Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Модель памяти Аткинсона-Шиффрина Известна также под названием «многоэтажной модели памяти». Эта модель предполагает наличие трех отдельных, но последовательно связанных систем памяти: сенсорной, кратковременной и долгосрочной. В сенсорной памяти содержатся мимолетные впечатления о чувственных стимулах (зрелища или звуки); в кратковременной памяти содержится ограниченный набор недавно воспринятых стимулов (номер телефона или обеденное меню); в долгосрочной памяти хранятся более или менее постоянные воспоминания, извлекаемые для повторного использования (например, номер своего телефона). Каждая из этих систем памяти отличается от другой по способу обработки информации, объему сохраняемых сведений и длительности ее сохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………6
1.1. Аддиктивное поведениею……………………………………………..6
1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков…9
1.3. Подростковый кризис и его влияние на формирование жизненных ориентаций подростков с аддиктивным поведением……………..12
1.4. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…..14
2. МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………17
2.1. Методы и методики исследования………………………………….17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

1343 курсовая Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением.docx

— 307.87 Кб (Скачать)

Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Это свидетельствует о  том, что испытуемые в меньшей  мере стремятся к реализации свои творческих способностей, внесению различных  изменений во все сферы своей  жизни. Они не считают необходимым "ломать" стереотипы, тем самым, внося разнообразие в свою жизнь. Их устраивает размеренный ход жизни, и они не всегда стараются внести в нее что-то новое. В данный момент своей жизни старшеклассники  не рассматривают в качестве важнейшей  ценности благоприятные взаимоотношения  с другими людьми. Для них, как  правило, не очень значимы многие аспекты человеческих взаимоотношений, поэтому возможность общения  с другими людьми они не считают  самым ценным в своей жизни. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что  вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное  для них сейчас это учиться  и получать новые знания. Наименее значимой для себя считают сферу  семейной жизни. Можно предположить, что создание собственной семьи  – довольно далекая перспектива, а возможность реализации собственных  ценностей в родительской семье  несколько ограничены. Гистограммы  и таблицы, иллюстрирующие особенности  сферы терминальнх ценностей  у испытуемых трех групп, представлены в Приложении №2.

«Теста смысложизненных  ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева. Таблицы, отражающие результаты статистического  анализа, представлены в приложении № 3.

В результате статистического  анализа по ряду параметров были выявлены достоверные различия (р<0,01; р<0,05) между испытуемыми группы №1 и  группы №3. Группа №2 занимала промежуточное  положение. При сравнении результатов  испытуемых группы №2 и группы №1, испытуемых группы №2 и группы №3 достоверных  различий не выявлено. Группы №1 и №3 с точки зрения выделенных нами параметров выглядят наиболее контрастно по значимости для них таких терминальных ценностей  как "Активные социальные контакты", "Достижения", "Духовное удовлетворение", "Сохранение собственной индивидуальности", "Престиж" и "Креативность" в  разных сферах деятельности.

 

Таблица №2. Достоверные различия между испытуемыми групп №1 и №3 значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни (критерий Манна - Уитни)

Сферы

Терминальные ценности

Образование

Профессия

Семейной жизни

Увлечения

Обществ. жизни

"Активные социальные  контакты"

p<0,01

p<0,01

 

p<0,01

 

"Достижения"

p<0,05

       

"Духовное удовлетворение"

 

p<0,01

 

p<0,05

p<0,05

"Сохранение индивидуальности"

 

p<0,01

p<0,01

p<0,01

 

"Престиж"

 

p<0,01

 

p<0,05

 

"Креативность"

p<0,01

       

 

Показатели испытуемых группы №3 достоверно выше показателей испытуемых группы №1 по значимости ценности "Активные социальные контакты" в сферах образования, профессии и увлечений. Это означает, что старшеклассники, вошедшие в  группу №3, отличаются желанием достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащими к референтной для себя группе. Для них большее значение, чем  для испытуемых группы №1, имеют  факторы социально-психологического климата в коллективе, атмосфера  доверия и взаимопомощи среди  одноклассников. Испытуемые группы №3 склонны увлекаться теми занятиями, которые имеют коллективный характер, в то время, как старшеклассники  группы №1 не испытывают особого желания  искать единомышленников и взаимодействовать  с ними в своем увлечении.

Более значимой для испытуемых группы №3 представляется ценность "Достижения". Особенно отчетливы различия между  испытуемыми двух групп в сфере  образования. Это выражается в большем  стремлении испытуемых группы №3 добиваться как конкретных результатов своего образовательного процесса, так и  других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования. Эти старшеклассники более тщательно  планируют все этапы образовательного процесса, стремятся повысить свою самооценку за счет учебных успехов.

Значимость ценности "Духовное удовлетворение" для испытуемых группы №3 достоверно выше в сфере  профессиональной деятельности, общественной жизни и в сфере увлечений. Испытуемые группы № 3 в большей  мере стремятся иметь в будущем  интересную, содержательную работу или  профессию. Кроме того, старшеклассники  группы №3 стремятся через общественную деятельность реализовать свое желание  сделать жизнь общества как можно  более благополучной. Их особенность  заключается в готовности посвятить  все свое свободное время какому-либо делу, в стремлении глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Поэтому  большее удовлетворение они получают от процесса своего занятия, нежели от его результатов. Для группы № 1, напротив характерно наибольшее удовлетворение от результатов работы и в меньшей  степени ориентировка на сам процесс. Мы выяснили также, что значимость ценности "Сохранение собственной индивидуальности" в профессиональной деятельности, в  сфере семьи и увлечений у  испытуемых группы №1 достоверно ниже, чем у испытуемых группы №3. Старшеклассники, вошедшие в группу № 3, намного сильнее  стремятся посредством своей  профессиональной деятельности "выделиться из толпы". В выборе будущей профессии  немаловажным фактором для них будет  являться ее уникальность, возможность  подчеркнуть, таким образом, своеобразие  и неповторимость их личности. Они  хотят строить свою жизнь, ориентируясь на собственные взгляды, желания, убеждения. Испытуемые группы № 3 в большей  степени пытаются сохранить свою индивидуальность, избегая влияния  даже членов своей семьи.

В оценке значимости таких  ценностей, как "Престиж" и "Креативность" также выявлены достоверные различия. Испытуемые группы №3 достоверно выше оценивают значимость для себя свободного творческого самовыражения в  сфере увлечений. Они в большей  мере стремятся увлекаться таким  занятием, которое представляет широкие  возможности для творчества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Они всегда стараются изменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.

Ценность престижа в профессиональной деятельности и сфере увлечений  более высока для испытуемых группы №3. Это означает, что эти старшеклассники  стремятся иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Они, как правило, очень заинтересованы в мнении других людей относительно своей работы или профессии и  хотят добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально - одобряемой работы или профессии.

В целом по результатам  исследования, создается впечатление, что для испытуемых группы №1 компьютер  является средством "защиты" от реальности, а для испытуемых группы №3- средством  ее преобразования. Напомним, что группа испытуемых вторая группа занимает промежуточное  положение между первой и третьей  группами. Достоверных различий между  второй и первой, второй и третьей  группами выявлено не было. Смысложизненные  ориентации у старшеклассников с  разным уровнем компетентности в  использовании компьютера. Анализ смысложизненных ориентаций у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности показал следующее. У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля – Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.

 

Выводы по второй главе

1. Подростки с аддиктивным поведением  склонны перекладывать ответственности  за свое поведение на ближайшее  окружение (экстернальность), однако  считают, что неудачи являются  следствием их собственной активности. По мнению Я.Л. Коломинского, такое  состояние локуса субъективного  контроля имеет негативный оттенок,  поскольку фиксация на неудачах  повышает уровень личностной  тревожности и актуализирует  психологические защиты личности. А это в свою очередь способно  служить преградой адекватному  осмыслению самого себя и собственных  действий. По этим параметрам  зависимые подростки в большей  степени отличаются от своих  социально адаптированных сверстников.

2. Установлена картина перестройки  локуса контроля аддиктивных  подростков, что отчетливо выражено  в области семейных отношений.  При этом управление процессом  перестройки внутреннего контроля, ориентация подростков на личностный  рост и формирование автономии  являются альтернативой избегающей  стратегии преодоления микросоциальных  проблем.

3. Анализ личностной структуры  подростков с аддиктивным поведением  показал ее статистически значимые  отличия по сравнению с подростками  контрольной группой в области  интернальности неудач (p<0.01), интернальности  в профессиональной сфере и  в области семейных отношений  (p<0.01) – согласно методике УСК,  в области мотивации достижения  и притязаний по шкале здоровье (p<0.05).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Аддиктивные подростки  люди известны отрицанием своих  проблем, если эти проблемы  так или иначе связаны с  их пагубным пристрастием. Подростки  употребляющие алкоголь, наркотики  часто считают, что имеют полное  право пить, принимать наркотики  или забывать все на свете  за компьютерными играми, поскольку  вольны сами выбирать для себя  отдых после тяжелой учёбы  или имеют право на отдушину  от тягот личной жизни. В  большинстве своем они полагают  свои пристрастия «несерьезным  баловством», естественным дополнением  к вечернему отдыху или выходному  дню. Вместе с этим многие  люди часто не считают себя  зависимыми от своей привычки, поскольку не замечали своей  потребности употреблять крепкие  напитки или никогда не испытывали  «ломку», свойственную наркоманам. Все правильно, если не одно  «но»: каждый из этих людей  имеет шанс попасть в тяжелую  зависимость от своих привычек, даже если они лишь изредка  позволяют себе удовольствие  насладиться спиртным, сигаретой  или наркотиком.

2. Анализ литературы и  наше исследование на тему  аддиктивной молодежи подводит  к выводу: что эта проблема  в нашем современном обществе  не решена, а наоборот, развивается  очень быстрыми темпами. Часто  в этом виновны сами родители, окружение, школа. Дети обладающие  высокими потребностями ищут  пути достижения своих целей,  но, не найдя их замыкаются  в себе и утешают себя с  помощью алкоголя, наркотиков, компьютера  и др. вредных привычек.

3. Родители должны уметь  распознавать признаки того, что  дети употребляют спиртное или  наркотики. Невнятная протяжная  речь, характерные черты нетрезвого  поведения или чрезмерная сонливость  указывают на использование депрессантов  ЦНС. В борьбе с этими пристрастиями  очень помогают родственники, они  должны быть терпеливыми и  настойчивыми.

4. Смысло жизненные ориентации  у подростков с разным уровнем  компьютерной компетентности существенно  различиаются. У аддиктивных подростков  использование компьютера приводит  к ещё большим проблемам, чем  у подростков в норме.

Мы также пришли к выводу о том, что независимо от уровня компьютерной компетентности, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей  старшеклассников занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и  материальное положение. Наименее значимыми  ценностями является креативность и  активные социальные контакты. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что  вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное  для них сейчас это учиться  и получать новые знания. Наименее значимой для себя большинство старшеклассников считают сферу семейной жизни.

5. У испытуемых всех  групп все три временных локуса  имеют высокие показатели осмысленности.  Данное состояние характеризуется  ощущением того, что прошедший  отрезок жизни был продуктивным  и осмысленным, процесс жизни  в настоящем воспринимается как  интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего  придает всей жизни старшеклассников  направленность и временную перспективу.  При этом показатели "Локус  контроля – Я" и "Локус  контроля - Жизнь", выше в группе  испытуемых №3, что свидетельствует  о большей убежденности этих  испытуемых в собственной способности  управлять жизнью и большей  вере в собственные силы.

6. В нашей работе мы  определили личностные качества  аддиктивных подростков, что может  помочь в предотвращении и  лечении попавших в беду подростков. А именно, у аддиктивных подростков  присутствуют такие личностные  черты, как: повышенный уровень  мотивации достижения успеха, низкий  уровень интернальности неудач, интернальности в профессиональной  сфере и в области семейных  отношений. Такие дети склонны  приписывать ответственность за  неприятные события другим людям  или считать их результатом  невезения, они считают родственников  причиной значимых ситуаций, возникающих  в их семье, также они склонны  приписывать более важное значение  внешним обстоятельствам – учителям, товарищам по школе, везению  или невезению.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информация о работе Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением