Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы подрастающего поколения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Целью работы стало исследование психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением
Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Предмет исследования: личностные особенности девиантных подростков.
Введение
1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
1.1. Различные подходы к классификации девиантного поведения
1.2. Основные виды девиантного поведения
2. Особенности девиантного поведения подростков
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение |
1. Определение понятия |
1.1. Различные подходы к классификации девиантного поведения |
1.2. Основные виды девиантного поведения |
2. Особенности девиантного |
2.1.
Типичные формы девиантного |
Заключение |
Список использованной литературы |
Приложение |
Введение
Актуальность. В законодательстве Республики Казахстан отмечается, «Здоровый физический и психически подросток» - это полноценное поколение будущего, активный творческий, и экономический потенциал страны [1;10]. Все перспективы социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной работоспособности.
На сегодняшний день мы можем
констатировать факт социально
– психологической девиации
Криминализация
подростковой среды происходит
на фоне таких негативных и
потенциально опасных для
Объяснить причины, условия и факторы,
детерминирующие это социальное
явление, стало насущной задачей. Ее
рассмотрение предполагает поиск ответов
на ряд фундаментальных вопросов,
среди которых вопросы о
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие правильную работу человеческой машины” [62].
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.
Конечно, общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, суицидальные проявления и т.п.
В недрах
социологии зародилась сформировалась
специальная (частная) социологическая
теория – социология девиантного (отклоняющегося)
поведения и социального
В бывшем
СССР отклоняющееся поведение
Динамизм
социальных процессов в период перестройки,
кризисная ситуация во многих сферах
общественной жизни неизбежно приводят
к увеличению девиаций, проявляющихся
в поведенческих формах, отклоняющихся
от норм. Наряду с ростом позитивных
девиаций (политическая активность населения,
экономическая
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Проблема отклоняющегося поведения школьников, так же является одной из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.
Факты грубого
нарушения поведения учащимися
в школе и вне ее, разрыва
между пониманием норм поведения
и антисоциальными
Эпоха перемен,
современная социально-
Целью работы стало исследование психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением
Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Предмет исследования: личностные особенности девиантных подростков.
Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.
Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы[106].
Под делинквентностью традиционно
понимается правонарушительное или
противоправное действие, не несущее
за собой уголовной
А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. [60]. Однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному».
Поэтому относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное.
Существует
еще одна точка зрения, определяющая
делинквентность как
Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.
Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное[108].
Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).
Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.
Беличева С.А. среди отклонений
от нормы выделяет асоциальный тип
отклоняющегося поведения; рассматривает
социальные отклонения корыстной направленности
(хищения, кражи и т.п.), агрессивной
ориентации (оскорбление, хулиганство,
побои), социально-пассивного типа (уклонение
от гражданских обязанностей, уход
от активной общественной жизни); считает,
что они различаются по степени
общественной опасности, по содержанию
и целевой направленности. Ею выделяется
докриминогенный уровень, когда
несовершеннолетний еще не стал объектом
преступления, и криминогенные проявления
- асоциальное поведение
В.В. Ковалев выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков