Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Модель памяти Аткинсона-Шиффрина Известна также под названием «многоэтажной модели памяти». Эта модель предполагает наличие трех отдельных, но последовательно связанных систем памяти: сенсорной, кратковременной и долгосрочной. В сенсорной памяти содержатся мимолетные впечатления о чувственных стимулах (зрелища или звуки); в кратковременной памяти содержится ограниченный набор недавно воспринятых стимулов (номер телефона или обеденное меню); в долгосрочной памяти хранятся более или менее постоянные воспоминания, извлекаемые для повторного использования (например, номер своего телефона). Каждая из этих систем памяти отличается от другой по способу обработки информации, объему сохраняемых сведений и длительности ее сохранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………6
1.1. Аддиктивное поведениею……………………………………………..6
1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков…9
1.3. Подростковый кризис и его влияние на формирование жизненных ориентаций подростков с аддиктивным поведением……………..12
1.4. Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…..14
2. МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………17
2.1. Методы и методики исследования………………………………….17
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

1343 курсовая Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением.docx

— 307.87 Кб (Скачать)

Особенности смысла жизненных  ориентаций у подростков с аддиктивным  поведением

 

 

 

 

Курсовая работа состоит  из 48 стр., 11 табл., 3 приложений, 22 источников.

 

Цель курсовой работы – выявление особенностей смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением

Задачи курсовой работы:

1. Исследовать понятие аддиктивного поведения и его проявление у подростков;

2. Изучить особенности формирования жезненных ориентаций подростков;

3. рассмотреть подростковый  кризис и его влияние на  формирование жизненных ориентаций  подростков с аддиктивным поведением;

4. Выявить специфиу аддиктивного  поведения в подростковом возрасте;

5. Изучить методики и провести анализ результатов исследования.

Объект исследования – подростки

Предмет исследования – жизненные ориентации у подростков с аддиктивным поведением.

Гипотеза – личностная сфера подростков с аддиктивным поведением отличается от подростков нормального поведения. Подростки с аддиктивным поведением имеют свои смыложизненные ориентации. Целенаправленное использование компьютера в повседневной жизни подростков с аддиктивным поведением отличается от использованния компьютера подростками в норме.

Методы исследования: общенаучные (системный) и частнонаучные (сравнительный), анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, исследования.

Новизна и практическая значимость: данная работа и её результаты могут быть использованы учащимися как хороший материал для ознакомления с темой Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением, а также преподавателями для краткого и доступного изложения материала учащимся.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

________________

(подпись студента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

 

1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ  У ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………………6

1.1. Аддиктивное поведениею……………………………………………..6

1.2. Особенности формирования жезненных ориентаций подростков…9

1.3. Подростковый кризис и его  влияние на формирование жизненных  ориентаций подростков с аддиктивным  поведением……………..12

1.4. Специфика аддиктивного поведения  в подростковом возрасте…..14

 

2. МЕТОДИКИ И АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…………17

2.1. Методы и методики  исследования………………………………….17

2.2. Анализ результатов  исследования…………………………………..22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С проблемой смысла жизни  сталкивается практически каждый человек. Особенно эта проблема становится актуальной в юношеском возрасте. Проблема смысла жизни изучалась В. Франклом, и  как он отмечает, с этой проблемой  сталкиваются люди в разных странах  по всему миру. Смысл жизни может  выступать, с одной стороны, как  ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор  ценностей, которыми руководствуется  индивид в своей жизни. Людьми по-разному осознаются разные аспекты  смысла жизни: прошлое, настоящее, будущее.

Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других видов самоопределения. Поэтому  важными для содержания труда  являются именно ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Проблемы ценностных и смысложизненных ориентации и интересов молодежи были предметом  исследований ряда ученых (К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, В.Т. Лисовского, В.А. Ядова и др.)

Актуальность курсовой работы, заключается в том, что вопросы, связанные с аддиктивным поведением подростков, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования аддиктивного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

В Беларуси наблюдается ежегодное  увеличение количества потребителей наркотических  веществ, которые состоят на диспансерном учёте; больше 90 % из них — потребители  инъекционных наркотиков (ПИН).

Вряд ли официальные данные отображают реальную ситуацию. В Беларуси, за подсчётами экспертов, не меньше 300—500 тысяч ПИН. Проблема нашего исследования очень серьезна. Поэтому мы попытаемся выявить те особенности личности подростков, приводящие к таким проблемам  нашего общества.

Цель курсовой работы – выявление особенностей смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением

Задачи курсовой работы:

1. Исследовать понятие аддиктивного поведения и его проявление у подростков;

2. Изучить особенности формирования жезненных ориентаций подростков;

3. рассмотреть подростковый  кризис и его влияние на  формирование жизненных ориентаций  подростков с аддиктивным поведением;

4. Выявить специфиу аддиктивного  поведения в подростковом возрасте;

5. Изучить методики и провести анализ результатов исследования.

Объект исследования – подростки

Предмет исследования – жизненные ориентации у подростков с аддиктивным поведением.

Гипотеза – личностная сфера подростков с аддиктивным поведением отличается от подростков нормального поведения. Подростки с аддиктивным поведением имеют свои смыложизненные ориентации. Целенаправленное использование компьютера в повседневной жизни подростков с аддиктивным поведением отличается от использованния компьютера подростками в норме.

Методы исследования: общенаучные (системный) и частнонаучные (сравнительный), анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, исследования.

Новизна и практическая значимость: данная работа и её результаты могут быть использованы учащимися как хороший материал для ознакомления с темой Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением, а также преподавателями для краткого и доступного изложения материала учащимся.

В работе использованы труды  таких авторов, как Леонтьев Д. А., Леонова Л.Г., Максимова Н. Ю., Ковалев В.В. и др.

 

1. ПОНЯТИЕ АДДИКТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ  У ПОДРОСТКОВ

 

 

1.1. Аддиктивное  поведение

 

Наиболее актуальными  формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и «поисковой активности» в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Аутоагрессивное поведение проявляется в наличии суицидальных мыслей, переживаний («замыслов»), тенденций и действий, а для гетероагрессивного поведения характерны агрессивные высказывания, угрозы и действия, направленные на окружающих.

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение можно определить как систему поступков (отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, адаптационных механизмов и неспособности к нравственному и эстетическому контролю за своим поведением. На практике выделяют ряд типов и форм отклоняющегося (девиантного) поведения, которые будут представлены ниже [6; c. 34].

Следует отметить, что существуют определенные взаимоотношения между  различными типами и клиническими формами  девиантного поведения 

Типы девиантного  поведения:

  1. Делинквентное поведение — отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее в крайних своих проявлениях уголовно наказуемый характер.
  2. Аддиктивное поведение — отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности.
  3. Патохарактерологическое поведение — отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания.
  4. Психопатологическое поведение — отклоняющееся поведение, обусловленное психическими расстройствами.
  5. Поведение на базе гиперспособностей — отклоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в обыденной жизни, при особой одаренности
  6. и даже гениальности в других сферах деятельности [5, c.122].

Клинические формы  девиантного поведения:

  1. Агрессивное поведение.
  2. Аутоагрессивное (суицидальное) поведение.
  3. Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация и др.).
  4. Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание).
  5. Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии).
  6. Сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», спортивный, музыкальный и прочий фанатизм и др.).
  7. Сверхценные психопатологические «увлечения» (кверулянтство (сутяжничество), клептомания, дромомания (навязчивое стремление к бродяжничеству) и др.).
  8. Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.).
  9. Коммуникативные девиации (аутизация (замкнутость), гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.).
  10. Аморальное (безнравственное) поведение [17, с.265].

И так, суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям [8, с.117].

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая  выражается в стремлении к уходу  от реальности путем изменения своего психического состояния посредством  приема некоторых веществ или  постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах  деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает  человека, что начинает управлять  его жизнью. Человек становится беспомощным  перед своим пристрастием. Волевые  усилия ослабевают и не дают возможности  противостоять аддикции [8, с.119].

Аддиктивная личность в своих  попытках ищет свой универсальный и  слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные  возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может  быть нарушен по разным причинам, как  внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному  на них реагируют. Одни готовы противостоять  превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и  принимать решения, а другие с  трудом переносят даже кратковременные  и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие  люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается  иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность  аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к  фиксации на каких-то предметах или  действиях, можно не думать о своих  проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации [12; С 7-9].

Информация о работе Особенности смысла жизненных ориентаций у подростков с аддиктивным поведением