Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа
Модель памяти Аткинсона-Шиффрина Известна также под названием «многоэтажной модели памяти». Эта модель предполагает наличие трех отдельных, но последовательно связанных систем памяти: сенсорной, кратковременной и долгосрочной. В сенсорной памяти содержатся мимолетные впечатления о чувственных стимулах (зрелища или звуки); в кратковременной памяти содержится ограниченный набор недавно воспринятых стимулов (номер телефона или обеденное меню); в долгосрочной памяти хранятся более или менее постоянные воспоминания, извлекаемые для повторного использования (например, номер своего телефона). Каждая из этих систем памяти отличается от другой по способу обработки информации, объему сохраняемых сведений и длительности ее сохранения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………6
1.1. Аддиктивное поведениею……………………………………………..6
1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков…9
1.3. Подростковый кризис и его влияние на формирование жизненных ориентаций подростков с аддиктивным поведением……………..12
1.4. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…..14
2. МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………17
2.1. Методы и методики исследования………………………………….17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43
Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ) [18, с.180].
Подробное описание методики в Приложении 1.
Методика диагностики
локализации внутреннего
Данная экспериментально-
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между
собой по тому, как и где
они локализуют контроль над
значительными для себя
2. Локус контроля, характерный
для индивида, универсален по
отношению к любым типам
Экспериментальные работы установили
связь разнообразных форм поведения
и параметров личности с экстернальностью-
Интерналы и экстерналы различаются
по способам интерпретации разных социальных
ситуаций, в частности по способам
получения информации и по механизмам
их каузального объяснения. Интерналы
более активно ищут информацию и
обычно более осведомлены о ситуации,
чем экстерналы. В одной и той
же ситуации интерналы атрибутируют
большую ответственность
Исследования, связывающие
интернальность-
Экстернальность коррелирует
с тревожностью, с депрессией, с
психологическими заболеваниями. Интерналы
предпочитают недирективные методы
психокоррекции; экстерналы субъективно
более удовлетворены
Все это дает достаточные
основания полагать, что выделение
личностной характеристики, описывающей
то, в какой степени человек
ощущает себя активным субъектом
собственной деятельности, и в
какой - пассивным объектом действия
других людей и внешних обстоятельств,
обоснованно существующими
Второе вышеизложенное положение,
на котором основывается американская
традиция исследования локуса контроля,
представляется малоприемлемым. Описание
личности с помощью обобщенных трансситуативных
характеристик является недостаточным.
Большинству людей свойственна
более или менее широкая
1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями к значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам- везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности
в области семейных отношениях
(Ис). Высокие показатели Ис
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т.д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.
6. ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ
В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И
Тест смысло-жизненных ориентаций.
Для исследования смысложизеннных ориентаций мы использовали "Тест смысло-жизненных ориентаций" (СЖО), разработанный Д.А. Леонтьевым. Опросник содержит 20 пунктов, представляющих собой полярные суждения относительно "качеств жизни" испытуемого, например, "Я обычно: ужасно скучаю – полон жизни и энтузиазма". В опроснике СЖО 5 шкал:
Первые три фактора
образуют смысложизненные ориентации:
цели в жизни (будущее), насыщенность
жизни (настоящее) и удовлетворенность
самореализацией (прошлое). Два оставшихся
фактора характеризуют
Необходимым условием эффективной
индивидуальной жизни является синхронизация
временных локусов смысла. Процесс
синхронизации временных
Это смысловое отношение и определяет субъектную временную перспективу: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности здесь и теперь) и определяют состояние субъективной смысловой реальности индивида – ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла (к ситуации, к себе, к другим, к жизни). Актуальное смысловое состояние (АСС) представляет собой совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели). Это своего рода переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с более низкого уровня на более высокий.
2.2. Анализ результатов исследования
И так, мы провели анкетирование,
согласно полученным данным подростки
пользуются компьютером в компьютерном
клубе (68% подростков ЭГ и 28% подростков
КГ) либо у друзей (по 24% соответственно),
общее Интернет-время
Для статистического доказательства нашей гипотезы мы взяли контрольную группу, также состоящую из 32 подростков.
Таким образом, в Табл. 2.1. по Шкале оценки потребности в достижении были получены следующие результаты:
Анализ результатов по шкале оценки потребности в достижении
Таблица 2.1.
Кол-во подростков с аддиктивным |
Уровень мотивации достижений |
Кол-во контрольной группы подростков |
Уровень мотивации достижений |
5 |
Низкий |
6 |
Низкий |
10 |
Средний |
17 |
Средний |
15 |
Высокий |
9 |
Высокий |
Как показало исследование, для подростков с аддиктивным поведением характерен повышенный уровень мотивации достижения успеха, что может указывать на наличие компенсаторных тенденций.
По методу исследования уровня субъективного контроля (УСК) мы получили следующие данные, представленные в Табл. 2.2
Анализ результатов по методу исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Информация о работе Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением