Возрастные особенности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Основной целью для нас послужит анализ методик исследований возрастных особенностей подростков.
В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи курсовой работы:
- изучить историю отечественной и зарубежной психологии подростков, а также возрастных особенностей учащихся
- дать описание методик исследованию и проанализировать результат исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. История изучения проблемы подростков в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………….5
1.2. Возрастные особенности учащихся……………………………...11
Выводы по первой главе………………………………………………………16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. Описание методик исследования……………………………………17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………26
2.3. Психологические рекомендации…………………………………...35
Выводы по второй главе……………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……………..45

Работа содержит 1 файл

Алла 1.docx

— 83.95 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ПОДРОСТКОВ

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила:

            Руководитель курсовой работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа.2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

    1. История изучения проблемы подростков в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………….5
    2. Возрастные особенности учащихся……………………………...11

Выводы по первой главе………………………………………………………16

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Описание методик исследования……………………………………17

2.2. Анализ результатов  исследования…………………………………26

2.3. Психологические рекомендации…………………………………...35

Выводы по второй главе……………………………………………………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….42

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………….……………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возрастная психология (см.Приложение А), как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX века, направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Мера дробления возрастных периодов и их сравнительных характеристик последовательно возрастала. К настоящему времени, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы: психология дошкольника, психология младшего школьника, психология подростка, психология старшего школьника (или: ранней юности), психология взрослого человека и, наконец, психология преклонного возраста. Естественно, что если в рамках отдельного возрастного периода представляется возможным более детально выявить и проанализировать характеристики именно данного возраста, то общая возрастная динамика требует охвата ряда этапов, выявления сравнительных характеристик нескольких возрастных "срезов".

Каждый возраст хорош  по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

 Это самый долгий  переходный период, который характеризуется  рядом физических изменений. В  это время происходит интенсивное  развитие личности, ее второе  рождение.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Сформулируем основные цели и задачи настоящей курсовой.

Основной целью для нас послужит  анализ методик  исследований возрастных особенностей подростков.

В соответствии с целью  мы выделяем следующие задачи курсовой работы:

- изучить историю отечественной  и зарубежной психологии подростков, а также возрастных особенностей  учащихся

- дать описание методик  исследованию и проанализировать  результат исследования.

Указанные цели и задачи формируют структуру курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, состоящий из двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

    1. История изучения проблемы подростков в отечественной и зарубежной психологии

Отвлекаясь от биологизаторского подхода в исследовании особенностей подросткового возраста, который нашел благодатную почву среди американских и европейских психологов, обратимся теперь к позиции наших отечественных классиков. Первым в их ряду стоит культурно-историческая концепция Л.С.Выготского и его школы.

     Согласно его  концепции все психические функции  существуют и развиваются не  каждая сама по себе, не автоматически,  а в определенной закономерности  ее развития в системе всех  функций человека, направляемых  его интересами, влечениями, стремлениями, т.е. общей направленностью личности. Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место разрушение и отмирание старых, детских интересов и созревание и развитие новых. Он писал: "Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком".

     Вместе с  этим Л.С.Выготский выделил несколько групп из всех интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к своему внутреннему миру, к своей личности); "доминанта дали" (установка подростка на далекие временные планы, вплоть до протяжения всей жизни в ущерб ближним целям, сегодняшним. Он знает, чем будет заниматься через 10, 20, 30 лет. Но не знает, что будет делать завтра); "доминанта усилия" (стремление подростка к сопротивлению, преодолению, напряжению воли, отстаиванию своего суверенитета, что часто проявляется в упрямстве, хулиганстве, протесте, борьбе против воспитательных мер взрослых); "доминанта романтики" (интерес к опасности, приключениям, риску, азарту, запрещенному).

     Особое внимание  Л.С.Выготский обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С.Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях," - писал он [Выготский Л.С. В 6 т. М., 1984. т. 3., с.67].

     Л.С.Выготский отмечал также еще два новообразования этого возраста - развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С.Выготский, зависит от культурного содержания среды.

     В концепции  Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что ему с ними делать, что он за человек, который обладает такими способностями. Решение этих вопросов может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Только проявляя себя в реальной деятельности, опосредующей общение со сверстниками, подросток может получить информацию о своих психологических качествах, чертах характера. Особенности развития подростка в этом возрасте фиксируются в следующих проявлениях:

    • Вновь возникают  (после кризисов 3-х и 7-и лет)  трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка происходит теперь вне школы, вне учебы.

    • Стремление  стать членом какой-нибудь подростковой  компании (поиски друга, поиски  того, кто может его понять).

    • Ребенок начинает  вести дневник. Многие из исследователей  сообщали о "тайных тетрадях  и дневниках", в которых подросток  "находит исключительно свободное  убежище, где никто и ничто  его не стесняет. Предоставленный  самому себе, он свободно и  независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания,  волнующие мысли, сомнения и  наблюдения".

     Сравнивая  себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами.

          Для подростковой картины мира  характерно господство детского  сообщества над взрослым. Здесь  складывается новая социальная  ситуация развития. Идеальная форма  - то, что ребенок осваивает в  этом возрасте, с чем он реально  взаимодействует - это область  моральных норм, на основе которых  строятся социальные взаимоотношения.  В концепции Д.Б.Эльконина ведущим типом деятельности в этом возрасте является общение со сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются иерархические отношения, распределение ролей, выполняемых каждым человеком в системе межличностного общения. Это может происходить либо в школе, либо в компании подростков группирующихся по месту жительства, по интересам, на основе каких-то других группообразующих факторов. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто "уходит" из школы, разумеется, в большинстве случаев психологически, хотя все чаще и буквально.

     Деятельность  общения чрезвычайно важна для  формирования личности в полном  смысле этого слова. В этой  деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого  возраста - социальное сознание, переносимое  внутрь. По Л.С.Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления [Выготский Л.С. В 6 т. М., 1984. т. 3,с.67].

     Контролирование  своего поведения, проектирование  его на основе моральных норм - это и есть личность. По Д.Б.Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

     Л.И.Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психологическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни (20; 23). Однако, в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И.Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но тем не менее, какой бы ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя "это будущее представляется ему еще очень туманно". Характеризуя подростковый возраст, Л.И.Божович писала: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь" [Божович Л.И.,1968 с.23].

  б) Развитие возрастной психологии подростков в трудах зарубежных психологов.

В конце XIX-начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом.

В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, то есть независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний  фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления  некоторых природных, наследственно  обусловленных психических качеств.

Американский психолог С. Холл (1844-1924), опираясь на биогенетический  закон, утверждал, что каждый ребенок  в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого  рода. Поэтому нужно дать ему возможность  беспрепятственно изживать первобытные  инстинкты. Используя большой фактический, С. Холл написал ряд работ о  возрастных особенностях детей. Ему  принадлежала идея создания особой комплексной  дисциплины, куда, по мнению Холла, должны включаться психологические, физиологические, а также педагогические знания о  ребенке. Впоследствии эта дисциплина, возникшая в начале XX в., получила название педологии.

Многие психологи принадлежали к биологизаторскому направлению в психологии. Развитие они рассматривали только как количественное изменение. Умственное развитие понималось ими как созревание способностей, особенностей характера, интересов, склонностей, с которыми человек родился. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития.

Информация о работе Возрастные особенности подростков