Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа
Модель памяти Аткинсона-Шиффрина Известна также под названием «многоэтажной модели памяти». Эта модель предполагает наличие трех отдельных, но последовательно связанных систем памяти: сенсорной, кратковременной и долгосрочной. В сенсорной памяти содержатся мимолетные впечатления о чувственных стимулах (зрелища или звуки); в кратковременной памяти содержится ограниченный набор недавно воспринятых стимулов (номер телефона или обеденное меню); в долгосрочной памяти хранятся более или менее постоянные воспоминания, извлекаемые для повторного использования (например, номер своего телефона). Каждая из этих систем памяти отличается от другой по способу обработки информации, объему сохраняемых сведений и длительности ее сохранения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………6
1.1. Аддиктивное поведениею……………………………………………..6
1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков…9
1.3. Подростковый кризис и его влияние на формирование жизненных ориентаций подростков с аддиктивным поведением……………..12
1.4. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…..14
2. МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………17
2.1. Методы и методики исследования………………………………….17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43
Интенсивно формируются
Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность [4, с.108].
Подростковый кризис также понимается как состояние, в котором могут возникатьискажения отношений подростка с действительностью” (Н. Remschmidt, 1992). Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.
Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкий круг расстройств - от ослабления образного компонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т. д.
Применительно к понятию кризиса
личности деперсонализация выступает,
прежде всего, как экзистенциально-
Подросток ощущает себя незащищенным,
сомневающимся в своей
Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса.
Субъективно тягостное ощущение внутреннего
разлада, изменености собственного
Я, своей идентичности, составляющие
ядро деперсонализации, смешиваются
с чувством дискомфорта, снижением
аффективного настроя к окружающему,
трудностью сосредоточения внимания,
рефлексией. Вытекающие из измененного
чувства самосознания и эмоционального
фона установки, мотивы и ориентации
обусловливают нарушения
С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой [2, c.187].
Таким образом, можно утверждать, что
кризис подросткового возраста - абсолютно
нормальное явление, свидетельствующее
о развитии личности, но при наличии
некоторых неблагоприятных
1.4. Специфика аддиктивного
поведения в подростковом
Проблема предупреждения употребления несовершеннолетними психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики алкоголизма и наркомании взрослых. Несмотря на то, что подростки и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки и употребляют одни и те же наркотики, в психологическом смысле это разные явления. Попытка решить проблему алкоголизма и наркомании разом для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект.
Это объясняется тем, что психика подростка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим закономерностям.
Систематическое употребление
психотропных веществ несовершеннолетними
следует рассматривать прежде всего
как психолого-педагогическую, а
не медицинскую проблему. Это обусловлено
тем, что пьянство подростков, наркомания
или токсикомания всегда связаны
с другими нарушениями
Если алкоголизм или наркомания
у взрослого человека долгое время
может развиваться скрыто, не отражаясь
на трудовой деятельности, социальном
статусе, то у несовершеннолетних, наоборот,
сначала происходит социальная дезадаптация,
а потом уже присоединяется употребление
алкоголя или других психотропных веществ.
Аддиктивное поведение является
составным элементом
Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте
Главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанны ми факторами.
Трудности и низкая эффективность преодоления и профилактики употребления психотропных средств несовершеннолетними объясняются прежде всего тем что ответственные за это взрослые ошибочно полагай ют, что это проблема наркологии. Причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства - звенья одной цепи [5, c.29].
Детские психиатры считают,
что у подростков практически
невозможно разграничить ситуационные
нарушения поведения и
Негативные формы поведения,
довольно часто встречающиеся у
подростков, с трудом поддаются однонаправленному
анализу, поскольку социально- психологические
и педагогические факторы здесь
тесно переплетены с
Поэтому считаем более
продуктивным рассматривать употребление
несовершеннолетними
Подтверждают сказанное
и многие исследования, доказавшие,
что пьянство и наркомания несовершеннолетних
— это прежде всего проявления
нарушений поведения, которые, в
свою очередь, обусловлены социальной
средой. Так, 75% подростков, поступающих
на обследование в связи с употреблением
психотропных веществ или на лечение
от наркомании, росли в неблагополучных
семьях, до 90% правонарушителей - тоже выходцы
из неблагополучных семей, 76% пьющих
подростков воспитывались в
В плане возникновения
и развития зависимости от психоактивных
веществ семья и ближайшее
окружение подростка играют иногда
фатальную роль. В этом тоже качественное
отличие подросткового
Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до отключения», то подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма, за количеством выпитого подавляется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь разовьется окончательно[6, c.34].
Таким образом, изучение особенностей
злоупотребления
Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и формы употребления наркотиков и других психотропных веществ. В целом же можно утверждать, что и физиология подростка, и его психология, и социальный статус определяют иные, качественно отличные подходы к проблеме предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.
Выводы по первой главе
2. МЕТОДИКИ И
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Методы и методики исследования
Современное общество характеризуется
кризисными явлениями во многих сферах
общественной жизни. Трудные социально-
В ситуации нервного перенапряжения
подростки часто склонны
Современная цивилизация породила
особый способ ухода от реальности
как последствие системы
Анализ психологической
Многие исследователи [Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., Курек Н.С., Соколова Е.Т., Толстых Н.Н., Кулаков С.А., Гриффитс М.] отмечают, что значительная часть подростков с аддиктивным поведением имеет серьезные личностные проблемы. Это нарушения психической активности, эмоционального тонуса, снижение самооценки, способностей к совладанию со стрессом и саморегуляции, низкие показатели интеллекта и личностные расстройства.
Шкала оценки потребности в достижении
Мотивация достижения –
стремление к улучшению результатов,
неудовлетворенность
Многочисленные исследования
показали тесную связь между уровнем
мотивации достижения и успехом
в жизнедеятельности. И это не
случайно, ибо доказано, что люди,
обладающие высоким уровнем этой
самой мотивации, ищут ситуации достижения,
уверены в успешном исходе, ищут
информацию для суждения о своих
успехах, готовы принять на себя ответственность,
решительны в неопределенных ситуациях,
проявляют настойчивость в
Информация о работе Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением