Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Модель памяти Аткинсона-Шиффрина Известна также под названием «многоэтажной модели памяти». Эта модель предполагает наличие трех отдельных, но последовательно связанных систем памяти: сенсорной, кратковременной и долгосрочной. В сенсорной памяти содержатся мимолетные впечатления о чувственных стимулах (зрелища или звуки); в кратковременной памяти содержится ограниченный набор недавно воспринятых стимулов (номер телефона или обеденное меню); в долгосрочной памяти хранятся более или менее постоянные воспоминания, извлекаемые для повторного использования (например, номер своего телефона). Каждая из этих систем памяти отличается от другой по способу обработки информации, объему сохраняемых сведений и длительности ее сохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………6
1.1. Аддиктивное поведениею……………………………………………..6
1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков…9
1.3. Подростковый кризис и его влияние на формирование жизненных ориентаций подростков с аддиктивным поведением……………..12
1.4. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…..14
2. МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………17
2.1. Методы и методики исследования………………………………….17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

1343 курсовая Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением.docx

— 307.87 Кб (Скачать)

 

Общая сумма рангов: 512+1568=2080

Расчетная сумма:

 

∑RI= N*(N+1)/2 = 64*(64+1)/2=2080

 

Равенство реальной и расчетной  сумм соблюдено.

Теперь формулируем  гипотезы:

Н0: Аддиктивные подростки  не превосходят подростков контрольной  группы в интернальности в области  неудач.

Н1: Аддиктивные подростки  превосходят подростков контрольной  группы в интернальности в области  неудач.

В соответствии со следующим  шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:

 

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-512=1024+528-512=1040

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-1568=1024+528-1568=-16

 

Индивидуальные значения Шкалы интернальности в области  семейных отношений подростков с аддиктивным поведением (п1 =32) и подростков контрольной группы (п2=32)

Таблица 2.8.

Аддиктивные подростки

 

Подростки контрольной группы

 

Код имени испытуемого

Шкала интернальности в области  семейных отношений (Ис)

Ранги

Код имени испытуемого

Шкала интернальности в области  семейных отношений (Ис)

Ранги

1

7

48,5

1

4

29,5

2

5

31,5

2

3

6,5

3

1

1

3

9

59,5

4

3

6,5

4

9

59,5

5

8

56,5

5

3

6,5

6

5

31,5

6

3

6,5

7

3

6,5

7

5

31,5

8

3

6,5

8

6

38,5

9

5

31,5

9

6

38,5

10

2

2,5

10

6

38,5

11

4

29,5

11

3

6,5

12

9

59,5

12

3

6,5

13

3

6,5

13

6

38,5

14

5

31,5

14

7

48,5

15

3

6,5

15

7

48,5

16

6

38,5

16

3

6,5

17

3

6,5

17

6

38,5

18

5

31,5

18

7

48,5

19

5

31,5

19

6

38,5

20

3

6,5

20

3

6,5

21

6

38,5

21

7

48,5

22

3

6,5

22

7

48,5

23

2

2,5

23

8

56,5

24

3

6,5

24

9

59,5

25

2

2,5

25

6

38,5

26

3

6,5

26

3

6,5

27

3

6,5

27

6

38,5

28

3

6,5

28

7

48,5

29

3

6,5

29

7

48,5

30

3

6,5

30

10

64

31

2

2,5

31

9

59,5

32

3

6,5

32

8

56,5

Суммы:

 

568,5

   

1511,5

Средние:

         

 

Общая сумма рангов: 568,5+1511,5=2080.

Расчетная сумма:

 

∑RI= N*(N+1)/2 = 64*(64+1)/2=2080

Равенство реальной и расчетной  сумм соблюдено.

Теперь формулируем гипотезы:

Н0: Аддиктивные подростки не превосходят  подростков контрольной группы в  интернальности в области семейных отношений.

Н1: Аддиктивные подростки превосходят  подростков контрольной группы в  интернальности в области семейных отношений.

В соответствии со следующим шагом  алгоритма определяем эмпирическую величину U:

 

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-568,5=1024+528-568,5=983,5

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-1511,5=1024+528-1511,5=40,5

 

Определяем критические значения Q для п1=32 и п2=32:

 

n

Uкр.

0.05

0.01

32

382

338




 

Uэмп=40,5

Uэмп< Uкр

 

Ответ: Н1: Аддиктивные подростки  превосходят подростков контрольной  группы в интернальности в области  семейных отношений.

 

Индивидуальные значения Шкалы интернальности в области  производственных отношений подростков с аддиктивным поведением (п1 =32) и подростков контрольной группы (п2=32)

Таблица 2.9.

Аддиктивные подростки

 

Подростки контрольной группы

 

Код имени испытуемого

Шкала интернальности в области  производственных отношений (Ип)

Ранги

Код имени испытуемого

Шкала интернальности в области  производственных отношений (Ип)

Ранги

1

4

48,5

1

1

1,5

2

2

29,5

2

2

29,5

3

3

33,5

3

3

33,5

4

3

33,5

4

1

1,5

5

3

33,5

5

4

48,5

6

4

48,5

6

3

33,5

7

4

48,5

7

1

1,5

8

1

1,5

8

4

48,5

9

1

1,5

9

1

1,5

10

3

33,5

10

1

1,5

11

2

29,5

11

4

48,5

12

3

33,5

12

3

33,5

13

3

33,5

13

4

48,5

14

3

33,5

14

1

1,5

15

2

29,5

15

4

48,5

16

1

1,5

16

1

1,5

17

1

1,5

17

4

48,5

18

1

1,5

18

1

1,5

19

1

1,5

19

1

1,5

20

1

1,5

20

4

48,5

21

1

1,5

21

4

48,5

22

1

1,5

22

4

48,5

23

1

1,5

23

3

33,5

24

1

1,5

24

3

33,5

25

1

1,5

25

4

48,5

26

1

1,5

26

4

48,5

27

1

1,5

27

4

48,5

28

1

1,5

28

3

33,5

29

1

1,5

29

3

33,5

30

1

1,5

30

3

33,5

31

1

1,5

31

4

48,5

32

1

1,5

32

4

48,5

Суммы:

 

497

   

1583

Средние:

         

 

Общая сумма рангов: 497+1583=2080

Расчетная сумма:

 

∑RI= N*(N+1)/2 = 64*(64+1)/2=2080

 

Равенство реальной и расчетной  сумм соблюдено.

Теперь формулируем гипотезы:

Н0: Аддиктивные подростки не превосходят  подростков контрольной группы в  интернальности в области производственных отношений.

Н1: Аддиктивные подростки превосходят  подростков контрольной группы в  интернальности в области производственных отношений.

В соответствии со следующим шагом  алгоритма определяем эмпирическую величину U:

 

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-497=1024+528-497=1055

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-1583=1024+528-1583=-31

 

Определяем критические значения Q для п1=32 и п2=32:

 

n

Uкр.

0.05

0.01

32

382

338




 

Uэмп=-31

Uэмп< Uкр

Ответ: Н1: Аддиктивные подростки  превосходят подростков контрольной  группы в интернальности в области  производственных отношений.

 

Индивидуальные значения Шкалы интернальности в отношении  здоровья и болезни подростков с аддиктивным поведением (п1 =32) и подростков контрольной группы (п2=32)

 

Таблица 2.10.

Аддиктивные подростки

 

Подростки контрольной группы

 

Код имени испытуемого

Шкала интернальности в отношении  здоровья и болезни (Из)

Ранги

Код имени испытуемого

Шкала интернальности в отношении  здоровья и болезни (Из)

Ранги

1

4

39,5

1

4

39,5

2

1

1,5

2

1

1,5

3

4

39,5

3

4

39,5

4

4

39,5

4

2

14,5

5

2

14,5

5

4

39,5

6

1

1,5

6

4

39,5

7

4

39,5

7

4

39,5

8

4

39,5

8

3

20,5

9

3

20,5

9

1

1,5

10

3

20,5

10

3

20,5

11

1

1,5

11

4

39,5

12

1

1,5

12

1

1,5

13

4

39,5

13

3

20,5

14

4

39,5

14

1

1,5

15

4

39,5

15

4

39,5

16

2

14,5

16

4

39,5

17

1

1,5

17

1

1,5

18

1

1,5

18

2

14,5

19

3

20,5

19

3

20,5

20

2

14,5

20

4

39,5

21

4

39,5

21

4

39,5

22

4

39,5

22

2

14,5

23

3

20,5

23

3

20,5

24

3

20,5

24

3

20,5

25

4

39,5

25

1

1,5

26

3

20,5

26

3

20,5

27

1

1,5

27

3

20,5

28

3

20,5

28

4

39,5

29

3

20,5

29

4

39,5

30

4

39,5

30

4

39,5

31

3

20,5

31

4

39,5

32

3

20,5

32

3

20,5

Суммы:

 

913

   

1167

Средние:

         

 

Общая сумма рангов: 913+1167=2080

Расчетная сумма:

 

∑RI= N*(N+1)/2 = 64*(64+1)/2=2080

 

Равенство реальной и расчетной  сумм соблюдено.

Теперь формулируем гипотезы:

Н0: Аддиктивные подростки не превосходят  подростков контрольной группы в  интернальности в отношении здоровья и болезни.

Н1: Аддиктивные подростки превосходят  подростков контрольной группы в  интернальности в отношении здоровья и болезни.

В соответствии со следующим шагом  алгоритма определяем эмпирическую величину U:

 

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-913=1024+528-913=639

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-1167=1024+528-1167=385

 

Определяем критические значения Q для п1=32 и п2=32:

 

n

Uкр.

0.05

0.01

32

382

338




 

Uэмп=385

Uэмп> Uкр

 

Ответ: Н0: Аддиктивные подростки  не превосходят подростков контрольной  группы в интернальности в отношении  здоровья и болезни.

Как показало исследование, зависимые  подростки не считают, что большинство  значимых событий в их жизни были результатом их собственных действий, что они способны ими управлять  и нести ответственность за то, как складывается их жизнь. Аналогичное  мнение имеют подростки контрольной  группы, что, по-видимому, является отражением возрастной тенденции и связано  с перестройкой локуса контроля. Вместе с тем по шкале интернальности в области неудач подростков ЭГ характеризует  более высокий уровень субъективной ответственности за события и  ситуации, различия в данном случае статистически высоко значимы (на однопроцентном уровне).

В отношении производственных и  семейных отношений установлены  низкие показатели интернальности в  обеих группах, причем уровень интернальности подростков ЭГ по шкале деловых отношений  соответствует норме (5,5 стена), а  КГ ниже среднего значения, по шкале  интернальность в семейных отношениях наблюдается противоположная тенденция  и отличие на однопроцентном уровне значимости для этих субшкал.

Как показало исследование, для подростков с аддиктивным поведением характерен повышенный уровень мотивации достижения успеха, что может указывать на наличие компенсаторных тенденций, для подростков с аддиктивным  поведением характерно также некритичное  отношение к своему здоровью.

 

Чтобы продолжить исследование мы использовали методики Леонтьева оценки смыслажизненных  ориентаций.

В нашем исследовании приняли участие 67 старшеклассников, из них 38 девушек  и 29 юношей. Возраст испытуемых 16 –17 лет. На первом этапе с помощью  анкеты мы выделили три группы испытуемых по уровню компьютерной компетентности. В таблице 2.11 представлены основные характеристики уровня компьютерной компетентности и количественный состав групп.

 

Таблица 2.11

 

Характеристики группы

Количественный состав

Группа №1

Компьютер используется в  основном как средство развлечения  и общения. Испытуемые демонстрируют  высокую осведомленность в игровых  и развлекательных программах. Некоторые  из них проводят немало времени в  Интернете, посещая чаты, музыкальные  и игровые сайты.

Всего 24 человека, из них 15 юношей 9 девушек

Группа №2

Компьютер используется преимущественно  как средство решения учебных  и познавательных задач. Испытуемые владеют программами, входящими  в Microsoft office, владеют навыками поиска информации в Интернете.

Всего 23 человека, из них 8 юношей, 15 девушек

Группа №3

Испытуемые занимаются программированием, выходящим за рамки школьной программы, создают новые информационные продукты. Проявляют большую осведомленность  в использовании ресурсов Интернет, активно их используют.

Всего 20 человек, из них 13 юношей, 7 девушек


 

Интересным представляется факт, что  старшеклассники группы №3 наиболее критично оценивают уровень своей  компетентности (средняя оценка в  группе 3,2 балла по 5-балльной шкале). В то время как старшеклассники, вошедшие в группу №2, чаще всего  ставили себе оценки "5".

Особенности сферы терминальных ценностей у старшеклассников с  разным уровнем компетентности в  использовании компьютера.

Анализ результатов показал, что независимо от уровня компетентности в использовании компьютера, у  всех старшеклассников ведущее место  в системе ценностей занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и высокое материальное положение. Это позволяют сделать  вывод о том, что все испытуемые заинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, своих  способностях, других характеристиках  своей личности. Они стремятся  к самосовершенствованию, считая при  этом, что потенциальные возможности  человека почти не ограничены и что  в первую очередь в жизни необходимо, добиваться наиболее полной их реализации. При этом они убеждены в том, что  материальный достаток является главным  условием жизненного благополучия. Для  данных старшеклассников высокий уровень  материального благосостояния часто  оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

Информация о работе Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением