6
1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков…9
1.3. Подростковый кризис и его влияние на формирование жизненных ориентаций подростков с аддиктивным поведением……………..12
1.4. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…..14
2. МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………17
2.1. Методы и методики исследования………………………………….17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

1343 курсовая Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением.docx

— 307.87 Кб (Скачать)

 

  1. Абрамова С.М. Возрастная психология. /С.М. Абрамова. - М., Высшая школа, 2001.- 319с.
  2. Арзуманян С.Д. "Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков"/С.Д. Арзуманян. - Ереван: Изд. дом «БАХРАХ-М», 1980.- 325с.
  3. Ковалев В.В. "Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков/В.В. Ковалев. - М.: Высшая школа, 1981.- 185 с.
  4. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
  5. Кондрашенко В.Т. "Девиантное поведение у подростков"/В.Т. Кондрашенко. Мн.: Харвест, 1998.-362 с.
  6. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
  7. Короленко Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4.
  8. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие/Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 1998. – 381 с.
  9. Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. №3. С. 11-21.
  10. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  11. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
  12. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопр. психол. 2004. №4. С.3-22
  13. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 668 с.: ил.
  14. Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних/Н.Ю. Максимова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 592 с.
  15. Маринина Е.Ю., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
  16. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 376 с.
  17. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  18. Справочник психолога-консультанта организации/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с.
  19. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников/В.В. Шабалина. – СПб.: Сова, 2001. – 599 с.
  20. http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm. Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»
  21. http://www.netaddiction.com. Young, K.S.Internet addiction: symptoms, evaluation, and treatment [WWW document]. URL
  22. http://www1.rider.edu/psycyber/psycyber.html Интернет зависимость: порождает ли Интернет - зависимость?

 

Приложение 1

 

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ  В ДОСТИЖЕНИИ  СУЖДЕНИЯ

  1. Думаю, что успех в жизни скорее всего зависит от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл
  3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше чем деятельные
  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые элементы
  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности
  10. Мои близкие считают меня ленивым
  11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее всего обстоятельства, чем я сам
  12. Терпения во мне больше чем способностей
  13. Мои родители слишком строго контролировали меня
  14. Лень а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений
  15. Думаю, что я уверенный в себе человек
  16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики
  17. Я усердный человек
  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается
  19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее всего об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях
  20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов
  21. Уровень моих требований ниже, чем у моих товарищей
  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

 

КОД

Ответы «ДА» на вопросы2,6,7,8,14,16,18,19,21,22; ответы «НЕТ» на вопросы 1,3,4,5,9,11,12,13,15,17,20.

 

Уровень мотивации достижения

низкий

средний

высокий

 

1 2 3

4 5 6 7

8 9 10

Сумма баллов

2-9 10 11

12 13 14 15

16 17 18-19


 

 

Приложение 2

 

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)

 

Валидность шкал УСК демонстрируется  их связями с другими характеристиками личности, измеренными, в частности, при помощи личностного опросника  Кеттелла. Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и  склонный считать свои успехи и неудачи  следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив (фактор - С), склонен  к неформальному поведению (фактор - G), малообщителен (фактор Q1), у него плохой самоконтроль (фактор - Q3) и высокая  напряженность (фактор +Q4). Человек с  высоким показателем субъективного  контроля обладает эмоциональной стабильностью (фактор +С), упорством, решительностью (+G), общительностью (фактор -Q2), хорошим  самоконтролем (фактор +Q3) и сдержанностью (фактор -Q4). Существенно, что интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные  с экстраверсией-интерверсией, не коррелируют  ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.

Субъективный контроль над  позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует  с силой Эго (фактор +С), самоконтроля (фактор +Q3), социальной экстраверсией (факторы +А; -Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор - М), чем люди с сильным  контролем в этой области, что  нехарактерно для субъективного  контроля над позитивными событиями.

 

Первичные статистические характеристики и интеркорреляции  шкал опросника УСК

Показатели

Ио

Ид

Ин

Ис

Ип

Им

Из

Количество пунктов

44

12

12

10

8

4

4

Средние по шкалам

33,4

6,2

8,4

3,6

11,8

2,4

4,4

Стандартные отклонения

23,4

8,3

7,9

7,1

8,4

4,4

3,5

Ио

 

0,74***

0,71***

0,61***

0,72***

0,45***

0,47***

Ид

   

0,33**

0,58**

0,44***

0,54***

0,25*

Ин

     

0,69**

0,40***

0,36**

0,22*

Ис

       

0,22*

0,37***

0,17

Ип

         

0,18

0,18

Им

           

0,21


*р < 0,05, **р < 0,01, ***р  < 0,001

 

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного  контроля показало, что люди с низким Ио характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают  себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми.

Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей  силы, достоинства, ответственности  за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

Тест предназначен для  индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических  и медико-психологических проблем. Уровень субъективного контроля повышается в процессе психокоррекционного  воздействия на личность. Поэтому  возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической  коррекции.

 

 

Приложение 3.

Гистограммы и  таблицы, отражающие значимость терминальных ценностей и жизненных сфер для  испытуемых трех групп

 

 

 

Таблица №1. Уровень значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни для испытуемых группы №1

Терминальные ценности

Сферы жизни

Образование

ОЖ

Профессия

Семья

Увлечение

Активные социальные контакты

6,08

7,62

5,38

6,85

5,08

Достижения

7,15

8,31

6,77

7,31

6,85

Духовное удовлетворение

7,62

7,92

6,38

7,31

5,69

Индивидуальность

7,08

6,77

6,23

5,85

6,38

Креативность

6,15

6,54

6,7

5,38

5,54

Материальное положение

6,74

8,15

7,08

6,54

7,38

Престиж

6,38

6,31

5,64

4,92

4,77

Саморазвитие

7,46

7,92

6,62

6,15

7,54


 

 

 

Таблица №2. Уровень значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни для испытуемых группы №2

Терминальные ценности

Сферы жизни

Образование

ОЖ

Профессия

Семья

Увлечение

Активные социальные контакты

7,67

6,92

6,17

6

6,42

Достижение

8,42

8,08

7,08

7,67

7,33

Духовное удовлетворение

7,92

7,33

7,67

6,67

6,42

Индивидуальность

6,92

6,75

7,42

6,17

6,83

Креативность

6,5

6,33

6,17

6,25

6,58

Материальное положение

8,42

7,58

7,33

7,08

8,5

Престиж

7,75

6,33

7,67

6,92

6,42

Саморазвитие

7,17

7,42

7,92

6,58

7,67


 

 

 


Информация о работе Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением