Особенности девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы подрастающего поколения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Целью работы стало исследование психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением
Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.
Предмет исследования: личностные особенности девиантных подростков.

Содержание

Введение
1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей.
1.1. Различные подходы к классификации девиантного поведения
1.2. Основные виды девиантного поведения

2. Особенности девиантного поведения подростков
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 79.55 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

Введение

1. Определение понятия девиантного  поведения и его особенностей.

1.1. Различные подходы к классификации девиантного поведения

1.2. Основные виды девиантного поведения

 

2. Особенности девиантного поведения  подростков

2.1. Типичные формы девиантного поведения  подростков

Заключение

Список  использованной  литературы         

Приложение


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. В законодательстве Республики Казахстан отмечается,  «Здоровый физический и психически подросток» -  это полноценное поколение будущего, активный творческий, и экономический потенциал страны [1;10]. Все перспективы социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной работоспособности.

       На сегодняшний день мы можем  констатировать факт социально  – психологической девиации подрастающего  поколения. Наблюдается бурный  рост  числа несовершеннолетних  с девиантным поведением, проявляющихся в озлобленности жесткости в асоциальных действиях.

 Криминализация  подростковой среды происходит  на фоне таких негативных и  потенциально опасных для генофонда  страны явлений, как беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция.  Преступность несовершеннолетних  связанна как с общесоциальными  проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный  характер. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и,  поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов  на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно  функционирующем и устойчиво  развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый  и относительно устойчивый элемент  социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования  и контроля. “Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически  сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций” [20].

Социальная  норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни  большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных  отношений. Английский мыслитель Клайв  С. Льюис склонен видеть в моральных  нормах своего рода “инструкции”, “обеспечивающие  правильную работу человеческой машины” [62].

Но в  реформируемом обществе, где разрушены  одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом.

Конечно, общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение  значительной массы населения воплощает  сегодня наиболее опасные для  страны разрушительные тенденции.

Во все  времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы  человеческой жизнедеятельности и  их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла”  всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи  и биологи рассматривали и  оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и  алкоголизм, наркомания, проституция, суицидальные проявления  и т.п.

В недрах социологии зародилась сформировалась специальная (частная) социологическая  теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует  один из 40 исследовательских комитетов  Международной социологической  ассоциации. У истоков социологии девиантного поведения стоял  Э. Дюркгейм, а конституированию в  качестве самостоятельного научного направления  она обязана – прежде всего  Р. Мертону и А. Коэну.

В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно  в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в конце 60-х  – начале 70-х гг. В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, Я.И. Гилинский. В развитии и институализации  социологии девиантного поведения  большая заслуга принадлежит  академику В.Н. Кудрявцеву.

Динамизм  социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся  в поведенческих формах, отклоняющихся  от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное  и художественное творчество) усиливаются  девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация  и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В  этих условиях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей. Тем более что социальная патология  – чуткий барометр общественной жизни. Следовательно, девиантное поведение  является одной из наиболее важных проблем любого социального  общества.

В настоящее  время среди исследователей наблюдается  повышенный интерес к проблеме девиантного  поведения. Проблема отклоняющегося поведения школьников, так же является одной из актуальных психолого-педагогических проблем. Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами.

Факты грубого  нарушения поведения учащимися  в школе и вне ее, разрыва  между пониманием норм поведения  и антисоциальными поведенческими проявлениями учащихся – при всей неоднозначности – свидетельствуют  о необходимости новых подходов к названной проблеме. Гуманистический  подход к личности ребенка требует  интегрированного знания его возрастных, индивидуальных особенностей – физиологических, психологических – и осуществления  воздействия с учетом психофизических  особенностей школьника, социальной среды. Эффективность коррекционной деятельности зависит также от умения учителя, психолога, социального работника  координировать свои действия, строить  работу с родителями ребенка, оказывать  психотерапевтическую помощь не только школьнику, но и семье. Важно помнить  при этом, что родители ребенка  с отклоняющимся поведением не имеют  психологических и педагогических знаний, а это может существенно  осложнить работу с ними.

Эпоха перемен, современная социально-экономическая  ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически  разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, наше общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение  значительной массы подрастающего  поколения воплощает сегодня  наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Целью работы стало исследование психологических особенностей личности подростков с девиантным поведением

Объект исследования: подростки в возрасте от 12 до  15 лет.

Предмет исследования: личностные особенности девиантных подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение понятия девиантного поведения и его особенностей

 

    1. . Различные подходы к классификации девиантного поведения

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение  на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного  поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих  аномалий.

Криминальной называют личность, совершившую  преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы[106].

Под делинквентностью традиционно  понимается правонарушительное или  противоправное действие, не несущее  за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность»  включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

А.Е. Личко под делинквентным  поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной  ответственности: школьные прогулы, приобщенность  к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и  т.д. [60]. Однако В.В. Ковалев возражает  против такой трактовки понятия  «делинквентное поведение», приравнивая  его к «криминальному».

Поэтому относительно подросткового  возраста девиантное поведение целесообразно  подразделять на два типа - делинквентное  и неделинквентное.

Существует  еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию  к правонарушению. Делинквентными расцениваются  такие характеристики поведения, как  агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность  в отграничении делинквентных и  аморальных поступков. По многим характеристикам  криминальное и делинквентное поведение  рядоположены. Различие между всеми  этими понятиями заключается  в том, что преступное и делинквентное  поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных  и криминальных проступков.

Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное[108].

Третья  обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как  к болезненным проявлениям, так  и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится  к ним терпимо (как, например, к  абортам и гомосексуализму в  различных культурах, в разные эпохи).

Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.

Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип  отклоняющегося поведения; рассматривает  социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной  ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение  от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени  общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда  несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации [7].

В.В. Ковалев  выделяет 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

  1. уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы;
  2. систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;
  3. антиобщественные насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях;
  4. антиобщественные корыстные действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве;
  5. антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола;
  6. злоупотребление алкоголем;
  7. употребление наркотических и токсических веществ;
  8. уходы из дома, бродяжничество;
  9. азартные игры;
  10. прочие виды отклоняющегося поведения[10].

Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков