Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Модель памяти Аткинсона-Шиффрина Известна также под названием «многоэтажной модели памяти». Эта модель предполагает наличие трех отдельных, но последовательно связанных систем памяти: сенсорной, кратковременной и долгосрочной. В сенсорной памяти содержатся мимолетные впечатления о чувственных стимулах (зрелища или звуки); в кратковременной памяти содержится ограниченный набор недавно воспринятых стимулов (номер телефона или обеденное меню); в долгосрочной памяти хранятся более или менее постоянные воспоминания, извлекаемые для повторного использования (например, номер своего телефона). Каждая из этих систем памяти отличается от другой по способу обработки информации, объему сохраняемых сведений и длительности ее сохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………6
1.1. Аддиктивное поведениею……………………………………………..6
1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков…9
1.3. Подростковый кризис и его влияние на формирование жизненных ориентаций подростков с аддиктивным поведением……………..12
1.4. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…..14
2. МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………17
2.1. Методы и методики исследования………………………………….17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

1343 курсовая Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением.docx

— 307.87 Кб (Скачать)

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается  с помощью различных аддиктивных  агентов. К таким агентам относятся  вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные  препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной  музыки [8, с.221].

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что  способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных  ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения  оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в  ловушке постоянного ухода от реальной действительности [6, с.10].

Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию  и эмоции до такой степени, что  аддикт оказывается неспособным  поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать  другие стороны личности, проявлять  симпатии, сочувствие, эмоциональную  поддержку даже наиболее близким  людям [7, с.9].

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы  деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими  людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать  свой жизненный опыт, нарушая тем  самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в  процессе совместной деятельности аддикта  с другими людьми. Потребность  в самопознании, самоутверждении  и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они, желая утвердиться  в своем существовании и в  своей ценности, ищут точку опоры  в других людях [20, с.155]. Поиск точки  опоры не выходит за границы аддиктивной  реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность  ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким  воспринимают тебя окружающие [8, с.229].

Интернет-зависимость обладает признаками всех типов зависимостей. Критерии, которые используются в  определении любого типа зависимости: пренебрежение важными вещами в  жизни из-за этого (аддиктивного) поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или  разочарование значимых для аддикта  людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки  сокращать это поведение [20].

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет -зависимости:

  1. навязчивое желание проверить e-mail.
  2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
  3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
  4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [22].

 

 

1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков

 

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением  в 6-8 классах средней школы. За эти  четыре года бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности  этого периода развития отражены в названиях – «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального  взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная  социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых [1, c.14].

Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую  неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие  переживания могут обостряться  в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающего внимание к собственной внешности [9; с. 229].

Начало полового созревания знаменует вступление в подростковый период. В это время осуществляется переход от детства к зрелости, сопровождающийся изменениями в  психике и познавательной активности.

Различия в  возрасте и продолжительности полового созревания.

  1. Гормональные изменения, знаменующие начало половой зрелости, созревание гениталий и морфологические трансформации по-разному протекают у разных индивидов между 10 и 16 годами у девочек и между 12 и 17 годами у мальчиков.
  2. При отсутствии каких-либо признаков сексуальной зрелости у девочек в 14 лет и у мальчиков в 15 можно говорить о задержке полового созревания. Некоторые психологические затруднения могут быть также обусловлены слишком большой разницей между нормой и индивидуальными изменениями. Слишком раннее созревание у девочек и слишком позднее у мальчиков может сказаться самым отрицательным образом на подростках.

Развитие мышления. От непосредственному к возможному.

  1. Когнитивное развитие подростков характеризуется становлением абстрактно-логического (гипотетико-дедуктивного) мышления, описанного Пиаже. В этом возрасте подростки начинают рассуждать исходя из абстрактных гипотез, а не как в детстве – исходя из непосредственно наблюдаемой ситуации. Они могут систематически проверять свои гипотезы. Однако не все подростки постоянно используют такой способ мышления.
  2. Умение оперировать абстрактными понятиями способствуют развитию общей способности к рассуждениям на основе моральных и идеологических принципов, которые тем не менее не всегда претворяются в жизнь.

Трудности привыкания к изменениям своего тела.

Подростку приходится привыкать  к своему новому облику в силу происходящих в этом возрасте физиологических  изменений. Его рассуждения о  значимости своей внешности для  других и него самого сопровождаются сомнениями и страхами. Он старается  одеваться так, чтобы быть похожим  на своих сверстников и/или отличаться от них. Так, к примеру, он сможет следовать  общей моде и при этом стремится  к оригинальности.

Сексуальные побуждения и состояние напряженности.

Сексуальное созревание приводит к тому, что подросток начинает искать способы удовлетворения своих  сексуальных побуждений и использует различные механизмы защиты от состояния  напряженности, возникающего в случае неудовлетворенности его желаний.

Подросток и его  окружение.

Подростковый возраст  – это период серьезных изменений  в отношениях с другими людьми. На первый план выходят друзья, сверстники, родители же отходят на второй. Первые любовные и сексуальные отношения  также вносят изменения в отношения  с родителями.

  1. Подросток старается выйти из состояния зависимости от родителей, которых всегда считал всемогущими и способными защитить. Он может внезапно отдалиться от них, целиком посвятив себя своим друзьям. Предназначавшуюся родителям любовь подросток направляет на себя: нарциссизм необходим для развития самооценки.
  2. Развенчание идеальности образов родителей приводит к появлению по отношению к ним агрессивного поведения, которое чередуется с просьбами о защите и предоставлении самостоятельности. Подросток может стремится стать объектом внимания для своих родителей и начать вести себя поэтому регрессивно (отказываться мыться, избирательно питаться и т.д.).

Укрепление отношений  со сверстниками.

  1. Подросток ищет среди своих друзей «другое Я», тех, с кем он мог бы делить свои трудности, заботы, стремления, идеалы. И таким человеком может стать для подростка человек как одного, так и другого с ним пола.
  2. Подросток идеализирует узкий круг своих друзей, как в детстве идеализировал родителей. Потребность отождествления себя с другими особенно ярко проявляется в раннем подростковом возрасте. Она вытекает из стремления отождествлять себя с родителями в детстве, особенно с одним из родителей того же пола.
  3. В более широких группах сверстников подросток сравнивает себя с другими, выполняя общие действия. С помощью этих же действий подросток может оценить себя, бросив вызов общественным запретам и совершив целый ряд нарушений, отбросив усвоенные в детстве нормы и ценности.

Любовные и  сексуальные отношения.

  1. В современном обществе сексуальные отношения между подростками, как правило, допускаются. Приобретая опыт таких отношений с другим человеком – объектом своей любви и сексуальных желаний.
  2. Поведение родителей при этом иногда бывает неадекватным: они могут подталкивать подростка к сексуальным отношениям, которых он не желает, или, напротив, постоянно накладывать запреты в тревожных ситуациях, заметив, что ребенок становится слишком сексуально активен.

Эта сексуальная активность обусловлена психологической и  социальной незрелостью подростков. Вот почему так важно информировать  их о способах контрацепции и предупреждения заболеваний, передаваемых половым  путем.

Таким образом, можно утверждать, что  подростки с аддиктивным поведением склонны перекладывать ответственности  за свое поведение на ближайшее окружение (экстернальность), однако считают, что  неудачи являются следствием их собственной  активности. По мнению Я.Л. Коломинского, такое состояние локуса субъективного  контроля имеет негативный оттенок, поскольку фиксация на неудачах повышает уровень личностной тревожности  и актуализирует психологические  защиты личности. А это в свою очередь способно служить преградой  адекватному осмыслению самого себя и собственных действий. По этим параметрам зависимые подростки  в большей степени отличаются от своих социально адаптированных сверстников.

 

 

1.3. Подростковый кризис  и его влияние на формирование  жизненных ориентаций подростков  с аддиктивным поведением

 

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной  идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую  природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым  растущий человек должен выработать определенные позиции» [20]. Сложность  задачи, стоящей перед взрослеющим  человеком заключается, с одной  стороны, в том, чтобы прояснить  свою роль как члена общества, с  другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл  и направленность жизни. Практически  каждая жизненная ситуация требует  от человека определенного выбора, осуществить который он может  лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким  человек не должен стать. Становление  идентичности может происходить  на фоне социально-благополучного окружения  подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой  самооценке. Выбор образцов поведения  в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной  ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у  него проблем с окружающими» Там  же. Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся  как психологическим содержанием  ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.

Одна из причин подросткового кризиса  и конфликтов с окружающими в  этом возрасте - переоценка своих возросших  возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости  и самостоятельности, болезненное  самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить  их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное  благополучие личности все больше и  больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего  отношением и оценками товарищей [15, с.43].

Информация о работе Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением